"Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
статья

Большакова Марьям Мухамет-Галиевна

Статья о развитии эмоционального интеллекта у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Большакова М.М-Г.                                                                                  воспитатель МБДОУ                                                                                                                                                                                                «Ромодановский детский сад                                                                   комбинированного вида» п. Ромоданово Республика Мордовия

 Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Наша жизнь  необычайно насыщена различными явлениями, предметами, событиями и ничто не оставляет нас равнодушными.  Мы по разному относимся к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые наши проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. мы проявляем чувства и эмоции.

Наши чувства и эмоции влияют  на личную жизнь и здоровье, на успех в работе,  помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но и в одночасье  могут все это разрушить.  Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.  Изменяя эмоции в жизни человека  можно  изменить и саму его  жизнь.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным событиям окружающей действительности, субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

К выразительным формам эмоций относятся:

- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса)                     - жесты (движения рук)                                                                                                        - мимика (движения мышц лица)                                                                             - пантомимика (движения всего тела)                                                                                              - вегетативные изменения (побледнение, потоотделение, покраснение)

Почему эмоции так важны? Считается что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с человеком, и на 90% из того, как он на это реагирует.              Основные  эмоции человека - это радость, грусть, страх, гнев, удивление, отвращение, интерес, доверие.                                                                            

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать необходимые нам эмоции созидания, управлять отрицательными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году американскими психологами Дж. Мейером и П.Саловэем .- “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности»

Что же такое эмоциональный интеллект (EQ)? Это способность человека: распознавать эмоции; понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные управлять своими эмоциями для решения практических задач.                                                                                                        Смысл и значение развития эмоционального интеллекта состоит в выстраивании отношений в любых условиях  для того, чтобы быть принятым и успешным в современном обществе.                                                                        Уровень  развития эмоционального интеллекта состоит из пяти этапов: я чувствую, я хочу, я знаю, я могу, я делаю.                                                              Развитие общества, сильного государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью.  Одним из приоритетных направлений в современном образовании является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.                      А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности. 

Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастливого будущего. Детям очень трудно разобраться со всем многообразием чувств и эмоций, с разочарованиями и сомнениями, поражениями и победами. Ребенок  с развитым эмоциональным интеллектом в  любой ситуации сделает для себя правильные выводы, а ребенок со слаборазвитыми и  низким EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Все эти проблемы решаемы, особенно если обратить на них внимание в самом раннем возрасте. Доказано, что дети с высокоразвитым эмоциональным интеллектом  легко общаются,  у них развиты  память, внимание, логическое  и абстрактное  мышление, познавательные способности, навыки целеполагания и достижения целей; дети легко  адаптируются  к новым обстоятельствам, то есть обладают так называемыми «навыками будущего», которые лежат в основе «профессий будущего»

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  Совершенствование мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты различных наблюдений, мониторингов  показывают:

  • У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
  • У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
  • У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.  

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки на всю жизнь.

Поэтому перед педагогами стоит цель: 

- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из того следуют основные задачи современного педагога:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника  предполагает следующие формы и методы:

- комфортная организация режимных моментов                                                           - физкультурно - оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, закаливание,  прогулки, оздоровительные подвижные игры                                                    - игротерапия : взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух аспектах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Лучшая форма познания эмоций для ребёнка – это игра!                - Обучающие беседы, рассказ воспитателя                                                                                                         Сказкотерапия                                                                                                            - Игровые обучающие ситуациидискуссиирешение ситуативных задач                   Арттерапия                                                                                                                  - Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).                                - Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).                                                  - Посещение комнаты психологической разгрузки                                                         - Ведение «календаря эмоций» (он помогает отслеживать  эмоциональное состояние в течение дня, недели, искать способы регулирования негативных эмоций)                                                                                                                                             - Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).                - Накоплению эмоционального опыта,  пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведенийдидактические и творческие игры.

EQ- это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного взаимодействия с окружающим миром, когда эмоции  - это не враги, а друзья, помогающие в достижении цели. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы ребёнку необходимо пройти 5 этапов игрового образовательного процесса: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.

Таким образом, эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но и их настроение,  переживания, чувства.

В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта  используются различные, как и в любом направлении,  формы:

-  папки – передвижки  («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…);

- информационные стенды («Памятки родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех»,   «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»…);

-  консультации психолога, психологические тренинги;

-  беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет» и др.);

- групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), совместные досуговые праздники и прогулки, участие родителей в проектах;

-  открытые занятия;

- организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.

Организованная педагогическая  работа с детьми и их родителями может  обогатить эмоциональный опыт, интеллект  детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Литература

      1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

     2. Джон Готман  Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей.  Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

    3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.//Современное дошкольное образование. Теория и практика.-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...