Программа комплексной подготовки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к успешной социальной адаптации «ПУТЬ К УСПЕХУ»
рабочая программа

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Проблема семьи с низким социальным статусом приобрела национальные масштабы. Это семьи в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с  возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями. Детям, оказавшись без заботы и внимания со стороны родителей, трудно найти себя в предлагаемых обществом формах самореализации, именно поэтому им необходима активная поддержка со стороны  государства.

Актуальность данной проблемы, активный поиск ее решения  привели к мысли о необходимости создания комплексной  программы по подготовке несовершеннолетних к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_baryshnikova.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа комплексной подготовки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к успешной социальной адаптации

«ПУТЬ К УСПЕХУ»

Пояснительная записка.

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Проблема семьи с низким социальным статусом приобрела национальные масштабы. Это семьи в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с  возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями. Детям, оказавшись без заботы и внимания со стороны родителей, трудно найти себя в предлагаемых обществом формах самореализации, именно поэтому им необходима активная поддержка со стороны  государства.

 Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами. Взрослая жизнь ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и не всегда проходит успешно. Причины  возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего, они  связаны с неадекватным восприятием детей из неблагополучных семей  тех  требований,  которые  предъявляет  социум. Процесс  социализации (включение в систему социальных отношений) даже  при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.

Сама организация жизнеспособности детей в государственных учреждения устроена таким образом, что у них формируется инфантильная  иждивенческая  позиция, блокирующая  проявление  потенциальных возможностей. В связи с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации. Иными  словами, они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

Актуальность данной проблемы, активный поиск ее решения    привели к мысли о необходимости создания комплексной  программы подготовки воспитанников нашего центра к самостоятельной жизни.

 Цель программы:

Помочь детям из неблагополучных семей, оказавшихся без внимания со стороны родителей, в социальной адаптации. Сориентировать подростков на социально экономическое благополучие в самостоятельной жизни.

   Задачи:

  • создать необходимые условия для сохранения, укрепления психологического здоровья подростков;
  • обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие и повышение социальной адаптации воспитанников;
  • помочь в  правильной ориентации в социуме и развитии у подростков жизнестойкости;
  • профилактика социального иждивенчества;
  • формировать ценности семейных отношений и бережливого отношения к ним, развивать привычки взаимопонимания и уважения в семье.
  • прививать положительное отношение к обучению, оказывать помощь в выборе дальнейшего профессионального образования.

   Основные направления реализации программы.

     1) личностное развитие;

      2) здоровый образ жизни;

      3) основы социализации и общения;

      4) семейное воспитание;

      5) нравственно – эстетическое воспитание;

      6) трудовое воспитание.

Содержание программы.

Раздел 1.

«Личностное развитие».

Индивидуальность развития «Моя высота». Мои желания, мои возможности. Саморазвитие. Самовоспитание и характер.  Самосовершенствование. Волевые качества. Самоанализ. Самоуважение. Дороги, которые мы выбираем. Высокие и низкие цели.  Разрешение конфликтов без насилия. Создание позитивных дружеских отношений. Выражение себя (самовыражение). Жизненные цели. Признание различий – основа самооценки. Типологические свойства и темперамент. Особенности личности. Внешность. Общительность. Идеализм и цинизм подростков. Чувство взрослости. Имидж и твоя профессия. Счастье жить. Внешность подростка. Откровенный разговор. Одежда и мода. Познай самого себя.

Раздел 2.

«Здоровый образ жизни»

Движение – жизнь. Профилактика ПАВ. Детки в пивной клетке. О курении. Чума 21 века. Наркотики — оружие самоистребления. Учись говорить нет. Оружием знания против наркомании.

Средства поддержания здоровья: витамины, правильное питание, закаливание, занятие спортом. Здоровье близко – ищи его в миске: правильное питание, гигиена питания, полезные и вредные продукты.  Гиподинамия. Этот суровый режим дня. Физическое развитие: норма и отклонение. Диета: плюсы и минусы. Опасные украшения.  Полезные привычки. Личная гигиена. Жертвы моды.

Моя безопасность. Опасно – безопасно. Профилактика заболеваний. Оказание первой медицинской помощи.  Поговорим о компьютерах: за и против, компьютер и здоровье.

Раздел 3.

«Основы социализации и общения»

Как обойти конфликты стороной. Учимся толерантности. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Поговорим о положительных коммуникативных отношениях. Виды общения. Молодежный сленг: плюсы, минусы.  Этикет – это норма или закон?

