Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи»
методическая разработка

Выступление на Методическом Объединении Тема: «Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи» Актуальность. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом. Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным является метод наглядного моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_19_modelirovanie.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

 СЛАЙД 2

В МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ (ВАЖНЕЙШИМ ЗНАЧИМЫМ) МЕТОДОВ ЯВЛЯЕТСЯ  КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД

     «Метод наглядного моделирования сказок как средство развития связной речи»

СЛАЙД 3

       «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления»  писала  Елизавета Ивановна Тихеева

СЛАЙД 4

Актуальность.

Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль  и пытается добиться понимания,  адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим социумом.  Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным является метод наглядного  моделирования.
А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказка.

СЛАЙД 5

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми :

1. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Учить ребенка рассказывать  - значит формировать его связную речь.

СЛАЙД 6

 Цель  работы в данном направлении: Обучение детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.

СЛАЙД 7

  Основные задачи использования данного метода позволяют:

1.Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели.
2.Совершенствовать умения детей создавать воображаемые  образы.
3.Развивать умение подбирать заместители по цвету, форме, величине для замещения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.
4. Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми.
5. Прививать любовь к литературному наследию своего народа – любить книгу и относится к ней бережно.

СЛАЙД 8

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, рассмотрели иллюстрации,

 Поиграли в Дидактические игры: 

 «Что  сначала, что  потом», « Что не так?», «Кого не хватает?» «Угадай герой, какой сказки спрятался? СЛАЙД 9

 «Сложи картинку», «Подбери фигуру для персонажа сказки», Что изменилось? т.д.

Подвижные игры с героями из сказок

 СЛАЙД 10

Моделирование сказки состоит не меньше   4 занятий.  В качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п.

   

СЛАЙД 11

Затем уже  с детьми проводится  разыгрывание сказки с помощью шапочек, медальонов или проводится Театрализация

СЛАЙД 12  

Существует 3 вида  моделирования, используемые в работе.

  • Сериационный ряд (постепенно увеличивающиеся полоски и кружки разной длины и величины), соответствующий структуре кумулятивной сказки  т.есть(«Цепочная») ,где  (Диалог и действия в сказке повторяются)
  • Двигательное моделирование как воспроизведение основной последовательности действий сказки - используется при ознакомлении со сказками о животных.
  • Временно - пространственная модель, соответствующая структуре волшебных сказок.

Слайд 13

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда.

  и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок,  например «Репка» «Колобок»,  «Теремок», «Волк и козлята» и др.

Слайд 14

Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка» 

Героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей.

Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми  обговариваем, кого из героев сказки должна замещать та или иная  полоска.

Когда дети освоят заместители, они сами смогут  разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой центре или  в центре театрализации.

СЛАЙД 15

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

 После освоения сериационного и двигательного можно сочетать оба вида моделирования. Например:  Сказка Л. Толстого «Три медведя».

Позже, когда достигаются такие результаты, можно усложнить задания. Например, после прочтения сказки "Смоляной бычок" предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать, кто такой, похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести девочке Тане. Такое же задание целесообразно давать к сказке "Лисичка со скалочкой", "Колобок", "Теремок" и др.

СЛАЙД 16

Постепенно к концу дошкольного возраста, дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинают сочинять сказки.

Практическая часть

СЛАЙД 17

Практическая часть

Загадка

Носики – круглым пятачком

Хвостики маленьким крючком

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте, без подсказки

Из какой герои сказки?

 Моделирование сказки

 «Я предлагаю вам поиграть в  сказку с помощью этих прямоугольников и кружков. Что может обозначать в сказке красный прямоугольник? (Если дети испытывают затруднения, взрослый помогает найти ответ: «Домик Наф-Нафа».) А что обозначают желтый и зеленый прямоугольники? (Домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа)». Далее воспитатель берет четыре цветных кружка и напоминает детям, что они обозначают поросят и волка.

   "Игра наоборот"

Воспитатель: молодцы ребята, я хочу тоже поиграть с вами. Я смоделирую свой фрагмент сказки, а вы покажете соответствующую картинку этой модели.

(моделирование  Воспитатель:  фрагмента сказки и показ детьми соответствующей этой модели картинки).

Игра "Смоделируй картинку"

Воспитатель: ребята,  у вас у каждого есть своя сюжетная картинка из сказки и набор геометрических фигур,  с помощью этих геометрических фигур вы попробуете смоделировать свой фрагмент сказки.

(моделирование детьми фрагмента сказки и воспроизведение содержания этого фрагмента  (ответить на вопрос о том, что изображено на модели)

Итог занятия

Воспитатель: молодцы ребята. Вы на занятии все активно работали, старались, выполняли задания, и я вам на память дарю медальки с изображениями героев этой сказки.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»

Выступление на Методическом Объединении

Тема:

«Наглядный Метод моделирования сказок как средство развития связной речи»

Составитель:

Воспитатель

 Кайсер Н.М.

1 КК

с. Александровское 2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Моделирование сказок,как средство развития связной речи дошкольников

Развитие связной речи детей дошкольного возраста....

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Моделирование сказок как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослым...

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."

Мастер- класс. Тема: "Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста."...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Презентация "Наглядное моделирование сказок как средство развития связной речи"

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно пре...