Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе « В гостях у народов Поволжья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной  группе

« В гостях у народов Поволжья»

Цель: Познакомить детей  с культурой и традициями народов Поволжья.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.

2.Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа. Формирование нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разных национальностей

3.Ознакомление детей с народными играми.

4. Углубление знаний о национальных орнаментах. Развитие логического мышления.

5. Развитие грамматического строя речи. Пополнение словарного запаса

Словарь: сай улда, зечь буречь, Лопшо Педунь.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, куклы в русских, татарских, марийских, чувашских, удмуртских национальных костюмах, карта; платок, татарские национальные орнаменты: тюльпан и листики; внешний вид дома татарского, удмуртского, марийского народа.

Ход занятия:

1.Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Давайте свои улыбки, хорошее настроение подарим друг другу! А теперь встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Вот и настроение поднялось. Действительно, искреннее приветствие делает людей друзьями.

Скажите мне, а вас есть друзья?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Разиля, у тебя есть друзья? Познакомь нас со своим другом.

Разиля: Да, у меня есть подружка по имени Гузель.

Воспитатель: А она какая  для тебя?

Разиля: Она очень отзывчивая.

Воспитатель: Спасибо, Разиля. Диляна, а у тебя есть друзья?

Диляна: Да, есть. Ее зовут Индира.

Воспитатель: Расскажи нам о ней.

Диляна: Мы вместе играем, делимся со своими игрушками.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята. Я очень довольна вашими ответами. Очень хорошо, то что есть у вас друзья.  Ребята, мы живем в большой стране. Как называется наша страна ?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия - многонациональная страна. Это страна , в которой живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. А в каком селе  мы живем?

Дети: Мы живем в селе Терси.

Воспитатель: В нашем селе тоже живут люди разных национальностей. Они живут очень дружно. А кто знает, люди каких национальностей живет в селе?

Гузель: Живут татары.

Индира: Живут марийцы.

Альмир: Удмурты живут.

Воспитатель: Правильно ребята. (поворачивается в сторону) Ребята, подойдите поближе, у нас появилась волшебная доска. Откуда оно? А, я знаю, около меня все время ходил Шомбай, значит все это он оставил. Что там такое?   (открываем)

Дети: Это карта.

Воспитатель: Правильно ребята. Это-национальная  карта нашего села. Как вы уже мне сказали, что у нас живут люди разных национальностей. Мне кажется, что наша карта полностью не заполнена.

Дети:  Там нет кукол в национальных костюмах.

Воспитатель: Вот нам предстоит большая работа. Нам надо найти всех кукол. И поэтому, люди разных национальностей, которые проживают в нашем селе, нас приглашают к себе в гости.

(НА ЭКРАНЕ ШОМБАЙ)

ШОМБАЙ: Здравствуйте мои друзья! Я хотел нежножко шутить с вами и приготовил вам задания. Если вы справитесь с заданиями, то найдете вам нужные куклы. Доброго пути вам, друзья!

Воспитатель: И погода сегодня отличная, и в гости с вами мы пойдем пешком.

ЗВУЧИТ УДМУРТСКАЯ МЕЛОДИЯ

Воспитатель: Какая красивая мелодия! Мы- в гостях у удмуртов.

Воспитатель: Ребята. А что вы видите внутри дома? (ответы детей)

Разиля: Здесь есть печька.

Ильмир: Еще есть вышитые полотенца.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой-то волшебный сундучок. Может откроем и посмотрим. Эллария, открой, пожалуйста.(внутри загадки) Первые задания Шомбая здесь. Давайте,  прочитаем.

1задание: Отгадайте загадки и соберите изображение моего удмуртского друга из отрывков.

Воспитатель:  Вы готовы, ребята?

  1. Мы на нем сидим с тобой, За обеденным столом. Я раз на нем чуть не уснул. Ответ так прост ведь это (Стул)
  2.  У нее четыре ножки,
    Но не ходит по дорожке,
    И на ней удобно спать.
    Это мягкая …
    (Кровать)
  3. Весит на стенке холст как холст,
    Совсем не шелк, но он не прост:
    Как только просыпаешься,
    С ним первым обнимаешься.(пролотенце)
  4. В избе — изба,
    На избе — труба.
    Я лучинку зажег,
    Положил на порог,
    Зашумело в избе,
    Загудело в трубе.
    Видит пламя народ,
    А тушить не идет. (печь)
  5. Кто всегда в вечерний час
    Спать укладывает нас? –
    Наши верные подружки


Мягкие, как пух, …
(Подушки)

Воспитатель: Ответы на загадки мы нашли. Кто знает, а кто это может быть?