Гражданственность и гражданин. Понятие «юридической ответственности» и «наказание». Я – гражданин РФ. Конституционные права и гарантии РФ. Административные правонарушения и подросток. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды уголовного наказания несовершеннолетних. Компании сверстников. Молодежные течения. Всегда ли подростковые течения безобидны. Подростковые группировки. Так ли безобидно мелкое хулиганство. Подростковая безнадзорность.

Как уберечься от мошенничества. Игромания.  Как уберечься от вовлечения в преступление. Использование своих прав.  Секта: мифы и реальность.

Раздел 4.

«Семейное воспитание»

История брака и семьи как важнейших институтов общества. Моя будущая семья.  Школа семьи. Счастливая семья. Дружная семья.

Добрачные и супружеские отношения. Современные формы брака. Понятие «первой любви», нравственной и физической чистоты отношений до брака. Готовность к браку. Пути решения семейных конфликтов,  духовная и нравственная составляющие потребности в детях.

Настоящий воспитатель – родитель: воспитание человечности. Семейные ценности: супружеская верность, ответственность, чадолюбие, смирение, терпение, милосердие, сострадание, уважительное отношение к старшим, послушание. Общность взглядов супругов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Поддержание физического здоровья. Недопущение губительных страстей взрослых и детей: никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании, токсикомании и др. Специфика семейного воспитания. Стили воспитания. Влияние на ребенка духовно-нравственной атмосферы  семьи.  Гражданский брак. Проблемы молодо семьи.  Эстетика быта. Бюджет и хозяйство семьи.

Раздел 5.

«Нравственно – эстетическое воспитание»

Этические нормы поведения. Подростковый фанатизм. Неформалы – путь к себе или от себя? Уважение к себе. Уважение к другим. Справедливость. Ответственность и контроль над собой. Нормы поведения: точность, порядочность, совестливость. Правила общения: обращение, умение слушать, культура спора. Человек слова. Действия и намерения: честное слово – дело чести. Отношение к себе, к сверстникам,  окружающим людям, к Родине, миру. Невежливый подросток. Конфликтный человек. Как обрести  и не потерять друзей. Позитивные дружеские отношения. Регулятор поведения: воля и совесть. Я в обществе.

Все мы разные: признание отличий между людьми (национальность, вероисповедание). Свобода слова, веры, мысли, поступков. Поступки и последствия.   Весь мир и мое отечество: патриотизм. Нужна ли помощь? Благотворительность. Волонтерское движение.

Мир профессий: мой жизненный путь. Выбор и последствие: материальное и духовное в жизни человека. Способность, одаренность, талант.  Жизненные цели: иметь, быть, творить. Цена и ценность жизни. Жизнь, достойная человека: истина, добро, красота. Как достигнуть успеха.  Смысл жизни человека.

Экология: в защиту чистоты и красоты земли. Природа и «Я»: ответственность и безответственное отношение к окружающей флоре и фауне.

Раздел 6.

«Трудовое воспитание»

Самообслуживание:  совершенствование  культурно – гигиенических навыков.  Гигиена тела. Виды моющих средств для тела.

Хозяйственно – бытовой труд. Гигиена жилища: уборка и проветривание помещений, мытье окон. Генеральная уборка: частота и необходимость,  последовательность. Интерьер дома: создание уюта.

Правила ухода за вещами: хранение одежды и обуви по сезону, уборка, стирка, утюжка.  Мелкий ремонт вещей: способы и приемы работы. Вторая жизнь вещей. Чистка ковровых изделий: моющие средства, частота, способы. Современная бытовая техника при уборке помещения.

Основы безопасного пользования электробытовыми приборами.

Целевая группа:

  1.  Несовершеннолетние от 6 до 10 лет.

Главными задачами этих занятий являются:

  • адаптация в новой среде;
  • помощь в обретении душевного равновесия;
  • помощь в преодолении внутренних и межличностных конфликтов.

  1.  Несовершеннолетние от 11 до 14 лет.

Главными задачами этих занятий являются:

  • повышение самооценки;
  • обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях;
  • способствование осознанию подростком сути проблемы.

  1.  Несовершеннолетние от 15 до 18 лет.

Главными задачами занятий являются:

  • формирование у подростков стремления к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых они испытывают дискомфорт;
  • воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающим людям;
  • обучение несовершеннолетних сопротивлению давлению, подталкивающему к употреблению психоактивных веществ.

Формы и методы работы (с несовершеннолетними и их родителями): тематические и практические групповые и индивидуальные занятия; элементы психолого-педагогического тренинга; лекция; диспут; беседа; упражнения; анкетирование; оформление стенда.

В ходе всех этих занятий обучаю воспитанников навыкам познания себя и окружающих, способам противодействия всему негативному в жизни.

