Мастер-класс Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»
материал (средняя группа)

Гаджиева Джамиля Ахматхановна

Мастер-класс

Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx86.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» г. Когалыма

Мастер-класс

Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»

                                                                                               Подготовила:

                                                                                              Воспитатель  

                                                                                           Гаджиева Джамиля Ахматхановна

                                                           г. Когалым 2021

ЦЕЛЬ: Распространение опыта по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность среди педагогов- дошкольников.

Задачи:

* Обмен педагогическим опытом по включению элементов театрализованной * деятельности в образовательный процесс.

* Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.

* Создать положительный эмоциональный климат в ходе мастер -класса.

Ход мастер –класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер-класса: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально - игровую деятельность».

         Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. 

        Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.  Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

         Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. При нормальном развитии, общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством - речь. Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования.            В большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.

       Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

        Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта»

  Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

       На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности.  

       Все эти актуальные задачи педагогики: развитие коммуникативных, речевых и творческих способностей позволяет решать театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

       Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре.  Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

       Театрализованная игра оказывает большое влияние на коммуникативно- речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.  

        Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.

         В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.   Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).   

       Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие творческих, коммуникативно-речевых способностей дошкольников.

     

                    Переходим к практической части нашего мастер – класса. 
Уважаемые коллеги! 
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека?

(Конечно же – ЖЕСТЫ) 
Коль наша группа комбинирующей направленности в своей практике актуальны и обязательны пальчиковые игры. 
Я уверена, что в арсенале любого педагога найдутся непременно излюбленные пальчиковые гимнастики, применяемые им в воспитательно – образовательном процессе. 
- Назовите распространенные или полюбившиеся пальчиковые гимнастики из своей педагогической практики.

                                       ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса 

1.Петушок и бобовое зернышко

Петушок, петушок, (сложить руки в замок, поднять пальцы вверх)

Пострадал от жадности дружок. (Погрозить указательным пальцем)

Его курочка спасла, (сложить руки накрест и помахать)

Всех на помощь позвала. (Поманить к себе ладошками)

Хозяйка маслом помогла, (загибать по одному пальцу на каждое действие)

Корова молока дала,

Хозяин траву накосил,

Кузнец косу наточил.

Масло Пете в горло влили

И все зерна проскочили.

Вскочил Петя на избу (сложить руки в замок, поднять пальцы вверх)

Закричал: «Ку-ка-ре-ку»!

Не обойтись нам и без потешек. 
    Эти художественные произведения построены на диалоге. 
2.Простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость.
В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.

Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель
А вот котеночек в углу, 
Мяукает он так. (Мяу! Мяу) 
Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав) 
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у) 
А петушок, встретив зарю, 
Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку) 
Паровоз, набравши ход, 
Тоже весело поет. (У-у-у) 
Если праздник, детвора Весело кричит. (Ура! Ура)

 Как можно организовать работу вот с этой потешкой
Ваши предложения. 
1 вариант – проговариваем хором
2 вариант - делимся на мини – группы

3.Речевые упражнения.


Речевые упражнения развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. 
Работа с чистоговорками, скороговорками. 
                1 вариант я одну часть, а дети другую
                2 вариант1 часть говорят девочки, а другую мальчики

               3 вариант произносим: громко – умерено – тихо. 
• Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

• Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

• Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

• Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

• Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

• Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

• За-за-за – уходи домой, коза.

• Же-же-же – дождь прошёл у (же) .

• Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

4. Этюды на выражение основных эмоций развивают творческие и коммуникативные качества личности;

Способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. 
Ситуация: «Петушок выгоняет лисичку из избушки», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа. 
А вы попробуйте изобразить! 

Голова поднята вверх, одной рукой держит косу на плечах, другую руку на поясе. Смело, уверенно шагает.

5.Драматизация отрывков из сказок.

Игра-драматизация – самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. 
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. 
Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. 
В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. 
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. 

6.В детских театральных играх и упражнениях велика роль стихов.

 
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.

Игры- стихи 
Цель:
 учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

«Самолёт» 
Поиграем в самолет? (Да.) 
Вы все — крылья, я — пилот. 
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.) 
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у) 
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а) 
Ры-ры-ры — рычит мотор, 
Мы летаем выше гор. 
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе! 
Что ж — закончен наш полет. 
До свиданья, самолет. 

7.Театр кукол «Би-ба-бо» или конусный театр

Цели:-  развивает речь детей с помощью кукольного театра; 

          -  обогащает словарь, формирует умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов; 
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. 
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. 

