Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилюк Ольга Сергеевна

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны.

 

Принято:

 на заседании педсовета №1

МКДОУ «ЦРР – д/с №10

«Аленушка» от  25.08.2022г.

 

                                                                   Утверждаю:                                                                                                    

Заведующая МКДОУ

«ЦРР- д/с №10 «Алёнушка»

__________/ Шафеева Н.А.

                       Пр.№   «   » августа 2022г. 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников  «ПРОФигра в детском саду»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года.

Уровень: базовый уровень.

 

 

 

 

 

 

Авторы- составители:

Брилькова Н.П. – старший воспитатель.

Педагоги дополнительного образования:

Данилюк О.С.

Енина Т.С.

 

 

Варна -2022г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.

Пояснительная записка

 

 

  1. Актуальность

3-4

 

  1. Новизна

4

 

  1. Цели и задачи

4-6

 

1.4.Уровень сложности и направленность программы

6

 

1.5.Категория воспитанников

6

 

1.6.Объем и срок исполнения

6

 

1.7.Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности

6-7

 

1.8.Отличительные особенности

7

 

1.9.Условия реализации Программы

7

 

1.10.Планируемые результаты

7-8

2.

Содержательный раздел

 

 

2.1. Учебный план

8-19

 

2.2.Календарный учебный график

19-21

3.

Организационно-педагогические условия

 

 

3.1.Кадровые условия

21-22

 

3.2.Материально-техническое обеспечение

22

 

3.3.Учебно-методическое обеспечение

22-23

4.

Оценка качества освоения Программы

 

 

4.1.Формы аттестации

23

 

4.2.Оценочные материалы

23-28

 

Список литературы

28-29

 

 

 

 


 

  1. Пояснительная записка 

Настоящая Дополнительная общеобразовательная- программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» (далее Программа) является нормативным документом педагогов Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №10 «Алёнушка» с.Варны (далее МКДОУ). Программа предназначена для работы с детьми в режиме полного пребывания в условиях ДОУ и направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.

 

1.1.      Актуальность Программы.

Актуальность дополнительной программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.

Для каждого человека выбор профессии является важнейшим решением в жизни. Многие родители заранее задумываются о профессиональном будущем своего ребенка, стараясь предопределить его судьбу. Хорошо если забота семьи о выборе профессии заключается в развитии способностей ребенка, а не в навязывании ему своих нереализованных амбиций. Работа дошкольного учреждения по ранней профориентации заключается в создании образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности, а родители получать консультативную помощь по развитию способностей и личностных качеств своих детей, составляющих предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности.

Первые представления о профессии ребенок получает от своих родителей или других близких людей. Но эти знания поверхностны, ребенок играет в «работу», он имитирует трудовой процесс, манипулирует игрушками-заместителями, предназначение которых заменить настоящие профессиональные инструменты и оборудование. Внешняя сторона профессиональной деятельности взрослых надолго остается для детей дошкольного возраста более существенной, чем ее смысл.

Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, недостаточно просто понаблюдать за трудом взрослых. Необходимо дать ребенку возможность научиться выполнять элементарные трудовые действия присущие той или иной профессии, в результате которых он получит продукт - результат своего труда, который можно потрогать руками, услышать, попробовать на вкус.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.

Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. 

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Однако опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Уральского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности человека, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда).

Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых  как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».

 

  1. Новизна Программы

Программа «ПРОФигра в детском саду» построена на принципах активного обучения. В процессе реализации программы дети старшего дошкольного возраста узнают о том, что на свете есть множество профессий, но из этого множества нужно выбрать свое дело, которое бы нравилось самому и приносило радость и пользу окружающим людям. Сделать правильный выбор достаточно трудно. Чтобы не ошибиться можно попробовать несколько разных профессий. Данная программа дает возможность старшим дошкольникам познакомиться с профессиями, освоить элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать профессию, которая больше заинтересовала ребенка и продолжить изучать это профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями.

В результате реализации программы у детей будут сформированы представления о профессиях: повар, библиотекарь, почтальон, врач, врач – ветеринар, учитель, строитель, металлург, шахтер и т.д.. Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к определенному роду профессиональной деятельности.