 В результате вырабатывается комплекс навыков, необходимых для этого противодействия, несовершеннолетние используют свои внутренние ресурсы для раскрытия собственного «я», лучше понимают окружающих людей.

Программа занятий

Воспитанники 6-10 лет.

  1. Наши чувства и действия.
  2. Учимся честно говорить о проступке.
  3. Детские жалобы.
  4. Учимся справляться с чувством протеста и с чувством обиды.
  5. Воспитатель – надежный защитник.

Воспитанники 11-14 лет.

  1. Мои права.
  2. Всегда ли мы поступаем правильно?
  3. Можно ли справиться со злом?
  4. Как бороться со стрессом и скукой.
  5. Отношение к окружающим людям.

Воспитанники 15-18 лет.

  1. Ценностные ориентации личности.
  2. Конструктивное взаимодействие.
  3. Потребности человека.
  4. Умение понимать других.
  5. Умение говорить «нет».

Воспитанники 6-10 лет

Основные цели занятий – адаптация в новой для воспитанников среде, помощь в умении справляться с внутренними и межличностными конфликтами, сохранение позитивного образа «я».

В этом возрасте дети, как правило, любознательны, не утратили интереса к учебе, склонны доверять взрослым, но и мнение сверстников уже является для них немаловажным. Мышление их чаще развито недостаточно, поэтому важно использовать в занятиях конкретные примеры, ситуации.

Занятие 1. «Наши чувства и действия».

Цели:        

– определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;

– обучить способам снятия своего напряжения с помощью рисования и чтения веселых историй.

Материалы:        фигурки из пластилина, листы бумаги, карандаши.

План занятий. Знакомство. Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо…». Чтение письма друзей Незнайки. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла».

Занятие 2. «Учимся честно говорить о проступке».

Цели:        

– развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность;

– продолжить обучение релаксации.

Материалы:        листы бумаги, карандаши.

План занятий. Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Беседа на тему «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?». Рисование на тему «Радость». Знакомство с приемами самопомощи.

Занятие 3. «Детские жалобы».

Цели:        

– способствовать осознанию ребенком сути проблемы;

– формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций;

– корректировать механизмы подсознательной защиты за счет повышения самооценки.

Материалы:        рисунок с изображением плачущей девочки, цветные кляксы, листы бумаги, карандаши.

План занятий. Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение». Рисование на тему «Веселое и грустное настроение». Игра «Отыщи свою обувь».

Занятие 4. «Учимся справляться с чувством протеста и с чувством обиды».

Цели:        

– осознать протест как механизм защиты;

– осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;

– формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;

– познакомить со способами управления негативными эмоциями.

Материалы:        иллюстрация с изображением грустного мальчика, стихотворение А.Барто «Одиночество», листы бумаги, карандаши.

План занятий. Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?». Советы воспитателя. Игра «Король». Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «Что такое обида?». Тренинговое упражнение. Рисование «обиды». Упражнения: «Воздушный шарик», «Небо».

Занятие 5. «Воспитатель – надежный защитник».

Цель:        

–учить воспитанников открыто сообщать близким людям, воспитателю о своих переживаниях;

–использовать для решения конфликтных ситуаций социально проблемные способы поведения, «прошу прощения», «говорю правду».

Материалы:        листы бумаги, карандаши, стихотворения «Я не плачу» Г. Ладонщикова и «Обида» Э. Мошковской. Музыкальное оформление.

План занятий. Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «Когда мы ссоримся со взрослыми?». Тренинговое упражнение. Рисование на тему «Мой воспитатель».

Воспитанники 11-14 лет

Основные цели  занятий – формирование у несовершеннолетних представлений о его праве на безопасность, здоровье, уверенность в себе, развитие умения принимать решения, повышение самооценки.

11-14 лет – это переходный возраст ребенка. Все сильнее становится влияние сверстников, все большую роль в их жизни начинают играть группы ровесников, принятие или непринятие их этими группами, стремление подражать им, возникновение стремления к независимости – все это играет немаловажную роль в жизни детей. Но уже могут возникать проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые в дальнейшем могут привести к серьезным негативным последствиям.

Занятие 1. «Мои права и обязанности».

Цель:        

–дать воспитанникам представление о наличии у них прав и обязанностей.

Материалы:        плакат или раздаточный материал «Мои права».

План занятий. Рассказ о целях занятий. Упражнение – активатор «Найди тех, кто…» Что такое права людей? Кто и что их защищает? Выводы воспитателя о том, что права людей защищаются законом и установленными правилами. У всех людей есть права. О правах детей. Какие у вас есть права? – дискуссия. Воспитатель называет ещё права, обсуждает их с воспитанниками, дает пояснения.