8. Король (вариант народной игры)


Цель.
 Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно. 
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок.

Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься.

Затем они группами подходят к королю. 
Работники. Здравствуй, король! 
Король. Здравствуйте! 
Работники. Нужны вам работники? 
Король. А что вы умеете делать? 
Работники. А ты отгадай! 
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п.

Король должен отгадать профессию работников.

Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей.

Первый пойманный ребенок становится королем.

9. Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

 

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

 

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

Сегодня Вашему вниманию были представлены лишь некоторые театрализованные игры для творческого, коммуникативно-речевого развития.

  Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию творческих,  коммуникативно-речевых способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

                       Спасибо за внимание и приятно проведенное время.

                                      Желаю творческих успехов!

Литература:

1.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-36.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М., 1991.

3.Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005.       

4.Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

5.Н.Ф.Сорокина «Театр – творчество - дети»

6.М.Д. Махаева  «Театрализованные занятия в детском саду»

7.Г.Н.Гришин «Любимые детские игры»

8.А.И.Буренина «Театр всевозможного»

9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»

Сказка: Заюшкина избушка.

      Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.

Идёт зайчик, плачет.

       Ему навстречу собака: "Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала". - "Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу".

Подошли они к избушке. Собака забрехала: "Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!" А лиса им с печки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!" Собака испугалась и убежала.

      Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: "О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала." - "Не плачь, я твоему горю помогу".

Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: "Поди, лиса, вон!" А лиса им с печи: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!"

Медведь испугался и убежал.

           Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: "Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала". - "Пойдём, я твоему горю помогу". - "Нет, петух, не поможешь.

Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать". - "Нет, выгоню!" Подошли они к избушке.

          Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: "Ку-ка-ре-ку!

Несу косу на плече, хочу лису посечи.

Ступай, лиса, вон!"

Лиса услыхала, испугалась и говорит: "Обуваюсь..." Петух опять: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса опять говорит: "Одеваюсь..." Петух в третий раз: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной избушке.

 

 

 

 

Русская народная сказка «Теремок»

тоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:С

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

 

I. В-ль загадывает загадку: Стоит домик расписной,

                                             Он красивый такой.

                                             По полю зверюшки шли,

                                             Остались в доме жить они.

                                             Дружно жили, не тужили,

                                             Печку в домике топили.

                                             Мишка домик развалил,

                                             Чуть друзей не раздавил.

- О какой сказке идёт речь?

- Сегодня мы с вами обыграем сказку «Теремок».

Какие звери жили в теремке?

-  Как пищит мышка?  

Как квакает лягушка?

Какие звуки издаёт зайчик?

- Как тяфкает лиса?

Как воет волк?

Как ревёт медведь?

- Кто будет мышкой-норушкой? Каким голосом говорит мышка?(тонким)

- Кто будет лягушкой-квакушкой? Каким голосом говорит лягушка?

- Кто будет зайчиком-побегайчиком? Каким голосом говорит зайчик?

- Кто будет лисичкой-сестричкой? Каким голосом говорит лиса?

- Кто будет волчок-серый бочок? Каким голосом говорит волк?(толстым)

- Кто будет медведем косолапым? Каким голосом говорит медведь? (Обратить внимание детей на интонацию речи)

Детям раздаются шапочки зверюшек.

II  Проводится игра-драматизация.

В-ль с детьми встают в круг.

Центр круга- теремок.

В-ль с детьми идут по кругу, при этом произносят слова:

« Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок,не высок-не высок.

Вот по полю мышка (лягушка,

зайчик, лисичка, волк, медведь) бежит, у ворот остановилась, и стучит…».

Все герои, по очереди, выходят в середину круга со словами: «Тук, тук,

кто в теремочке живёт…»

Когда появляется медведь и ломает теремок, дети разрывают круг.

Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»

Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок.

Дети вместе с воспитателем строят теремок из картонных модулей.

-С кем будет жить в теремке мышка-норушка?

( С лягушкой-квакушкой,

с зайчиком-побегайчиком,и т.д.)

                                                                         

 III      Стоит в поле теремок,теремок ,

           Очень-очень он высок.

           Без веселья здесь нельзя,

           В теремке живут друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности.

В данном матереале находиться , как ребёнок развивается с помощью театра....

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театрально-игровую деятельность"

В презентации раскрыты методы и приемы, основные направления работы с детьми по развитию речи и творческих способностей через театрально-игровую деятельность....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей, через театрально-игровую деятельность.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»....

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном ...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........