Экологическое воспитание в ДОО Подготовили: старший воспитатель Ерышева Т.Г. воспитатель Двужилова А.С.
консультация (подготовительная группа)

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx91.94 КБ

Предварительный просмотр:

s://nsportal/sites/default/files/2020/01/19/eco-17.jpgЭкологическое воспитание в ДОО

Подготовили: старший воспитатель Ерышева Т.Г.

воспитатель Двужилова А.С.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Формы экологического воспитания

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Наблюдение

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

Виды дидактических экологических игр

Тип игры

Вид игры

Название игры (возрастная группа)

Задачи

Описание

Игры, ориентированные на содержание игровых действий

Логическая (математическая)

«Выбери нужное» (средняя группа)

  • Закреплять знания о различных категориях природных объектов;
  • развивать логическое мышление.

Потребуются картинки с изображениями объектов живой и неживой природы.
Воспитатель показывает картинки с объектами, а дети называют категорию (живая природа/неживая природа).

Словесная

«Весной, летом, осенью» (подготовительная группа)

  • Повторить материал, связанный со временем цветения растений;
  • учиться классифицировать растения по сезону цветения;
  • тренировать память, сообразительность.

Педагог, обращаясь к ребёнку, называет время года, а воспитанник в ответ называет цветок (овощ, фрукт), который растёт в это время года.

Сенсорная

«Угадай, что в мешочке» (вторая младшая группа)

  • Тренировать навык узнавания предмета на ощупь;
  • повторить названия фруктов и овощей;
  • воспитывать терпение.

Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке.
Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.

Музыкальная

«У бабушки Нюры» (первая младшая группа)

  • Учить подражать голосам животных;
  • развивать музыкальный слух (высокие и низкие, долгие и короткие звуки);
  • прививать любовь к братьям нашим меньшим.

Кубик, на гранях которого изображены петух, курица, кот, собака, корова, коза.
Педагог (музыкальный руководитель) наигрывает бодрую мелодию, под которую дети, стоящие в круге, передают друг другу кубик. Когда музыка резко обрывается, малыш бросает кубик на пол и имитирует голос животного, чьё изображение оказалось сверху.

Игры, в которых сюжет отталкивается от материала

Настольно-печатная

«Где растёт?» (первая младшая группа)

  • Закрепить знания о плодах, которые растут в саду или на огороде;
  • тренировать быстроту реакции, внимательность.

Материалы:

  • картинки с изображениями огорода и сада;
  • карточки с изображениями плодов.

Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода или сада.

Предметная

В качестве игровых ресурсов используются окружающие предметы, как правило, природный материал. Например, игра для старшей группы «Кто больше»: персонажи-животные (зайцы, белки и др.) в виде каштанов ищут на игровом поле запасы на зиму (жёлуди, шишки). Игровое поле представляет собой распечатанную на листе формата А3 лесную поляну с тропинками, на которых обозначены места для передвижения персонажей. Плоды рассыпаны хаотично, а количество шагов по тропинке определяет число точек на кубике (костяшке).

Интерактивная

Этот вид игр подразумевает использование подходящих по теме приложений для интерактивной доски.

Деловые и интеллектуальные игры

В ряде методической литературы деловые, интеллектуальные игры (викторины) также относят к дидактическим. Однако они представляют собой не конкретный набор игровых действий, объединённый общим игровым условием, а форму организации деятельности детей. То есть в одной викторине может быть и настольно-печатная игра, и интерактивная, и подвижная.

Сюжетно-ролевые игры на экологическую тему

В играх этого вида дети действуют исходя из личного социального опыта, не руководствуясь игровыми правилами. При этом игровые взаимодействия проецируются на игрушки или сверстников в подходящих под сюжет образах.

