Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»
методическая разработка

Зубова Зиля Ваккасовна

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его. В этом нам помогает игра. Ведь игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи и отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБУ «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Индивидуальный план по повышению профессионального уровня в межаттестационный период

воспитателя логопедической группы МБДОУ  

«Детский сад комбинированного вида №12»

Зубовой  Зили Ваккасовны

Тема :«Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»

Республика Татарстан.

г.Нижнекамск.

Актуальность темы

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его. В этом нам помогает игра. Ведь игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи и отношения.

 Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом  равноправного участия ребенка.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребенка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение ,знание об окружающем мире расширяет границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребенку самовыразиться и самореализоваться.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим  отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Именно игровой характер обучения позволяет целенаправленно формировать познавательные процессы в интересной и доступной форме.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую предметно- простраственную среду, которая способствует активизации познавательного интереса детей.
  • Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе игры, устанавливать прчинно- следственную зависимость, умение делать выводы,
  • Формировать связную речь
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завршению деятельности
  • Развивать  познавательные  активности дошкольников посредством современных технологий (проектная деятельность,квест- игра).

Формы работы

С детьми

С воспитателями

С родителями

ООД

Развлечения

Игры

Эксперименты

Наблюдения

Консультации

Выставки

Презентации

Практикумы

Консультации

Собрания

Презентации

Анкетирования

Практикумы

Выставки

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2021 – 2026 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.- 2010. - №2.- С.3-8

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. с. 14.

4. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 25.12.1993 г. - № 237

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Российская газета. – 01.08.2015 г. - № 6740

7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 2013. № 265. С. 15-16.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.98 № 89/34 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base =EXP&n=294998&req=doc

9. Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23 - 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base =EXP&n=291225&req=doc

10. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. с. 14

11. Н.Е. Веракса, А.Н Веракса, «Познавательное развитие в дошкольном детстве», Учебное пособие, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012.

12. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольника», учебно-методический комплект: для занятий с детьми 4—7 лет, Москва : Мозаика-Синтез, 2015.

13. Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», Программа и методические рекомендации, Москва : Мозаика-Синтез, 2018.

14. Давидчук А.Н., «Познавательное развитие дошкольников в игре» Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.

15. Модель Н.А. «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» М.: Сфера, 2018. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011.

16. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною внедрено в свою практику новые технологии  таких как: метод проектов, квест- игра, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

  •  Разработка и отбор игровых и дидактических материалов  по развитию познавательных способностей дошкольников
  • 1. Подготовка дидактического материала по познавательному развитию;
  • 2. Картотека игр;
  • 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, схем, трафаретов.

5. Пополнение материалов

Разработка перспективного планирования на тему «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»

Сентябрь 2021-

май 2026 г

Май 2021 – 2026г

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2021 – 2026учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Проведение мониторинга на  начало года

I Работа с детьми  

(ООД, вечера – развлечений, экскурсии, прогулки, наблюдения, досуги, экспериментальная деятельность)

 

Проведение мероприятий, направленных на  развитие познавательных способностей дошкольников

ООД:

«Волшебная страна - математика»- Знакомство с цифрами

 "Экскурсия в волшебный лес" - Развитие познавательных способностей у детей .

«Путешествие в страну Снежной Королевы»-совершенствовать умение использовать палочки Кюизенера в

интеллектуальном развитии детей.

«Поможем кукле Айсулу.-  Продолжать учить детей определять последовательность событий; группировать предметы по общим признакам; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, умение работать по предложенному образцу; воспитывать умение работать в парах;

 Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Хочу все знать!»- развивать логическое мышление, посредством дидактических игр и упражнений.

«В поисках волшебного цветка» итоговое занятие    в подготовительной группе 

Развлечение – подведение итогов

Проведение мониторинга на  конец года

II Работа с родителями

  • 1. Консультации для родителей  

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему : «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»,

"Использование дидактической игры как средства познавательной активности ребенка

«Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги»

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

  • 2. Анкетирование родителей по теме

«Математика для развития Вашего ребенка»

3.  Родительские собрания

«Готов ли ваш ребенок к школе»

«Занимательная математика дома в повседневной жизни».

4. Фотовыставки

  • Подготовка фотографий детей во время организации самостоятельной деятельности детей. 
  • 5. Практикумы для родителей

«Развиваем восприятие, воображение»

  1. Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие по осеннему лесу», «Путешествие в страну сказок», «Весенняя сказка»», «Квест-игра «Зима»

  • 7.Привлечение родителей к пополнению необходимых дидактических игр
  • 8.Оформление информационных стендов для родителей по проблеме интеллектуального развития;

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для молодых специалистов 

  • «Дидактические игры в обучении детей математики»
  • 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»

4. Консультации для педагогов:

  • «Дидактические игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
  • «Формирование познавательных  способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

5. Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных математических представлений у дошкольника»

  • 6. Практикум «Познавательное развитие»;

7. Посещение городских методических объединений по познавательному развитию .

  • 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2021 – 2026г

В течение 2021 – 2026г учебных годов

2021 – 2026г

Сентябрь – октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь – февраль

Март

Апрель

Май

Май 2022 - 2026 г

Ноябрь 2021

Февраль 2022

Октябрь 2021

Март 2022

Октябрь 2022

декабрь 2022

В течение года

 2021 – 2026г

Февраль 2021 года

Март 2022 – 2026г года

Апрель 2022 года

Октябрь 2021

Январь 2022

В течение года

 2021 - 2026

В течение 2021 - 2026

Ноябрь

Февраль

Май

 2022 – 2026г

В течение 2021 - 2026

Ноябрь 2021 г

Ноябрь 2022

В течение 2021 - 2026

Май 2022 - 2023 г

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2021 – 2023 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

                    № 4  2021 – 2022 учебного года

                    № 4  2022 – 2023 учебного года    

№ 4  2023 – 2024 учебного года

                    № 4  2024 – 2025 учебного года

                    № 4  2025 – 2026учебного года

                 

Май 2021 - 2026 г

Сентябрь  2021 - 2026 г

В течение года

Май 2022г

Май 2023г

Май 2024г

Май 2025г

Май 2026г

Практические выходы 2021 – 2022 учебный год:

1. Открытый показ организованной образовательной деятельности.

