«Реализация личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом»
учебно-методический материал

Григорьева Юлия Сергеевна

Детская игра — это выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. В связи с этим трудно переоценить значение игрушек, посредством которых ребенок познает мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostono_orientir.docx123.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 27»

662153, г. Ачинск, микрорайон 4 строение 27, тел. 8(39-151) 7-76-59,

микрорайон 2 строение 33, тел. 8(39-151) 7-77-56

«Реализация личностно – ориентированной

модели взаимодействия с детьми

через игры с мячом»

depositphotos_35742971-stock-illustration-ball-game.jpg

г. Ачинск, 2019 г.

Детская игра — это выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. В связи с этим трудно переоценить значение игрушек, посредством которых ребенок познает мир. Какая игрушка, по вашему мнению, у ребенка одна из первых и самая любимая? С ней любят играть и годовалые, и трехлетние дети, и старшие дошкольники, и подростки, и взрослые. Конечно, мяч! Особенно привлекательным является то, что игры с мячом позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, исходя из особенностей его физического развития, антропометрических данных, возможностей здоровья. Осуществлять его можно через использование различных игровых образов, различающихся по степени двигательной активности: охотники и зайцы, рыбаки и рыбки, лиса и куры и др.

В традиционной народной культуре бытовало множество видов мячей. В обиходе русских были вязаные мячи, мячи, скрученные из ткани, ниток, мяч - «попинуха» для игры ногами. У татар мячи украшались национальным орнаментом, вышивкой. Самым распространенным мячом у башкир был мяч, скатанный из овечьей шерсти. Сегодня у ребенка остается все меньше и меньше времени для подвижных игр. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. Мы, как воспитатели дошкольного учреждения, приоритетным направлением которого является здоровьесбрежение детей, хотим еще раз обратить внимание на то, как полезны для детей игры с мячом.

В подвижной игре с мячом развиваются такие физические качества, как ловкость, сила, выносливость, меткость, совершенствуются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки.

Особенно привлекательным обстоятельством для педагога является то, что игры с мячом позволяют осуществлять личностно ориентированный подход к каждому ребенку, учитывать особенности его физического развития, антропометрические данные, состояние здоровья. Так, мы советуем использовать в работе с детьми игровые образы, различающиеся по степени двигательной активности: охотники и зайцы, рыбаки и рыбки, лиса и куры и др.

Физически развитым детям можно предложить роли с высокой двигательной активностью и усложнением, что обеспечивает поддержание интереса детей в течение всего занятия.

Для детей с низким уровнем развития двигательных качеств необходимо снизить нагрузку, уменьшить время выполнения заданий, их объем, интенсивность, количество повторений, темп движения.

Для детей, ослабленных после болезни и часто болеющих, мы используем игры и упражнения, выполняемые в щадящем режиме и сопровождаемые частыми и длительными паузами отдыха.

Для детей с повышенной возбудимостью полезны игры с музыкальным сопровождением. Таким способом дети получают эмоциональное успокоение, ощущение психологического комфорта.

Упражнение 1. 

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребенка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе.

Упражнение 2. 

Ладошку сделать лодочкой. В нее вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. Следить за тем, чтобы ребенок сжимал мячик одной рукой. Упражнение повторить 8–10 раз одной рукой, затем другой. Затем выполнить это упражнение двумя руками. Детям с опережающим развитием на занятиях предлагаются дополнительные задания разной степени сложности. Упражнение 3. Дети сидят на стульчиках друг за другом. Мячик держат в правой руке. Выполнять круговые движения по спине впереди сидящему ребенку. Затем дети поворачиваются в другую сторону. Упражнение можно выполнять сидя на ковре, сложив ноги по-турецки. Для развития познавательного интереса можно провести игру «Отгадай, какая крупа в мячике?». Наполнителем может быть гречневая крупа, пшенка, рис, фасоль или горох.

Для детей с нарушениями речи мы используем игры с речевым сопровождением: Раз, два, три — мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять! Кто бросать умеет? Я!

 В работе с детьми с нарушением моторики рук могут пригодиться игры с мячами разной текстуры. Такие мячи шьют из ситца, меха и других неэластичных тканей. Их можно декорировать шнуром, пуговицами, бусинами. Они могут быть тяжелыми и легкими, могут греметь спрятанными внутри горошинами. Такие мячи набиваются песком, шерстью, сухой травой, ватой, синтепоном.

Можно смело утверждать, что игры с мячом позволяют реализовывать требования ФГОС ДО, предъявляемые к образовательной программе дошкольного учреждения. Через развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта игры способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Народные игры расширяют знания детей о мире, формируют патриотические чувства, воспитывают толерантность к людям разной национальности. Игра требует от ребенка овладения навыками общения и взаимодействия с окружающими людьми. А изготовление мяча собственными руками, без сомнения, дает ему возможность удовлетворить творческие потребности, учит ценностному отношению не только к своему труду, но и к труду других людей.

Дети старшего дошкольного возраста уже вполне могут изготовить мяч своими руками. Для этого лучше всего разбиться на пары. Для изготовления мяча нам понадобится два воздушных шарика, крупа, воронка и ножницы. Для начала необходимо определиться, какой наполнитель мы будем использовать. Это может быть гречневая крупа, пшенка или рис, фасоль или горох. Мяч, набитый рисовой крупой, приятно поскрипывает, легко поддается трансформации, хорошо держит форму. Мяч с фасолью приятен на ощупь — он весь бугристый и хрустит при нажатии. Мячики с пшенной крупой и гречкой шуршат. Мячик также можно набить пшеном. Сделав выбор, мы надуваем шары, и некоторое время держим их в надутом состоянии. В шарик вставляем воронку, насыпаем крупу и утрамбовываем ее. Каким по диаметру будет шарик — решает каждый сам. Детям с плохо развитой моторикой мы обычно предлагаем сделать маленькие мячи. Вынимаем воронку и отрезаем лишний кусок шарика. Берем второй шар, обрезаем его, аккуратно натягиваем на шарик с крупой так, чтобы крупа не просыпалась. Мячи получились яркие, необычные, привлекательные. Какие игры можно организовать с такими мячами?

Игра «Кати или кидай».

 Игра способствует совершенствованию основных видов движений (бросание, ловля мяча), развитию мелкой моторики, ловкости, меткости, эмоционального отклика на музыку. Игру лучше проводить парами. Дети садятся на ковер друг напротив друга на расстоянии полутора — двух метров. Услышав спокойную, медленную музыку, они должны катать шарик друг от друга. Под бодрую, веселую музыку мяч нужно подбрасывать вверх и ловить. Побеждает тот, кто внимательно слушал музыку и не ошибался в действиях.

"Свечки" русская народная игра.

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: "Свечка!" Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стоп!" Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удается, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Водящий должен делать "свечку", бросая мяч как можно выше.

2. Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

"В узелок"татарская народная игра.

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но можно так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5-2 м. Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.

Правила:

1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.

3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

"Куян" башкирская народная игра.

Дети становятся кругом, в центре круга - "куян (заяц)". Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел "зайца". "Заяц" пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».

Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно...

«Переход на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми – основа модернизации дошкольного образования»

ФГОС ДО имеет не столько стратегический (т.е. указывает, к чему надо стремиться в работе с дошкольниками), сколько тактический характер (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата с...

Консультация для воспитателей: «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие лич...

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности....

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст - это период начального фактического склада личности....

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на совреме...