Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
проект

Фасахова Гузель Ильдусовна

Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра педагогики, психологии и андрагогики

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

Тема: Стратегия и механизмы внедрения

инклюзивного образования в ДОУ

Автор проекта: Фасахова Гузель Ильдусовна

Куратор: Шарифзянова Кадрия Шяукатовна

   кандидат психологических наук,

 заведующий кафедрой педагогики,

психологии и андрагогики

Казань, 2021

Стратегия и механизмы внедрения инклюзивного образования в ДОУ

Актуальность проекта

    Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в настоящие время рассматривается как одна из важнейших задач  государственной политики в области образования. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ формирует новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной), не только в том, что дети с ОВЗ должны быть включены в уже выстроенный процесс передачи знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует изменения образовательной ситуации. В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители (законные представители), дети, администрация), так как инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

      Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Реализация задач сопровождения детей с отклонениями в развитии, возможна только при условии создания единой “команды”, ориентированной на совместное достижение цели. Организация совместной координированной работы специалистов с учетом специфики профессиональной деятельности обеспечивает комплексный подход к преодолению нарушений у детей с ОВЗ.

Таким образом, проблема разработки и практической реализации программы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из важнейших проблем специальной педагогики на современном этапе.

Цель: Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития (ОВЗ)

Задачи:

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:

  • профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
  • специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка;
  • разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Коррекционно-образовательный процесс регламентируется нормативно-правовой базой ДОУ для введения и функционирования инклюзивного образования.

  • Годовой план ДОУ
  • «Положение об организации работы групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, (компенсирующая и комбинированная)»;
  • Договор с родителями о посещении групп компенсирующей и комбинированной направленности в ДОУ.
  • Должностные инструкции педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
  • Адаптированная программа ДОУ
  • Индивидуальные маршруты
  • Положение о работе ПМП консилиума ДОУ;
  • Положение о кабинете специалистов ДОУ.

1. Целевой раздел включает: пояснительную записку, в которой описаны цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы. Принципы и подходы к формированию программы. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка. Планируемые результаты освоения адаптированной программы ребенком.

2. Содержательный раздел программы включает: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Педагогическая диагностика (мониторинг). Взаимодействие с родителями воспитанников. Освоение ребенком программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

3. Организационный раздел включает: описание режима дня и правил внутреннего распорядка воспитанника; описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Построение образовательного процесса в группе по адаптированной образовательной программе включает:

- диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей;

- составление адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана(маршрута), обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

При проведении педагогической работы по адаптированным образовательным программам необходимо соблюдать следующие важные условия:

  • во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к образовательной деятельности;
  • во-вторых, индивидуализация содержания образовательной деятельности в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, так же характером его первичного нарушения;
  • в-третьих, регулярность проведения.

Коррекционно-развивающая деятельность основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, атр-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической и логопедической поддержки развития личности детей, их социализации и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в индивидуальных и групповых формах, направленных на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.

Механизмы внедрения:

Кадровые.

  1. Создание учебно-методического совета с участием членов педагогического коллектива.
  2. Создание ПМП консилиума.
  3. Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.
  4. Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме инклюзивного образования.
  5. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.

Материально-технические.

1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.

2) Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ, приведение в соответствие с требованиями программы.

3) Оборудование сенсорной комнаты.

Организационные.

  1. Разработка документации по основным направлениям работы (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников ИО и т.д.)
  2. Создание условий реализации программ.

Нормативно-правовые.

1) Обеспечение ДОУ федеральными, региональными, локальными документами.

Информационные.

1) Обеспечение ДОУ научно-методической литературой, программами дошкольного образования, программами воспитания и обучения детей с речевой патологией.

2) Распространение имеющегося педагогического опыта.

3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработках и результатах в области раннего вмешательства специалистами; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.

Мотивационные.

1) Дополнительные материальные поощрения педагогов.

2) Предоставление методических дней;

3) Публикация авторских разработок.

4) Выступление на научно-практических конференциях.

Структура и содержание адаптированной образовательной программы представлена в следующей форме:

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  Реализация проекта  по внедрению инклюзивной практики на базе детского сада позволит дошкольному образовательному учреждению и педагогическому коллективу:

  • сформировать толерантное сообщество детей, родителей (законных представителей), персонала дошкольного образовательного учреждения и социального окружения;
  • создать в детском саду педагогическую систему, центрированной на потребностях ребенка и семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;
  • повысить профессиональный уровень педагогических работников за счет, прохождения курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов позволит:

  • понимать как перспективу развития своего ребенка, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящая перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
  • полноценно участвовать в процессе обучения и развития своих детей;
  • быть информированными и поддерживать режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • быть включенными в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • занимать активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к «особому ребенку» и его семье.

Дети с ОВЗ и дети–инвалиды будут включены в образовательный процесс, адаптированы и приняты детской группой. Будут с желанием посещать образовательное учреждение и покажут положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), а также получат помощь и поддержку в овладении адаптированной образовательной программой и основной образовательной программой.

Педагоги детского сада будут:

  • принимать политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
  • реализовывать инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимать участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
  • эффективно взаимодействовать с родителями, координаторами по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
  • иметь положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
  • иметь информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их использовать в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»

laquo;Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»...

«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

    Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...

CОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Статья посвящена содержанию и технологии моделирования вариативной образовательной среды в соответствии с задачами комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»       Образование детей с ограниченн...