Мастер-класс среди педагогов на тему: «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании на примере дымковской игрушки»
методическая разработка

Макутина Екатерина Игоревна

В данный материал направлен на создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с педагогами, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mas.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании на примере дымковской игрушки»

Цель мастер-класса: Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с педагогами, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.

Задачи:

1.Обогащать знания педагогов о народной игрушке.

2.Создавать декоративную композицию на бумажных шаблонах– украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами) нетрадиционными способами рисования: рисование ватной палочкой, печатание стеркой на карандаше, ватной палочкой, штампами из фуамирана, колпачками от фломастера, пластиковой вилкой.

3.Развивать творческие способности, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Материалы и оборудование: шаблоны из белой бумаги по мотивам «Дымковской лошадки»; ватные палочки, штамп из фуамирана, карандаши со стеркой на конце, пластиковая вилка, колпачки от фломастера, палитра, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы с элементами дымковской росписи; наглядно-демонстрационный материал; мультимедийная презентация.

Ход мастер класса:

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании на примере дымковской игрушки».

Данный мастер-класс является одной из форм приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития традиций нашего Отечества.

Важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Приобщение детей к русской национальной культуре в нашей группе возраста 3-4 года осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с семьями наших воспитанников. Нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине.  А как мы все знаем, что любовь к Родине начинается с любви и уважения к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями.

Наиболее продуктивно способствует приобщение дошкольников к истокам национальной культуры художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры нравственности и патриотизма.

Показ презентации:

Слайд 1

Название презентации

Слайд 2

В рамках родительского собрания по второй годовой задаче был проведен по этой теме мастер класс с родителями и детьми нашей группы. Где я увидела большой интерес и заинтересованность как детей, так и родителей. По итогу мастер класса, я сделала для себя определенные выводы, о том, что если мы будем работать в системе «педагоги-родители-дети», то можно успешно решить задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым формируя патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. И сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с вами.

Слайд 3

Педагог читает стихотворение «Дымковская игрушка»:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров. И я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где возможно вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги.

Слайд 4

Я хотела бы напомнить нам всем, что такое дымковская игрушка и ее роспись.

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. С давних пор здесь умелые мастера из глины делают яркие, нарядные игрушки. Глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Название игрушки происходит от слободы Дымково. Промысел имел семейную организацию – лепили женщины и девочки к весенней ярмарке.

Слайд 5

Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом.

Слайд 6

Все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный. Есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Символизирует природу, землю, пашню.

Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра.

Черный цвет говорит о горе, неправде, зле.

Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

Слайд 7

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями.

Слайд 8

Такие узоры всем понравились, полюбились. Свои знания мастерицы передавали своим дочкам и внучкам, а те учили своих дочек и внучек».

И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Слайд 9

Вот к примеру в росписи животных мастера используют сочетания крупных и мелких элементов, которые располагаются рядами
или по всему телу.

Сайд 10

Спасибо за внимание!

Практическая часть

Самопоказ: все мы вспомнили о происхождении Дымковских игрушек. Ее изготовлении и росписи. И сейчас я вам покажу именно ту технику с которой сегодня мы будем работать. Для росписи нашей «Дымковской лошадки» очень подходит техника отпечатка. И в этой технике мы будем применять разные способы отпечатка для получения рисунка в росписи дымковской игрушки.

Давайте, посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми:

- ватной палочкой (ею можно рисовать прямые и волнистые линии и точки)

-вилкой (ею можно изобразить рисунок прядей волос на гриве и хвосте)

-стеркой на карандаше (круги узора) или диаметр кругов можно задать самим вырезать круги из фуамирана и наклеить их на торцевую сторону карандаша.

-колпачком от фломастера (колечки вокруг круга)

Уважаемые педагоги, сейчас я покажу, как можно применить все эти материалы в технике отпечатка на своем шаблоне и после предлагаю вам расписать «лошадку»

  • ватной палочкой и черной краской очень аккуратно закрашиваем нос, копыта, хвост, рога, и очень аккуратно рисуем глаза.
  • придумать узор из кругов и отпечатать стеркой.
  • ватной палочкой нарисовать волнистые и прямые линии, а затем поставить точки вокруг или вдоль.
  • узор на гриве и хвосте (лошадки) наносится вилкой.
  • отпечатать кольца вокруг кругов можно колпачком от фломастера.

Самостоятельная работа участников мастер класса.

Посмотрите каковы

Удивительно белы

Мастера, скорей за дело

Украшай игрушку смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовал он взор.

У вас на столах лежат бумажные белые шаблоны, которые мы с вами сейчас превратим в красивые дымковские игрушки.

Участники мастер-класса презентуют свои работы.

Все игрушки получились у нас разные, как и их хозяева. Сейчас я вам предлагаю разместить на магнитной доске свои работы, внимательно рассмотреть их и рассказать о своей игрушке. Что вы хотели передать в своей росписи? (Ответы педагогов)

Мастер-класс с Вашим участием закончился, благодарю за внимание. Надеюсь, что это время прошло с пользой для дела и вы будете применить полученные знания в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по декоративному рисованию "Знакомство с дымковскими игрушками"

В материале представлены  виды дымковских игрушек. Материал с музыкальным сопровожением, прост и доступен для восприятия детьми среднего возраста....

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Декоративное рисование "Знакомство с дымковскими игрушками" (средняя группа)

В этой работе рассказано о знакомстве  детей с дымковскими игрушками...

«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).

Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....

Мастер класс по художественно – эстетическому развитию на тему «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью: «Золотая рыбка».

В данном мероприятии дети знакомятся с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли...

Мастер-­класс для родителей на тему: «Использование смешанных нетрадиционных техник рисования в одной работе»

Цель. Ознакомление родителей  с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.Задачи....

Мастер-класс с детьми во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования, рисование мятой бумагой "Ежик"

Я провела мвстер-класс с детьми во второй младшей группе нетрадиционной техникой рисования, рисование мятой бумагой - ежика. Из самого названия техники уже понятно, что рисование у нас не было кисточк...