Занятие 2. «Всегда ли мы поступаем правильно?».

Цель:        

–формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью снижения значимости травмирующего фактора: «Теперь я смотрю на это по-другому».

Материалы:        листы бумаги, краски, подушки.

План занятий. Проблемная ситуация. Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?» Рисование. Советы воспитателя. Игра с подушками – «Выбивание пыли».

Занятие 3. «Можно ли справиться со злом?».

Цели:        

– формировать осознание последствий агрессивных способов защиты;

– обучить способам снятия напряжения;

– воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Материалы:        листы бумаги, карандаши, мяч, зеркало.

План занятий. Проблемная ситуация. Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!» Вопросы для обсуждения. Доверительная беседа «Как побороть зло и стать добрее?» Притча про Змею и Мудреца. Вопросы для обсуждения. Игра «Я могу защитить…» Подвижная игра «Ястреб и птицы». Советы воспитателя.

Занятие 4. «Как бороться со стрессом и скукой?».

Цель:        

–знакомство с понятием стресса, знакомство со способами снятия стресса без использования алкоголя, наркотиков и других токсических веществ; поиск способов борьбы со скукой, не ведущих к асоциальному поведению.

Материалы:        специальных материалов не требуется.

План занятий. Упражнение-активатор «Ручеек». Групповое обсуждение: в каких ситуациях вам приходилось испытывать стресс? Рассказ воспитателя о стрессе и его стадиях. Обсуждение по подгруппам способов борьбы со стрессом. Выступление представителей подгрупп. Воспитатель рассказывает о том, что нередко у тем или иным видам правонарушений, поведения, опасного для здоровья, приводит скука. Что такое скука? – краткое обсуждение. Способы борьбы со скукой, если ты в компании, если ты один. Упражнение – активатор «Чепуха».

Занятие 5. «Отношение к окружающим людям».

Цели:        

– формирование навыков работы со стандартным инструментарием;

– развитие рефлексии;

– оценка стиля межличностного взаимодействия.

Материалы:        альбомы, тесты, психограмма.

План занятий. Организационный момент. Тест «Стили взаимодействия с окружающими». Пояснение воспитателем психограммы. Интеграция результатов. Обсуждение. Комментарий и рекомендации.

Воспитанники 15-18 лет

Основные цели занятий – ценностные ориентации личности, конструктивное взаимодействие, умение понимать других и умение говорить «нет».

В этом возрасте характерен процесс значительных изменений в физиологической, психологической сферах. Общение со сверстниками занимает место ведущей деятельности, учёба нередко отходит на второй план. Часто между подростками и родителями возникает конфликт из-за отсутствия согласия, а также как следствие противоречий и разногласий между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Подростки хотят, чтобы считались с их мнением, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей. Подростки восстают против излишней опеки и нежностей, а грубость со стороны подростка является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Занятие 1. «Ценностные ориентации личности».

Цели:        

– развитие понятийного аппарата;

– формирование навыков самовыражения;

– поддержание положительного эмоционального фона.

Материалы:        список качеств личности, листы бумаги, авторучки.

План занятий. Организационный момент. Вводное слово воспитателя. Упражнение «Брачное объявление». Экспресс-обсуждение этого упражнения. Заключительное слово воспитателя.

Занятие 2. «Конструктивное взаимодействие».

Цели:        

– развитие понятийного аппарата;

– развитие рефлексии;

– развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Материалы:        тест по теме, таблица «Характеристики состояний», два стула.

План занятий. Организационный момент. Тест «Трансактный анализ общения». Обработка результатов. Теоретическая информация. Деловое общение. Игра «Место в маршрутке». Подведение итогов.

Занятие 3. «Потребности человека».

Цели:        

– формирование мотивов самопознания;

– развитие понятийного аппарата;

– самопознание потребностей.

Материалы:        листы бумаги, авторучки, схема потребностей.

План занятий. Организационный момент. Упражнение «Не от своего лица». Теоретическая информация о потребностях. Продолжение упражнения «Не от своего лица». Подведение итогов.

Занятие 4. «Умение понимать других».

Цели:        

– развитие рефлексии;

– развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Материалы:        стулья, листы бумаги, авторучки.

План занятий. Организационный момент. Упражнение «Стулья». Обсуждение после игры. Упражнение «Сходства». Обсуждение после игры. Подведение итогов занятия.

Занятие 5. «Умение говорить «нет».

Цели:        

–научить несовершеннолетних отказываться в ответ на предложение сверстников или взрослых сделать что-то, что для них вредно или опасно.

Материалы:        подготовленные описания ситуаций. Визитки с телефонами для раздачи воспитанникам.