  • Т «Экскурсия в волшебный лес"»;
  • «Путешествие в страну сказок»
  • «Зима» Квест-игра

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.  

  • Публикация методического материала  Проект «Осень- чудная пора» Старшая группа.на сайте Образовательного центра «Магариф»

  • Участние в  онлайн марафоне  Всероссийского Форума «Педагоги России» «Инклюзивное образование»
  • Участник вебинара «Методика  «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет»
  • Участник в международной обучающей программе «Применение художественных материалов и новых технологий в детском твочестве»
  • Участник 12-ти онлайн-конференции Большого фестиваля дошкольного образования  «Воспитатели»
  • Участник семинара «Как помочь родителям организовать занятия с детьми дома»
  • Участник  вебинара «Использование электронных образовательных ресурсов для достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
  • Участие в республиканском семинаре - практикуме «Структурные компоненты коррекционно - педагогического процесса»
  • Участие в семинаре - практикуме для студентов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
  1. Участие в муниципальных и региональных  конкурсах
  •  Участие в муниципальном конкурсе дидактических игр /пособий
  • Республиканский конкурс творческих работ «»Татарстан -100 лет»-Диплом 1 степени
  • Муниципальный конкурс ростовых кукол –Диплом 3 степени
  • Диплом 1 место- Республиканский творческий  конкурс «Спасибо деду за победу» в номинации «Декоративно- прикладное творчество»
  • Грамота за 3 место республиканского конкурса методических разработок
  •  « Лучшая разработка дидактической игры \ игрового пособия для дошкольников по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма»    «Дорога детства- зеленый цвет»
  • Диплом 3 место- Республиканский  конкурс творческих работ, посв.  к 75 й  годовщине  Победы в ВОВ в номинации презентация «Это наша история»

4..Оформление папки-передвижки. 

  • «Развитие речи через общение и игру»
  • «Как развивать познавательную деятельность детей старшего дошкльного возраста»
  • «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»
  • « По дороге к математике»

5. Оформление сборника консультаций для родителей. 

  • «Как научить ребенка считать»
  • «Зачем читать детям книги?»
  • «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

6. Проект.

  • «Осень- чудная пора»
  • «Моя семья»
  • «Зимушка-зима»
  • «Международный женский день»
  • . «Здоровье и я»

Практические выходы 2022– 2023 учебный год:

1.Открытые просмотры  организованной образовательной деятельности.

  • «_ Интеллектуальная – игра викторина: «Что? Где? Когда?»
  • «Поможем кукле Айсулу»
  •  «Весне навстречу»

2.Участние в  вебинарах ,семинарах практикумах_

  • Участника всероссийского  вебинара «Организация игровой деятельности детей в условиях ФГОС»
  • Участник образовательного семинара «ФОП ДО в деятельности педагогов и руководителей ДОУ»  УВО «Универститет Управления «ТИСБИ» Институт Непрерывного Образования
  • Участник вебинара «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с профессором О.С.Ушаковой: традиционная и постоянно развивающаяся методика в реализации ФОП ДО»

3.Публикация методического материала

  •  Проект «Осень,осень, в гости просим!» Подготовительная группа».на сайте Образовательного центра «Магариф»
  •  Публикация опыта работы «Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» в СМИ «Всероссийский педагогический журнал «Казанский школьник и дошколята»

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.
  • Мастер-класса проведенный  в Нижнекамском педагогическом колледже по теме «Организация различных видов деятеятельности с использованием современных форм и методов работы»
  1. Участие в муниципальных и региональных  конкурсах
  • _Международный педагогический конкурс «Лучшая педагогическая разработка»Конспект образовательной деятельности в старшей группе в форме квест- игры ««Путешествие в страну Снежной Королевы»»_Диплом 3 степени
  •  Всероссийского педагогического конкурса «Светлый мир народной культуры», посвященного Году культурного наследия народов России В номинации «Дидактическая игра»«Карусель народов Поволжья»_Диплом лауреата 1 степени
  • Республиканский конкурс методических разработок «Полилингвальное образование детей дошкольного возраста как средство воспитания основ толерантности номинация «Авторские игры» Сертификат
  • Республиканский конкурс методических разработок «Полилингвальное образование детей дошкольного возраста как средство воспитания основ толерантности номинация «Методическая разработка»  Сертификат
  1. Оформление папки-передвижки.

"Игры, для подготовки ребенка к школе"

«Школа»

  • «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

        

  1. Оформление сборника консультаций для родителей.
  1. Проект.

Практические выходы 2023– 2024 учебный год:

  1. Открытый просмотр организованной образовательной деятельности.

Тема: «________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «_______________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «___________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: «_________________________________________________________»;

5. Фотовыставка.         

Тема: 6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «

7. Проект.

Тема: «________________________________________________________»;

Практические выходы 2024– 2025  учебный год:

  1. Открытый просмотр организованной образовательной деятельности.

Тема: «________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «_______________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «___________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: «_________________________________________________________»;

5. Фотовыставка.         

Тема: 6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «

7. Проект.

Тема: «____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через развивающие игры.

В данной статье представлены развивающие игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...