Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
учебно-методический материал

Могильная Татьяна Евгеньевна

          Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.   Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_svyaznoy_rechi.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

        Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.   Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития . Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.  

В настоящее время работаю в группе с детьми старшего дошкольного возраста. Нами  разработана система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи детей:

использование  на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

включение в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

После прослушивания рассказов сверстников предлагаем выбрать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор.  Перед выполнением задания обязательно делаем установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощряем детей, которые выполняют данное требование. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;   Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаем детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей. Вместо физкультминуток используем обучающие игры, но придаем  им подвижный характер. Во-избежании выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаем  детям разные варианты, рекомендованные методикой;  По возможности завершаем занятие игрой развивающего характера. Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе проводимых занятий,  опираемся на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта.

С целью диагностики уровня развития связной речи детей предлагались следующие задания: пересказ знакомой сказки (без наглядности и по иллюстрациям); рассказывание по картинке; составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё). Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность.  

 Пересказы детей с опорой на иллюстрации более содержательны, связны, структурно оформлены. В ходе пересказа сказки без иллюстраций часть детей нарушала некоторые существенные моменты: последовательность ;  выпускались целые фрагменты в содержании сказки (см. примеры пересказов выше).

Занятия по данным видам рассказывания  проводятся  один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.   Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.  

  Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.  В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок убедили меня в том, что необходимо создать серию  конспектов по данным видам рассказывания. Для этого отобраны более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно. На данном этапе своей работы я остановилась именно на картинах и сюжетных картинках. Для развития связной речи мы  использовали следующие картины и серии сюжетных картинок: "Купание медвежат" ; "Кролики" ; "Кошка с котятами" ; "Как подружки котёнка спасли" . Поскольку свою задачу мы видим не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для меня было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.  Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено.  Например, на занятии по составлению рассказов по картине "Кошка с котятами" сообщено детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.

В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.   На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке" также сообщили, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась общему мнению и сказать правильный ответ. Как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.

Нами  уделено большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий мы часто используем соревновательные, познавательно-побудительные мотивы

 Работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.   Мы  заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями. Например, при составлении рассказа по картине "Верблюды" при рассматривании картины я использовала упражнение "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.  На этом же занятии дети играли в игру "Волшебная цепочка". Её смысл заключается в том, что я должна была сказать несколько коротких предложений. Например, "На картине изображена верблюдица". Кто-то из детей (по моему выбору) должен был дополнить моё предложение ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавлял ещё одно слово, и, таким образом удлинял предложение ещё на одно слово. Получалась следующая цепочка: "На картине изображена большая горбатая длинноногая мощная верблюдица".

Мы  уверена, что, если бы я не проводили работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.

Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий: развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия; применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога;  использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

"Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

quot;Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...