Мастер-класс дл воспитателей ДОУ по театральной деятельности «Играем в сказку»
методическая разработка

Чикова Ольга Витальевна

Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад» №1 «Родничок» п.Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Мастер-класс дл воспитателей ДОУ

 по театральной деятельности

«Играем в сказку»

                                                          Воспитатель:Чикова О.В.

                                                          первая квлификационная категория

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

Планируемый результат:

1. Cмотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. 2.Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Образовательный продукт:

Театральная мини-постановка сказки Теремок.

План проведения мастер-класса

Вводная часть.

1.Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности», презентация парциальной программы «Играем в сказку»;

Основная часть.

2. Театральная мини-постановка сказки «Теремок»

Заключительная часть.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1.Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи а так же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также необходимо включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.  Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать  пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие.

Считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей средством театрализованной деятельности», в настоящее время особо актуальна.

В чём же её актуальность?

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить.

Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.

2.Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.

3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,а также их исполнительские умения.

4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

5.Приобщить детей к театральной культуре,обогатить их театральный опыт:знания о театре,театральной терминологии.

Также использую в работе следующие методы и приёмы обучения:

Показ и объяснение;

Знакомство с правилами игр и их разучивание;

Рассматривание предметов и атрибутов;

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Беседы;

Вопросы;

Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок

Пальчиковая гимнастика;

Загадывание и отгадывание загадок;

Работа над этюдами;

Имитация движений и звукоподражание.

Учитывая требования ФГОС, использую интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.

Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.

Игры - драматизации

Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.

Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации

Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

Интеграция в художественно-эстетическую область развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы.

Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на равные части по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Приобщаю родителей к подготовке спектаклей: они помогают в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

2. Театральная мини-постановка сказки «Теремок».

Вед. - А теперь друзья, давайте заглянем в страну «Театралию». «Театралия» нам помогает, чтобы ребенок был какой? (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)

Звучит сказочная музыка.

Ведущий:

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора отправляться в страну «Театралию»,

Где состоится представление,

Всем на удивление!

- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .

Ведущий.

 Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?

Отгадайте вы друзья.

Стоит избушка,

Резная верхушка,

Тесом покрыта,

Щелком прошита,

Что это? (Теремок)

Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.

Звучит музыка.

 Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка.(звучит музыка)

 Познакомьтесь Мышка, я,

Брожу по лесу я,

Ищу себе домишко.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

 А вот и лягушка прискакала.

Лягушка.(звучит музыка)

Ква-ква квакушка я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

 По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка.(звучит музыка)

 Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла,

Теремочек увидала…

Лиса.(звучит музыка)

 Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

 Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать. (звучит музыка)

Видит: чудо-теремок .

Петушок. 

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

Прослыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть…

Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –

Стукнул по стене разок…

Миша.(звучит музыка)

 Бурый я Лесной Медведь!

Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Ведущий.

 Терем, правда наш хорош!

Только в терем не войдешь!

Ты оркестр собери,

Нам скорее покажи.

Инструменты есть у нас,

Вы друзья скорей берите,

Нам оркестр покажите.

Все герои.

В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.

Оркестр «Во саду ли в огороде…. »

Ведущий.

 Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Таким образом очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Нашему обществу в соответствии с требованиями ФГОС необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

мастер-класс " Использование бросового материала в театральной деятельности дошкольников."

Игр   Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребё...

Мастер-класс для родителей о пользе театральной деятельности в ДОУ

Мастер-класс для родительского собрания о важности театральной деятельности в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13486240","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

Мастер-класс по ФЭМП с применением театральной деятельности по сказке «Теремок»

Цель: формировать умение считать до 5-и, умение ориентироваться в определении предметов  контрастных размеров; умение сравнивать числа  (больше – меньше).Задачи:  обучающие: ...

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка...

Мастер-класс на тему: «Развитие опытно-исследовательской деятельность дошкольников через сказку»

Мастер-класс на тему:«Развитие опытно-исследовательской деятельность  дошкольников через сказку»...