Консультация для воспитателей "Запонимание стихов и их выразительное чтение".
консультация

Никифорова Анастасия Олеговна

обучить воспитателей технике запоминания стихотворений и работе над интонацией, выразительностью прочтения стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaponimanie_stihov_i_ih_vyrazitelnoe_chtenie.docx80.23 КБ

Предварительный просмотр:

Запонимание стихов и их выразительное чтение.

Цель: обучить воспитателей технике запоминания стихотворений и работе над интонацией, выразительностью прочтения стихотворений.

Заучивание стихов — прекрасная тренировка памяти.

Как же сделать процесс не только полезным, но и интересным, а главное — эффективным?

Для начала прочитайте ребенку стихотворение вслух — выразительно, эмоционально, красиво. Обсудите сложные или непонятные для него слова, обратите внимание на их произношение. Поговорите о том, как ребенок понимает смысл стихотворения. И еще раз выразительно прочитайте, расставляя интонационные акценты.

Для запоминания текста существует несколько приемов:

Мнемотаблица. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый может предложить готовую план-схему, а по мере обучения попросить ребенка составить свою.

Мнемотаблицы для детей |

Создание мысленного образа. Взрослый читает вслух медленно и с выражением стихотворение, ребенок сидит с закрытыми глазами, представляя то, о чем в нем говорится.

Музыкальное сопровождение. Негромкое звучание музыки во время заучивания стихотворения способствует более эффективному запоминанию.

Использование ритма. Стихотворение можно пропевать или во время заучивания отображать ритмический рисунок при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.

Совместное чтение тоже поможет, оно может быть очень разным: читаем хором, читаем шёпотом, «кричим» стихотворением друг на друга, начинаем громко и с каждой строчкой понижаем громкость, и наоборот, читаем по очереди по одной строчке.

Игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком).

Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)

Визуальные;

Двигательные;

Досказывание детьми рифмующегося слова;

Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; 

Рассказывание стихов руками Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста. Это помогает быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, т.к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы.

Веточки на яблоньке руки вверху, «дерево», наклоны туловища повисли от печали руки в стороны на каждое слово Яблони на веточках руки вверху, кисти рук спокойно опущены вниз висели и скучали взмахи кистями рук на каждое слово; Девочки и мальчики наклон туловища вперед, руки делают ветки раскачали размашистые движения в стороны (маятник) Яблоньки о землю полуприседая хлопаем ладонями по коленям громко застучали

Приемы обучения выразительному чтению стихов:

1.Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2.Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности.

3. Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4.Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5. Воспроизведение стихотворения детьми.

Ошибки, допускаемые при заучивании текстов.

  • Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
  • Не следует требовать полного запоминания стихотворения с первого раза. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.

И помните!

Что выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение (консультация для педагогов)

Выразительное чтение. О его роли в развитии речи....

Консультация для родителей " Выразительное чтение"

Консультация для родителей " Выразительное чтение"...

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

laquo;Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»...

Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного  возраста...

Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет.

https://vk.com/wall-194162895_29 Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет....

Обучение выразительному чтению стихов детей с речевой патологией.

В статье показана взаимосвязь эмоциональной выразительности речи и интеллектуального развития ребенка. Даны рекомендации по подбору стихов для детей с нарушениями речи и приемы заучивания....