В работе с детьми старшей группы я проводила игру «Спасатели», в которой по сюжету мальчики-куклы Витя и Паша разожгли засушливым летом в лесу костёр, а огонь перекинулся на траву. Педагог в роли начальника спасательной операции направляет бригаду пожарных тушить пожар и спасателей переносить пострадавших животных-игрушек в больницу, где ветеринар осматривает пациентов, оказывает им первую помощь. В завершение мы делаем вывод о том, что неосмотрительное поведение одного или двух человек может стать причиной большой беды для животных, растений и даже для других людей.

Подвижные экологические игры

Основная задача подвижной игровой деятельности — укрепление физического здоровья, тренировка реакции, внимания и памяти. Как правило, этот вид игр используется на прогулках, при проведении развлечений и на занятиях в форме физкультпауз.

В подвижных играх в старшем дошкольном возрасте очень важен соревновательный момент

Виды подвижных экологических игр

Направленность игры

Название (группа)

Задачи

Описание

На подражание

«Что в корзинку мы берём» (старшая группа)

  • Закрепить знания об урожае, собранном в огороде, саду, в лесу, поле;
  • учиться различать плоды в зависимости от места их произрастания;
  • формировать представления о роли человека в природе.

Потребуются картинки с изображениями корзинок и плодов.
Дети делятся на 2 группы: корзинки с картинками-лукошками в руках и плоды с картинками даров природы. Под музыку «плоды» расходятся и показывают мимикой и жестами, что за плод они представляют. Задача «корзинок» — собрать «урожай» из плодов, произрастающих в конкретном месте (в лесу, на огороде и т. д.).

На тренировку внимания

«Вершки — корешки» (подготовительная группа)

  • Учиться составлять целое изображение из частей;
  • закрепить знания о частях растений;
  • развивать ловкость, координацию движений.

Дети делятся на 2 группы: вершки и корешки. Первые получают картинки с надземными частями растения, а вторые — с подземными. По сигналу участники разбегаются, а затем по условному знаку ищут свою пару.

Игры малой подвижности

«Мы и природа» (средняя)

Систематизировать представления об объектах, созданных природой и человеком.

Дети становятся в круг. Воспитатель-водящий бросает мяч и задаёт вопросы: «Что сделано человеком?», «Что сделано природой?». Дети называют объекты. Кто затрудняется, из игры выходит.

Экологическая тема в театрализованных играх

В ДОО используются 2 формы театрализованных игр:

  • драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов»;
  • режиссёрские постановки, где малыши принимают на себя роль руководителя действий и движений персонажа — игрушки или предмета, замещающего героя.

Дошкольники с удовольствием участвуют в театрализованных постановках

Драматизации по экологии обычно проводятся ко Дню Земли.

Виды театрализованных игр по экологии

Форма игры

Вид игры

Название (группа)

Задачи

Описание

Драматизация

Инсценировка

«Весенняя сказка» (подготовительная группа)

  • Расширять представления о допустимом и недопустимом поведении в природе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • развивать творческие способности детей.

Красная Шапочка забрела в весенний лес и, любуясь красотами, встретила плачущего зайчика. Он порезал лапку о консервную банку, выброшенную кем-то. Красная Шапочка решила найти виновного, встретила Волка. Оказалось, это он не убрал мусор за собой. Девочка пристыдила зверя, он осознал вину и пообещал больше так не делать.

Имитация

«Изобрази» (старшая группа)

  • Повторить звуки природы;
  • развивать внимательность.

Педагог ставит задачу перед ребёнком, и актёр жестами и телодвижениями показывает:

  • звук ветра, порождаемого бурей;
  • звук осенних листьев, подгоняемых ветром;
  • звук урагана и т. д.

Остальные дети угадывают, что было показано.

Режиссёрская игра

Кукольный театр

В этом виде игр дети показывают инсценировки, только действуют в них от лица кукол (бибабо, пальчиковых, на конусе и др.).

Стендовый театр

«Рассели животных по домикам» (младшая группа)

  • Закрепить знания, касающиеся мест проживания животных, а также повторить их названия;
  • практиковать в составлении коротких ответов на наводящие вопросы.