 

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы кружка: формирование представлений воспитанников о профессиях посредством овладения элементарными трудовыми действиями.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать расширять знания о знакомых профессиях: повар, учитель, парикмахер, продавец и т.д.
  • Познакомить детей с профессиями РМК «Михеевский ГОК»
  • Научить детей элементарным трудовым действиям изучаемой ими профессии.
  • Сформировать навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии.
  • Научить детей правилам техники безопасности трудового процесса.
  • Дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о трудовых действиях профессиональной направленности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями, интереса к профессиям взрослых;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • расширять кругозор воспитанников;.

Воспитательные:

  • Сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  • развивать  социальные  навыки:  умение работать  в  коллективе,  договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

 

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-  расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-  расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

-  формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-  формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-  систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-  знакомить с трудом различных профессий.

 

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-  расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

-  расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

-  расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

-  расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

-  формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

 

Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
  • принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
  • принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
  • принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
  • принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
  • принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной  и  воспитательной  практики  в  соответствие  с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.      
  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата. 

 

  1. Уровень сложности и направленность программы.

Программа «ПРОФигра в детском саду» является одноуровневой. Предполагается последовательное освоение Программы, при этом овладение стартовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.

Это предполагает реализацию процессов освоения содержания исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:

- «Базовый уровень» - предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

 

  1. Категория воспитанников.

Данная Программа описывает курс подготовки по ранней профориентации детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Ограничений к здоровью воспитанников не имеет. Специальный отбор не проводится.

 

  1. Объем и срок освоения.

Срок реализации программы – 2 года:

Год обучения

Количество занятий в год

Количество занятий в неделю

1-й год обучения

36

1

2-й год обучения

36

1

 

Программа реализуется в процессе непосредственной образовательной деятельности с сентября по май в группах старшего дошкольного возраста детского сада педагогами во 2 половине дня 1 раз в неделю:  в старшей –  25 мин., в подготовительной -   30 мин. (1 академический час)

 

  1. Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Образовательная деятельность осуществляется с учетом:

- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 

 

  1. Отличительные особенности.

Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В Челябинской области разработан и запущен проект «Темп», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.

В соответствии со стратегией образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных кадров для экономики уральского региона, Челябинская область должна стать территорией опережающего развития, причем, за счет собственных ресурсов. Для достижения этой цели необходимо накопить кадровый потенциал, нацеленный на производство и созидание. В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается повышение престижа рабочих и инженерных профессий на всех уровнях общего образования, начиная с  дошкольного.

 

  1. Условия реализации Программы.

Занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Помещения групповых комнат отвечают педагогическим и гигиеническим требованиям. Естественное и искусственное освещение, тепловой режим соответствуют требованиям СанПиН.

Основой реализации Программы является развивающая среда, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. Она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Группа оснащена ТСО (ноутбук, проектор, доска).

        

1.10. Планируемые результаты

Ожидаемый результат реализации Программы:

  1. У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
  2. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых.
  3. Разовьется чувство уважения к   людям разных профессий.

 

У  детей 5-6 лет (1-й год обучения)

  • имеет представление о различных видах профессий;
  • проявляет интерес к разным профессиям;
  • выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа;
  • имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

 

У  детей 6-7лет (2-й год обучения)

  • имеет представление о разных профессиях;
  • об истории возникновения и развития данных профессии;
  • знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
  • соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;
  • имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

 

 

  1. Содержательный раздел.
    1. Учебный план.

№ темы

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

  1.  

Мониторинг

4

4

-

Оценочный лист

  1.  

«Как много профессий хороших и разных»

32

16

16

 

 

Всего

36

20

16

 

2-й год обучения

  1.  

Мониторинг

4

4

-

Оценочный лист

  1.  

«Все профессии важны, все профессии нужны»

32

18

14

 

 

Всего

36

22

14

 

 

С 30 декабря по 10 января, с 1 июня по 31 августа – каникулярное время. Праздничные дни устанавливаются в соответствии с Законодательством РФ.

 

Содержание учебного (тематического плана).

1 год обучения.

