МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2020-2021 г. учебный год Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа)

Гузель Мубараковна Хусаинова

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2020-2021 г. учебный год

Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»

Сенсомоторное развитие – это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Цель: Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи и выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества); учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности; развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Задачи сенсомоторного развития:

1. Способствовать формированию представлений о цвете,

форме, величине предметов, положения их в пространстве;

2. Содействовать развитию восприятия, стимулируя

анализаторы зрительные, слуховые, осязания,

обоняния и вкуса.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Формы организации деятельности:

групповая;

подгрупповая;

индивидуальная.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Месяц

Тема занятия

Содержание

Осень

Сентябрь

«Спрячь мышку»

Ознакомление детей с шестью цветами

спектра и их названиями. Обучение

идентификации цвет (Беседа.

Практическое

Занятие)

Октябрь

«В царстве

Фигурок человечков».

Ознакомление детей с кругом, квадратом,

треугольником и их названиями.

Обучение приемам обследования формы –

обведению пальцем контура фигуры. (Беседа.

Практическое

Занятие)

Ноябрь

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов.

Обучение выделению цвета с отвлечением

от других признаков предметов (Беседа.

Практическое

Занятие)

Зима

Декабрь

«Гости»

Обучение группировке геометрических

фигур по форме с отвлечением от величины

и цвета. (Беседа.

Практическое

Занятие)

Январь

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями:

«светлый», «темный», «светлее», «темнее». Беседа.

Эксперимент.

Практическое

занятие

Февраль

«Найди предмет

такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы

предметов с эталонами формы (Беседа,

практическое

занятие)

Весна

Март

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения

предметов по величине (наложение и

приложение), обозначению величины

предметов словами. (Беседа,

практическое

занятие)

Апрель

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с

эталоном цвета, классификации по цвету,

группировке оттенков . Беседа,

рассматривание,

практическое

занятие

Май

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов,

включая новый для них голубой цвет. Беседа,

рассматривание,

практическое

занятие

Лето

Июнь

«Чудесный

мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры

по осязательно воспринимаемому образцу.

Рассматривание,

объяснение,

практическое

занятие

Июль

«Какой формы

предметы в нашей

группе»

Обучение зрительному обследованию

предметов в группе. Формирование умения

словесно описывать формы предметов в

группе.

Рассматривание,

обсуждение,

практическое

занятие

Август

«Составные

картинки»

Обучение расчленению изображения

предмета на составные части, воссозданию

сложную форму из частей.

Рассматривание,

обсуждение,

практическое

занятие

hello_html_53277965.jpg

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Цель: создать условия для развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Закреплять знания детей основных цветов; упражнять в подборе аналогичного цвета.

2. Продолжать развивать зрительное восприятие; мелкую моторику рук.

3. Воспитывать усидчивость, внимание.

Ход ИГРЫ

Перед каждым ребенком лежат по 4 квадрата разного цвета с белым окошком в середине, где изображена мышка. Поднос с разноцветными квадратами по размеру белого окошка. У воспитателя тот же материал, но большего размера. Раздается писк «кто это?»- спрашивает воспитатель. «Как вы догадались, что это мышка?» (ответы детей) Появляется маленькая игрушечная мышка «Да, правильно, это мышка. Она очень любит играть в прятки. А от кого прячется мышка? (ответы детей) Вот и мы поиграем в игру «Спрячь мышку». Воспитатель показывает свои карточки. Вот у меня домик мышки. Какого он цвета? (зеленого) А какого цвета надо подобрать к нему, что бы спрятать мышку? (зеленого) А почему зеленый? (потому что и домик зеленого цвета) посмотрите, ребята, как я беру квадрат зеленого цвета правой рукой и накладываю его точно на окошко, чтобы мышку не было видно. Точно также разбираются домики с другими цветами. «Ну, а теперь, вы спрячьте своих мышек. Будьте внимательными и аккуратными. Карточки берите правой рукой по одной, и раскладывайте точно, по открытым окошкам, так чтобы мышек не было видно. Дети выполняют задание. Спрашивает отдельных детей о цветах, закрепляет с теми, кто еще путает их. Появляется игрушечный котенок. Он мяукает, бегает, ищет мышек.

Воспитатель: «Вот какие вы все молодцы; правильно подобрали цвета, хорошо спрятали мышек, их не было видно и котенок, их не нашел. А котенка мы угостим молоком. Понравилась вам игра? А как она называется?

Дидактическая игра «В царстве Фигурок человечков»

Заранее приготовить фигуры различного размера и формы. Сделать из них аппликацию – человечка.