Потребуются картинки с животными, птицами, а также иллюстрации разных жилищ (норы, дупла, берлога).
Дети распределяют персонажей на своих карточках по домам, называя животное и место его проживания.

Пальчиковые игры по экологии

Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают:

  • отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму);
  • развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников.

Пальчиковые игры являются удобным приёмом для смены видов деятельности.

Пальчиковые игры помогают дошкольникам снять напряжение и переключиться от одного вида деятельности к другому

Пальчиковые упражнения универсальны для детей разного возраста. В старших группах они обычно сопровождаются более длинными стихотворениями с большим количеством повторов.

Таблица: картотека экологических пальчиковых игр

Название игры

Возрастная группа

Описание

«Засолка капусты»

Младшая, средняя

Мы капусту рубим, рубим, (Двигают прямыми ладонями вверх, вниз)
Мы морковку трём, трём, (Трут правым кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим, солим, (Пальцы в щепотку, солят)
Мы капусту жмём, жмём. (Сжимают обе кисти в кулаки).

«Детёныши зверей»

Средняя

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Мухомор»

Старшая, подготовительная

Красный-красный мухомор — (Соединяют кончики пальцев — изображают шляпу гриба)
Белых крапинок узор. (Одна рука — «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показывают «крапинки»)
Ты красивый, но не рвём! (Грозят пальчиком)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя — отодвигающий жест).

«Апельсин»

Средняя, старшая, подготовительная

Мы делили апельсин. (Крутят кулаком)
Много нас, а он один. (Растопыривают пальцы)
Эта долька для ежа. (Отгибают один мизинец)
Эта долька для чижа. (Отгибают безымянный)
Эта долька для утят. (Отгибают средний)
Эта долька для котят. (Отгибают указательный)
Эта долька для бобра. (Отгибают большой)
А для волка кожура. (Гладят кожуру)
Он сердит на нас! Беда! (Показывают волчьи зубы)
Разбегайся кто куда! (Пальчики разбегаются).

Методические приёмы проведения экологических игр с дошкольниками

Чтобы реализовать образовательные цели проведения экологических игр, педагог комбинирует 3 вида приёмов.

Группа словесных приёмов

Слово играет ключевую роль в развитии речи детей, становления их языковых представлений. Очень важно, чтобы звучащая речь сопровождала любой вид деятельности малышей, а тем более такой принципиально важный для дошкольников, как игра.

Объяснение

Каждый из этапов игры должен быть чётко и последовательно описан педагогом. Для того чтобы ребята улавливали алгоритм построения логичных предложений, озвучивание правил должно начинать каждый повтор игры. Слушая речь взрослого, дети младших и средней групп начинают по этому образцу составлять самостоятельные высказывания, а старшие дошкольники воспринимают её как образец для монологов и диалогов.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Праздник для старших групп.Подготовила старший воспитатель МБДОУ детский сад №244 г.о. Самара Альмухаметова Екатерина Владимировна

ДЕНЬ  ПОБЕДЫ. Праздник для старших групп.Подготовила старший воспитательМБДОУ детский сад №244 г.о. СамараАльмухаметова Екатерина Владимировна      С самого утра, как тол...

Консультация для педагогов ДОУ. «Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители». Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б.

  Консультация для педагогов ДОУ.«Конфликты в детском саду: дети – воспитатель - родители».Подготовила: старший воспитатель Зайцева Т.Б. Современный детский сад...

Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Статья: "Экологическое воспитание в условиях ДОУ" Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В....

«Интеграция с дошкольным образованием как инструмент устойчивого развития агро - технического образования школьников». Выступление подготовили: Старший воспитатель Баринова А.А.; воспитатель Мартын Н.В.

Агробизнес-образование – это раннее формирование у воспитанников предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села. Задача педагогов и родителей помочь дошкольни...