В старшей группе реализуется блок «Как много профессий хороших и разных». Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Раннее знакомство с различными видами трудовой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Цель этого блока – обобщение знаний о профессиях людей ближайшего социального окружения в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

«Как много профессий хороших и разных» включает в себя:

  1. Профессии в детском саду!
  2. Сельскохозяйственные профессии (фермер, овощевод, тракторист)
  3. Сфера обслуживания (продавец, кассир, парикмахер, библиотекарь, почтальон)
  4. Вкусная профессия (Повар, кондитер, кулинар) 
  5. Добрый доктор Айболит! (врач, ветеринар, медсестра)
  6. Кто поможет дом построить? (строитель, архитектор) 
  7. Важная работа – защита и забота! (полиция,  ДПС, судьи)
  8. Героический расчёт службу трудную несёт! (МЧС, пожарный, военный)

 

Месяц

Неделя

Тема

Цель

1 год обучения

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

Выявление первоначальных ЗУНов у воспитанников.

2 неделя

Мониторинг

Выявление первоначальных ЗУНов у воспитанников.

Профессии в детском саду! /2-2 часа

3 неделя

Воспитатель,

старший воспитатель, заведующий

Познакомить с профессиями ближнего окружения,    воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду; вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знания и представления о профессиях; обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы   на вопросы.

4 неделя

Помощник воспитателя, прачка,

 Обогащать знания и представления детей о профессии  медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Октябрь

1 неделя

Дворник, уборщик помещений

Познакомить с рабочей профессией, подчеркнуть значимость любого труда для всех нас, показать орудия труда, разнообразные операции в работе дворника, уборщика; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать им.

2 неделя

Повар, кухонный работник

Знакомство с работой повара; профессионально - трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы.

Сельскохозяйственные профессии/2-2 часа

3 неделя

Фермер

Познакомить с профессией фермера, профессиональными действиями и орудия труда. Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям. Формировать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

4 неделя

Овощевод

 Познакомить детей с профессией овощевода, орудиями и результатами труда овощевода, уточнять и расширять знания детей о содержании труда овощевода.

Ноябрь

1 неделя

Тракторист

Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях.  Формировать знания о различных видах транспорта;  Расширять знания детей о труде сельских тружеников. Формировать нравственные качества личности детей: уважение к труду,

 

2 неделя

Агроном

Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Формировать знания о различных видах профессий; Расширять знания детей о труде сельских тружеников. Формировать нравственные качества личности детей: уважение к труду.

 

Сфера обслуживания/3-3 часов

 

3неделя

Кассир

Познакомить детей с профессией кассира (продавца);  обогащать представления детей  о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.

 

4 неделя

Продавец

Познакомить детей с профессией продавца.

  Обогащать представления детей  о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях

Декабрь

1 неделя

Библиотекарь

Познакомить  детей с трудом библиотекаря. Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам. Воспитывать любовь к книгам, желание бережно  с ними обращаться

2 неделя

 Библиотекарь

(экскурсия)

Наблюдение за работой библиотекаря, знакомство со зданием библиотеки, книжными рядами книгами.

 

3 неделя

Почтальон

Формировать представления о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтовая служба.

Расширять представление детей о профессии «почтальон» и почтовой службе, о необходимости и пользе труда почтальона. Уточнить знания детей о разнообразии почтовых отправлений.

Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.

 

4 неделя

Парикмахер

Ознакомление детей с профессией парикмахера; расширять представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность.

 

Вкусная профессия/2-2 часа

 

5 неделя

Повар

 Продолжать расширять знания и представления детей о профессиях. Познакомить с профессией повар, кулинар; ввести в активный словарь детей новые слова; развивать познавательную активность, в процессе экспериментальной деятельности, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать уважение к людям труда, учить активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками в решении познавательных задач.

Январь

1 неделя

Повар

Экскурсия на кухню ДОУ.

Наблюдения за работой повара, его оборудованием и предметами труда. Увидеть результат труда повара за обедом.

2 неделя

Кулинар

Познакомить с работой повара; расширять знания и представления детей о профессиях; развивать кругозор, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к людям труда.

3 неделя

Кулинар

Мастер класс.

Наблюдения за работой кулинара, его оборудованием и предметами труда. Увидеть результат труда.

Февраль

Добрый доктор Айболит!/1,5-1,5 часа

1 неделя

Врач

Расширение знаний о профессиях. Обогатить знания детей о труде врача, его трудовых действиях. Закрепить знания о правилах поведения в поликлинике. Обогащать словарный запас детей медицинскими терминами (микстура, педиатр, аптечка, поликлиника, профессия, рецепт, фонендоскоп, шпатель) Активизировать речь детей в употреблении глаголов, обозначающих трудовые действия (лечит, смазывает, осматривает, перевязывает и др.) Воспитывать уважение труду врача.