Воспитатель: Это удмуртский друг нашего Шомбая Лопшо Педунь. Он главный герой удмуртских народных сказок. Молодцы, и с этим заданием справились. В волшебном сундучке ничего не осталось?( открывают) Вот они, куклы в удмуртских национальных костюмах. Гузель, ты их возьми, не теряй.

Воспитатель: Ребята, а мы продолжаем наш путь По соседству живут друзья-марийцы. Давайте, к ним тоже заглянем в гости.

НА ЭКРАНЕ ПРИВЕТСТВИЕ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Воспитатель: Приветствие на марийском языке  звучит сай улда. Поздороваемся ребята. Посмотрите, какая красота здесь! Марийский народ с давних времен прославился вышитыми изделиями. Чего только здесь нет! И подушки, наволочки, платки.

Воспитатель: На столе какаая - то записка. Подождите, давайте почитаем.(читают)

2 задание. Марийская национальная игра «С платком». А платок вы найдете под подушкой. Поиграем, ребята?

Дети: Да, играем.

Воспитатель: Прежде чем начать игру, я вас ознакомлю с ходом игры.

У меня большой платок, который растянут по диагонали. Первый игрок держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй держит за уголок, опустив руку. Между ними стоите вы. Обегая круг платочком, вы должны приседать, не должны касаться платочка. Начинаем игру?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а вам игра понравилась?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель: Молодцы. Задание выполнили. Разиля, открой сундучок, может наши куклы там? (берут куклы)

ЗВУЧИТ ТАТАРСКАЯ МЕЛОДИЯ

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая красивая мелодия! В нашем детском саду слышится эта красивая мелодия. Добро пожаловать, проходите! Национальный татарский уголок привлекает нас со своей красотой.

Воспитатель: Ильмир, какие национальные блюда ты видишь на столе?

Ильмир: Треугольник, чак-чак, хворост.

Воспитатель: А посмотрите, какие национальные одежды надела наша девочка?

Индира: Она одела платье, фартук, вышитый платок.

Альмир: У мальчика красивый тюбетей.

Воспитатель: Вот и 3 задание. Украшайте национальными узорами головные уборы!

Воспитатель: Перед вами калфак и тюбетей. Их надо украшать, национальными узорами, которые  лежат на столе. Выбирайте узоры, которые вам нравятся

 ( украшают головные уборы)

Воспитатель: Как же красиво получилось! Надевайте их и покажите друг другу. Мы справились и с этим заданием. А как вы думаете, мы нашли все куклы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Посмотрите повнимательнее, не лежат ли они на столе? Эллария, возьми эти куклы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня вы были мудрыми, умными, едиными и поэтому у нас все получилось. Марийцы, удмурты. татары и люди других национальностей в нашем селе живут очень дружно. И нам сегодня выполнить все задания помогло единство. В единстве наша сила.

Воспитатель: (около карты) Ребята, подойдите ко мне. Куклы каких национальностей не хватает на нашей карте?

Дети: Удмурты, марийцы, татары.

Воспитатель: А теперь пополняйте нашу карту.( работают над картой) Понравилась вам наша карта?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: Дорогие ребята!  Те национальные головные уборы, которых вы сегодня украшали, покажите дома вашим папам-мамам, бабушкам и дедушкам. И дома вместе  научите  их тоже украшать это национальными узорами. Спасибо вам! Досвидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе"Только там народ богат, где энергию хранят...(энергосбережение)".

Конспект занятия по познавательному развитию содержит материал по теме"Энергосбережение"и правилах безопасности при пользовании электроприборами....

Конспект занятия по познавательному развитию: «У нас в гостях Карлсон»» для детей второй младшей группы.

Формировать начальные представления о своей малой Родине,Воспитывать любовь к родному краю, расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае, родном го...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по Познавательному развитию на тему: «В гостях у Мухи - Цокотухи» Средняя группа

Конспект занятия  по Познавательному развитию на тему: «В гостях у Мухи- Цокотухи» Средняя группа...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "В гости к цифрам"

Тема: «В гости к цифрам».Программное содержание:Обучающие задачи:  -  создать условия для умения считать детьми в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта;  -  ...