Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы "Многонациональная Республика Татарстан"
проект (подготовительная группа)

Проект ко Дню Родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл день родного языка32.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №200»

комбинированного вида Московского района г. Казани

        

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

в рамках Международного дня родного языка  

для детей подготовительной к школе группы

"Многонациональная Республика Татарстан"

Разработала:

воспитатель по обучению детей татарскому языку

Санатуллина Галия Илсуровна

,

2022 г.

Актуальность. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа.  Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжье, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению  своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д.  Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «Многонациональная Республика Татарстан» для подготовительной к школе группы. На протяжении дошкольного возраста дети знакомятся с культурой и своеобразием народов Поволжья через непосредственную образовательную деятельность, где педагоги рассказывают детям о народах Поволжья, их быте, культуре, через знакомство с художественной литературой: читают стихи, сказки, знакомятся с фольклором и устным народным творчеством; знакомятся  с различными народными играми, в которые дети с удовольствием играют. Также в детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.

Данный проект мы реализуем в рамках «Недели Международного дня родного языка».
Данный  проект требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих республику Татарстан. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях,  фольклоре.

Цель проекта - воспитывать интерес к миру национальных культур, языку, расширять представления об образе жизни людей, населяющих Республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре;  способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2.      Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления.  Помочь детям    через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.

Тип проекта: краткосрочный (с 16 по 20 февраля 2022 года), познавательно-творческий.

При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
• беседы с просмотром презентаций,
• чтение художественных произведений (народные сказки, пословицы и поговорки, потешки, считалки)
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей.

п\п

Мероприятие

Цели мероприятия

Форма проведения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

2.

3.

Подбор литературы по выбранным направлениям

Составление перспективного плана

Познакомить родителей с проектом.

Изучение имеющегося опыта работы в раскрытии перед ребенком мира национальных культур.

Определить приоритетные направления, формы и методы работы.

Привлечь родителей к осуществлению проекта, определить приоритетные направления работы.

«Родительская пятиминутка»

Понедельник - 14.02.2022 - «День русской культуры»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

В Татарстане живут русские

Заучивание потешки «Лады-ладыньки», считалки «Бежит зайка», чтение РНС «Марья Моревна».

Хороводная игра «Ехал Ваня»

НОД - ОО «Художественное творчество» раздел Рисование "Волшебные сказки»"

Русские народные подвижные игры «Море волнуется», «Яков, где ты?»

Словесная игра «Кольцо»

Настольно-печатная игра «Русские узоры»

Слушание Русская народная песня «Из-под дуба».

«Масленица-проказница»

«Многонациональная Республика Татарстан»

Формировать представление о  характерных особенностях русской культуры, народных обычаях и традициях.

Вызвать интерес к русскому народному творчеству, помочь запомнить потешку, развивать память.

Привлечь детей к разучиванию новой хороводной игры, воспитывать интерес к русской культуре.

 Формировать умение самостоятельно передавать в рисунке содержание знакомых русских сказок, продолжать развивать воображение, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Вызывать интерес к русским народным играм, развивать двигательную активность.

Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Закреплять знания о народном промысле России, уметь отличать разные виды росписи и называть их.

Познакомить детей с музыкальным фольклором России; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения.

Познакомить детей с народными праздниками, отметить, что сегодня начало Масленичной недели. Предложить попробовать традиционное масленичное блюдо - блины, символ солнца.

Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков, совместно с детьми.

Коллективная беседа с презентацией «Обычаи и традиции русского народа»

Чтение художественной литературы.

Игровая деятельность.

НОД

Игровая деятельность.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность.

Музыкальное воспитание

Просмотр презентации, угощение блинами (родители), слушание песен о Масленице.

Конкурс рисунков совместно с родителями.

Вторник - 15.02.22 - День татарской культуры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

В Татарстане живут татары

Заучивание татарской пословицы «Дружба и братство дороже богатства», чтение татарской народной сказки «Гульчечек»

Татарские народные подвижные игры «Продаем горшки», «Тюбетейка»

НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» -  «Путешествие в татарскую деревню»

Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана»

Слушание «Минем кораб» М.Мозаффаров.