План занятий. Упражнение-активатор «Дождь в лесу». Вспомнить, кому можно доверять. Что делать, если предложат что-то опасное? Провести обсуждение. Как могут уговорить что-то сделать (привести примеры). Выводы воспитателя. Примеры ситуаций. Как отказаться? Ролевая игра, где воспитанники должны отказаться что-то сделать. Выводы воспитателя о способах отказа. Упражнение «Товарищи командиры».


Ожидаемый результат.

Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ в подростковой среде.

Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в реабилитационном центре и во взаимоотношениях со сверстниками.

Воспитание гражданских качеств и толерантности у несовершеннолетних через организацию социально значимой деятельности.

Личностное развитие

 Повысилась учебная мотивация.

 Сформирована у воспитанников оптимальная оценки себя как личности.

 Сформирована потребность в личном росте.

 Сформированы умения принимать самого себя и других людей.

 Умеет доказывать и отстаивать свое мнение.

 Способность осознавать свои чувства, причины поведения, последствия  поступков.

 Способность строить жизненные планы.

Здоровый образ жизни

 Личностное осмысление негативного влияния употребления ПАВ.

 Приобретены знания о пагубном влиянии вредных привычек.

 Тенденция к  здоровому образу жизни.

Основы социализации и общения

Усвоены нормы и ценности общества.

Сформировано адекватное устойчивое эмоциональное реагирование ребенка на внешние факторы.

Сформирована адекватная самооценка личности, нравственного самосознания, гражданского мировозрения.

Становление навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Умеет самостоятельно решать свои проблемы, строить жизненные планы и имеет представления о способах их реализации.

Семейное воспитание

Сформирован позитивный образ семьи и бережливое отношение к ней.

Сформирована потребность в создании семьи.

Наличие практических умений и навыков, умеет качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) работу.

Владеет навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем.

Нравственно – эстетическое воспитание:

Имеет опрятный внешний вид, ответственно относится к своей учебе, общественным поручениям.

Проявляет любознательность, эрудированность, организованность, собранность, расширен кругозор.

Проявляет доброжелательность, уважительно относится к родным и близким людям.

Уважительно относится к своему народу, традициям и обычаям, культуре своего народа.

Проявляет толерантное отношение к людям.

Активно участвует в социально-значимых проектах.

С уважением относится к труду людей  разных профессий.

Осознает свои права и обязанности как гражданина и человека.

Требователен  к себе, стремится к самосовершенствованию.

Исполнителен, ответственен, трудолюбив, целеустремлен.

Проявляет культуру общения.

Список литературы.

1.Т.В. Плахова «Сентябрь – фаза запуска учебного года», 2010 г.

2.А.А. Егорова «Годовой круг в школьной библиотеке», 2011 г.

3.Т.А. Фалькович, Н.В.Высоцкая «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризистных  в ситуациях»

4.Е.Л. Болотова «Права ребенка в школе», 2011 г.

5.В.В. Груздев «Детство без  пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях», 2010 г.

6.Л.А. Зотова, С.Н. Каменская «Программа развития интеллектуальных способностей учащихся», 2009 г.

7.Н.А. Алымова, Е.И. Надточий «Школьное самоуправление», 2012 г.

8.М.К. Господникова «Проектная деятельность учащихся», 2011 г.

9.Л.В. Кузнецова «Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей», 2012г.

10.И.Ю. Фоминичева «Социальный педагог в школе», 2016 г.

11.А.Н. Свиридов «Модели взаимодействия с детьми группы риска», 2010 г.

12.О.В. Павлова «Родительские собрания, 7 класс. Тренинги, консультации, игровые практикумы, творческие лаборатории», 2011 г.

13.Т.В. Черникова, Г.А. Сукачева «Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы занятий, методические рекомендации»

14. Л.Н. Урбанович «Нравственные основы семьи и брака» (система работы со старшеклассниками), 2009 г.

15.«Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы». – Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В., М., ВАКО, 2007 г.

16.«Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы». – Савченко М.Ю., М. ВАКО, 2006 г.

17.«Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы». – Кулинич Г.Г., М., ВАКО, 2008 г.

18. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие знания». – Семенака С.И., М., АРКТИ, 2006 г.

19. «Профилактика правонарушений среди воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – Раздин В.И., Центр «Школьная книга», М., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

«Социально-психологическое и педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Одним из актуальных направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также п...

Социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством народно-прикладного творчества в процессе освоения техники плетения из газетных трубочек

развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественных материалов и техник...

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...

«Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях»

Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Многим подросткам трудно говорить о своих проблемах, тогда психологу на выручку приходит рис...