Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа)

Проект, который знакомит детей с русскими народными праздниками и традициями. Проект будет интересен педагогам дошкольного образования и рассчитан на старший дошкольный возраст.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                         МБДОУ «ДС  «Буратино»

                                                                           

                                                                            Составили:      Исабекова Г.С., Крючкова Н.Н.                                                                                                                                            

                                              г.    Тарко- Сале  2019г                                  

                                             Содержание

  1. Тип проекта, участники, актуальность…………………………………...3
  2. Обоснование актуальности проекта, постановка проблемы……………4
  3. Цель, задачи, ресурсное обеспечение…………………………………….5
  4. Формы, этапы реализации…………………………………………………6
  5. Ожидаемые результаты, список литературы…………………………….7


               

Проект, который знакомит детей с русскими народными праздниками и традициями. Проект будет интересен педагогам дошкольного образования и рассчитан на старший дошкольный возраст.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: семья Карякиных, воспитанники старшей группы, воспитатели.

Сроки реализации проекта: с 5 по 10 марта 2019 г.

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.         

 Обоснование актуальности проекта:


              Невозможно не заметит, что в последнее время интерес к русским народным сказкам и мультфильмам советского периода значительно уменьшился. То же можно сказать и об игрушках. На смену нашим традициям приходит культура запада. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает самостоятельно выбирать, что смотреть и с чем играть. 
Думаю, каждый родитель отмечает, что дети все менее бережно относятся к игрушкам, перестали ценить их и зачастую воспринимают их как данность. В детском саду и дома их окружает множество ярких, красивых, но часто очень незамысловатых игрушек. Современные родители и педагоги все больше задумываются как научить детей бережно относится к предметам быта, привить им интерес к русской народной культуре и воспитать чувство гордости за наследие своего народа.

Постановка проблемы: 


        Природа является неотъемлемой частью человека. Наши прародители были близки к природе и чтили свои традиции. Одним из самых любимых народных праздников, празднуемых в конце зимы, была и остается Масленицы, которая всегда отмечалась целыми улицами, шумно, весело, с размахом. Пока еще Россия богата традициями, передающимися из поколения в поколение, однако весе чаше мы сталкиваемся с тем, что уходят в прошлое народные гуляния и воспоминания о тех днях когда праздник был не только семейным торжеством.

      Столкнувшись с интересом детей старшего дошкольного возраста, к обозначенной теме мы сформулировали несколько проблемных вопросов:
• Как приобщить детей к народным традициям и развить у них нравственно-патриотические качества?
• Как в доступной и интересной форме познакомить с бытом предков и ответить на все интересующие детей вопросы?
• Как привлечь родителей и повысить их уровень заинтересованности в вопросе привития детям нравственно-патриотических качеств?



Цель:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

Обучающие

• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие

• Развивать коммуникативные способности;

• Развивать память, мышление, внимание;

• Развивать интерес к русским народным традициям;

• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные

• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям




Ресурсное обеспечение
1. Цифровой фотоаппарат, компьютер, проектор, сеть Интернет;
2. Образцы различных тряпичных кукол;
3. Самовар, баранки, блины, расписные платки, атласные ленты, чучело масленицы для проведения ярмарочного гуляния;

.

   Формы реализации проекта:

• Беседы по теме;

• Совместная творческая деятельность;

• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

• Чтение стихотворений, художественных произведений;

• Тематическое занятие

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

Основной:

• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный:

 • Приготовление блинов для чаепития;

 • Проведение досуга в ДОУ «Широкая Масленица»

 • Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;

Ожидаемый результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через

сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Продукт проектной деятельности:

Защита проекта: «Масленица широкая», семья Карякиных

Список литературы:

  1. «Весенние праздники, игры ,забавы для детей» И. М. Петров. 
  2.  «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.
  3.  «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.
  4.  «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А. Лапшина.

                      Защита проекта: «Масленица широкая»

И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник — «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.

Вторник — «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота — «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.

Воскресенье — «прощённый день» или целовальник.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.