Словесные игры + УМК «Вежливые и добрые слова»

«Татарский национальный  костюм»

«Татарское национальное блюдо - чак-чак»

«Международный день родного языка»

Формировать представление о  характерных особенностях татарской  культуры, народных обычаях и традициях.

Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память.

Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность.

Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре.

Вызывать интерес к татарским  народным орнаментам, развивать внимание, речь.

Познакомить детей с татарским композитором М.Мозаффаровым; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения.

Развивать речевую и двигательную активность детей, закреплять знание слов и диалогов приветствия на татарском языке, воспитывать уважительное отношение к языкам других народов.

Закреплять знания о татарском народном костюме, замечать отличия между русским и татарским народным костюмом.

Продолжать знакомить детей с народными блюдами.  Предложить попробовать чак-чак.

Познакомить родителей с праздником родного языка.

Коллективная беседа с презентацией «Гостеприимный Татарстан»

Чтение художественной литературы.

Игровая деятельность.

НОД

Игровая деятельность.

Музыкальное воспитание

Игровая деятельность.

Просмотр презентации.

Просмотр презентации, угощение детей (родители).

Размещение информации в родительском уголке.

Среда - 16.02.22 - День чувашской культуры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

В Татарстане живут чуваши

Заучивание чувашской пословицы «Пока не взболтаешь молока, не получишь сливочного масла», чтение чувашской народной сказки «Коза, баран и семеро волков»

Чувашские народные подвижные игры «Пула» (рыбки), «Сирелер» (Расходитесь)

НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» -  «Путешествие в татарскую деревню»

Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана»

Слушание «Над землей летят птицы» (гостевая)

«Чувашский  национальный  костюм»

«Чувашские  национальные блюда»

Формировать представление о  характерных особенностях чувашской  культуры, народных обычаях и традициях.

Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память.

Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность.

Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре.

Вызывать интерес к татарским  народным орнаментам, развивать внимание, речь.

Познакомить детей с чувашскими народными мелодиями; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения.

Закреплять знания о чувашском народном костюме, замечать отличия между русским, татарским и чувашским народным костюмом.

Продолжать знакомить детей с народными блюдами.  

Коллективная беседа с презентацией

Чтение художественной литературы.

Игровая деятельность.

НОД

Игровая деятельность.

Музыкальное воспитание

Просмотр альбомов

Просмотр презентации

Четверг - 17.02.2022 - День удмуртской культуры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

В Татарстане живут удмурты

Отгадывание удмуртских народных загадок, чтение народной сказки «Вожо и падчерица»

Удмуртские народные подвижные игры «Горшки», «Пучеглаз»

Слушание «Топыртон» (удмуртский перепляс)

«Удмуртский национальный  костюм»

«Удмуртская кухня»

Формировать представление о  характерных особенностях удмуртской  культуры, народных обычаях и традициях.

Вызвать интерес к устному народному творчеству.

Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность.

Вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения.

Закреплять знания об удмуртском народном костюме, замечать отличия между костюмами народов Поволжья.

Продолжать знакомить детей с народными блюдами.  

Коллективная беседа с презентацией

Чтение художественной литературы.

Игровая деятельность.

Музыкальное воспитание

Просмотр альбомов.

Просмотр презентации

Пятница - 18.02.2022 - День родного языка   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

2.

3.

«Международный день родного языка»

Викторина «Путешествие по сказкам мира»

Блюда разных народов

Закреплять знание детей о многонациональном составе нашей планеты, нашей страны, нашей республики и нашего города. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям других национальностей.

Развивать знание детей о сказках народов мира, отметить, что многие сказки схожи по содержанию, на каком бы языке не была написана сказка, добро в ней всегда побеждает зло.

Закрепить знания детей о блюдах народов Поволжья.

Развлечение, музыкальное воспитание

Презентация

Итоговая беседа

Использованная литература.

1. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2006 г.

2. www.prezentacii.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: “Let’s gather in the harvest!”

Конспект занятия по английскому языку  для детей подготовительного к школе возрастана тему: “Let’s gather in the harvest!”...

Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: «Happy birthday Teddy Bear»

Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: «Happy birthday Teddy Bear»...

Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Проект "Международный день родного языка" для детей подготовительной к школе группы

Цель. Способствовать интересу у детей к изучению родного языка через полученные знания.Задачи.Образовательные:-формировать умение у  детей понимать и любить родной язык;-формировать умение вступа...