Дидактическая игра «Лото цвет»

Каждый из играющих по очереди берет в руки вертушку и поворачивает стрелку.Все вместе произносят слова:

Стрелка, стрелка покружись.

Всем кружочкам покажись.

И какой тебе мелей,

Укажи нам поскорей.

Стоп!

На последнем слове стрелка останавливается, а ребенок вращавший ее должен назвать цвет кружка на который она указывает.

Если цвет назван правильно воспитатель дает ребенку кружок и тот закрывает контур такого же кружка. когда все карты заполнены игра заканчивается.

Правила игры.

1. Вертушка передается участником игры по очереди, но только тем, кто не нарушает правил.

2. Дружно произносить слова, помогая стрелке выбирать кружок.

3. Тому, кто вращает стрелку, нужно остановить ее, по слову "Стоп!" и назвать цвет кружка на который она указывает.

4. Если цвет кружка назван правильно, ребенок получает кружок, которым заполняется контур того цвета на карте. Если карта заполнена или к ней не подходит выигрышный кружок ребенок отдает его тому, кто первый попросит.

Дидактическая игра «ГОСТИ»

Программное содержание. Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы – на лист бумаги с изображением овала.

Дидактическая игра «Окраска воды»

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, мы получили сообщение от Феи Искусств. Она попросила помочь в создании разных оттенков. Вы согласны?.

Ответы детей.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, нам надо получить разные тона красок от предложенных шести цветов. Для этого мы будем красить воду. Но сначала изучим воду в своих баночках. Вода, она какая?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, вода прозрачная, без запаха, бесцветная. А сейчас узнаем еще про одно свойство воды для этого опустим кисточки с гуашью в баночки с водой и понаблюдайте, что же произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы правильно заметили, вода принимает цвет той краски, которую в нее добавляют. Значит, вода растворяет добавленные в нее вещества, она окрашивается. Вот это свойство воды мы используем для разведения красок – получения оттенков разных цветов. (Детям предлагаются краски спектральных цветов).

Воспитатель: Мы проведем эксперимент по созданию оттенков спектральных цветов. Чтобы создать светлый оттенок надо добавить в вводу гуашь набранный на половину кисточки. (Выполнение работы детьми)

Воспитатель: Какие оттенки получили?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, мы получили светлые оттенки. Но чтобы получить тон темнее, надо добавить полную кисть гуашевых красок в баночки с водой. (Выполнение работы детьми)

3 Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, я думаю, Фея Искусств очень довольна вновь созданными нами оттенками цветов.

 Дидактическая игра  «Найди предмет такой же формы»

      Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

Дидактическая игра «Три квадрата»

 Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, карточка; у детей по 3 квадрата, карточки.

Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на карточке снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих карточках» - говорит воспитатель

Строю я, строю

Из кубиков домик.

В домик поселится

Ласковый гномик.

Дидактическая игра « В царстве царя Разноцвета»

Задачи: 1. Познакомить детей с оттенком красного - розовым цветом.Закрепить знания о величине предмета: высокий, пониже, низкий.

2. Развивать умение классифицировать игрушки по цвету.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помогать.

Оборудование: конусные игрушки -матрёшки 7 цветов (жёлтая, зелёная, синяя,красная, розовая; домики 4 цветов; игрушки 5 цветов (по две игрушки каждого цвета); деревья 3 размеров, игрушка волка; дидактическая игра " Подбери по цвету"; банка с водой, кисть,гуашь: белая и красная.

Ход ООД:

]1. Игровая мотивация

В царстве царя -Разноцвета жили матрёшки, они были очень весёлые, любили принимать гостей. А сегодня в царстве праздник. К празднику Разноцвет подарил матрёшкам новые, красивые сарафаны (появление матрёшек).

Ребята, сарафаны у матрёшек одинаковые по цвету или разные? Правильно, они разные. У этой матрёшки какого цвета сарафан? (жёлтый, а у этой? (и т. д. перечисляют все цвета-синий, фиолетовый, оранжевый, зелёный, красный).

2. Основная часть

Посмотрите и ответьте, кто знает,какого цвета сарафан у этой матрёшки? Я вам подскажу, этот сарафан розового цвета. У каждого цвета есть братья, так же как и у вас есть братья и сёстры. Вот мы сейчас и посмотрим чей брат розовый цвет. Что у меня в руке? (баночка с водой). А это? (краска). Какого цвета краска? Молодцы, белого и красного. Я возьму на кисточку немного белой краски и опущу в воду. Какого цвета стала вода? (белого). А теперь я беру на кисть какого цвета краску? (красную) и опускаю в водичку. Какого цвета стала вода? (розового). Значит розовый цвет брат красного, потому что мы добавили красную краску.

У каждой матрёшки есть свой домик. Домики матрёшек такого же цвета, как и сарафаны. Ребята, давайте проводим матрёшек такого же цвета к своим домикам. Но так, чтобы ни одна матрёшка не потерялась (дети расставляют матрёшек по своим домикам). А в каком домике будет жить матрёшка в розовом сарафане? (конечно же в красном).

На праздник матрёшки пригласили к себе гостей. Посмотрите сколько много их собралось. Они теснятся на лесной полянке и незнают куда им идти. Ребята, помогите гостям попасть в домики матрёшек (дети берут игрушки и расставляют их по домикам). А теперь обратите внимание, все ли игрушки попали к той матрёшке, которая их пригласила, никто не заблудился? (проверяем и исправляем ошибки).

Матрёшки очень любят ходить по лесу и гулять на лесной полянке. Пока матрёшки угощают своих гостей, мы с вами отправимся на лесную полянку. Что же растёт на лесной полянке? (деревья). А деревья одинаковые или разные? Правильно, разные, они отличаются по высоте. Вот это дерево какое? (высокое). А это? (пониже)и это? (низкое). Смотрите, кто это спрятался за деревом? Да это же волк. За какое дерево он спрятался? (за высокое). А теперь? (за низкое). А теперь?

Игра " Выше, пониже, ниже"

Максим, расставь деревья от высокого до низкого.

Дидактическая игра " Подбери по цвету"

Гости принесли матрёшкам в подарок разноцветные комнаты и игрушки. Но волк рассердился, за то, что его не пригласили на праздник и решил забрать все игрушки. Ребята, давайте спрячем все игрушки в их комнатки, волк их не найдёт. (дети расставляют игрушки в соответствующие комнаты).

Ходил, ходил волк, не нашёл игрушки, вы их хорошо спрятали. Прищлось волку уйти назад в лес не с чем. Давайте мы с вами подарим ему неваляшек, которые изготовим на столах, при помощи шаблонов.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закрепление знаний основных цветов,

развитие зрительного восприятия и внимания;

развитие умения соотносить цвета.

Оборудование: поле в виде радуги с белыми кружочками, набор крышек разного цвета.

Игровое правило: находить и выкладывать крышку по заданию воспитателя.

Ход игры:

Обратить внимание ребёнка на то, какая красивая радуга, но на ней есть белые кружочки. Предложить ребёнку подобрать крышку нужного цвета радуги.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Дидактическая игра «Какой формы предметы в нашей группе»

Задачи:

1) Совершенствовать представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

2) Инициировать поиск предметов, похожих на геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

3) Воспитывать у детей умение внимательно слушать и правильно выполнять задания педагога.

Дидактическая игра «Составные картинки»

1. Учить действиям персептивного моделирования (зрительному анализу и синтезу формы предмета, состоящего из нескольких частей).

2. Развивать умение называть геометрические фигуры, их сравнивать, называть их цвет.

3. Воспитывать желание помочь другому, сострадать.

Вопрос сенсорного воспитания детей в дошкольном образовании является одним из актуальных. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития,

- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,

- развивает наблюдательность, - является основой для развития воображения, - развивает внимание,

- позитивно влияет на эстетическое чувство,

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности,

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

- влияет на расширение словарного запаса ребёнка,

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей. 

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;

- развивается и познает мир.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками. Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником. 

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

Особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать предмет, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет и др.).

Таким образом, дидактическая игра – это и игровой метод обучения, и форма развития, и самостоятельная деятельность, и средство всестороннего развития личности. Игры выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми или индивидуально. Мы используем их в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности. В нашей группе много дидактических игр как покупных так и сделанных своими руками.

Работа ведется в тесном контакте с родителями. Проводим беседы, консультации на темы: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

В начале учебного года у детей второй младшей группы выявлялся недостаточный уровень сенсорного развития.

На данном этапе уже можно подвести итоги:

· повысилась любознательность, пытливость;

· сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;

 · дети овладевают рациональными приемами обследования;

· дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

· проявляется желание творить;

· повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

города Нижневартовска Детский сад № 41 «Росинка»

15-16

МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2020-2021 г. учебный год

Воспитатель:

Хусаинова Г.М

г Нижневартовск, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Сенсомоторное развитие детей на занятиях по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте».

Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме...

Выступление на тему «Сенсомоторное развитие детей на занятиях по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте».

Программный материал предназначен для тех, кто желает помочь детям в их развитии, в стремление к физическому совершенству. На физкультурных занятиях решаются задачи не только развития двигательных уме...

Программа по самообразованию в первой младшей группе на 2021-2022 учебный год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосыл...

План самообразования на тему: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также за...

Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...