2 неделя

Медсестра

Познакомить детей с профессией медицинской сестры, с некоторыми профессиональными действиями, с предметами-помощниками в труде медиков, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду родителей

3 неделя

Ветеринар

Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара).  Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев.

Кто поможет дом построить?/1,5-1,5 часа

4 неделя

Строитель

Познакомить с профессией строителя его профессиональными действиями, предметами-помощниками. Сформировать представления детей о работе строителя, о том, какие инструменты и машины используются в работе строителя, о некоторых профессиональных действиях; закрепить знания о предметах, необходимых для работы, развивать умение классифицировать эти предметы; обогатить словарь детей словами: архитектор, проект, чертеж, маляр, штукатур, кровельщик;  продолжить расширять знания людей о труде, о значении труда в жизни людей, воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду, воспитывать чувство признательности.

Март

1 неделя

Архитектор

Формирование представлений о строительной профессии архитектор.

 Познакомить с профессией архитектора, орудиями труда архитектора.

Уточнить знания детей о строительных профессиях. Упражнять в проекте дома, умении передавать форму частей дома.

2 неделя

Дизайнер.

Дать детям представление о профессии дизайнера,

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы, относящиеся к профессии «дизайнер»: интерьер, ландшафт и т. п. Развивать умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя, высказывая свое мнение.

Расширять представления детей о труде взрослых, его общественной значимости. Расширять представления детей о профессиях, в частности профессии «дизайнера».

Важная работа – защита и забота!/2-2 часа

3 неделя

Полиция

Дать детям представление о профессии полицейского, отличительных особенностях работы в полиции.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы, относящиеся к профессии «Полицейский»: нашивка, фуражка, китель и т. п. Развивать умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя, высказывая свое мнение.

Расширять представления детей о труде взрослых, его общественной значимости. Расширять представления детей о профессиях, в частности профессии «Полицейского».

4 неделя

Полиция

Экскурсия.

Наблюдения за работой полицейских, им местом работы и орудиями труда, служебным транспортом и формой одежды.

Апрель

1 неделя

ДПС

Дать детям представление о работе инспектора ГИБДД; Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге; Воспитывать уважение к профессии инспектора ГИБДД.

2 неделя

Судьи

Формировать целостные представления дошкольников о профессии судья;  вызвать интерес к окружающему миру; расширять у детей представления о профессиях;  обогатить словарный запас;

Героический расчёт службу трудную несёт!/ 2-2 часа

3 неделя

МЧС,

Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России и героических профессий пожарного и спасателя. Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя». Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности.

Научить детей правилам вызова служб специального назначения. Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности

4 неделя

Военный

Расширить представление детей о Российской Армии.

Знакомить с различными родами войск, боевой техникой.

Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Май

1 неделя

Пожарный

Формирование интереса к профессии пожарного и привитие элементарных правил пожарной безопасности.

Показать значимость его труда. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня. Помочь запомнить правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарного, умение быть внимательным, осторожным, благодарным к людям, которые помогают нам в трудную минуту.

2 неделя

Пожарный

Экскурсия

 Экскурсия в ПЧ №58 с. Варна.

Наблюдения за работой пожарных  их местом работы и орудиями труда, служебным транспортом и формой одежды.

3 неделя

Мониторинг

Выявление ЗУНов у воспитанников.

4 неделя

Мониторинг

Выявление  ЗУНов у воспитанников.

 

2 год обучения.

В подготовительной            к школе группе реализуется блок «Все профессии важны, все профессии нужны». Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблюдать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных практик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Челябинской области обуславливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых. 

Ребенок узнает, что в Челябинской области добывают полезные ископаемые, выплавляют металл, производят станки, тракторы, автоприцепы, дорожные машины, бульдозеры, грузовики. В области функционируют центры атомной промышленности, ракетостроения и космической промышленности. Детям рекомендуется дать представления о профессиях, распространенных на Урале: металлургов, шахтеров, машиностроителей, архитекторов, инженеров-конструкторов, программистов и др. 

   «Все профессии важны, все профессии нужны» включает в себя:

  1. Мой мир – железная дорога, Мой путь – стальная колея.
  2. Всё в порядке, если слесарь знает дело, как профессор
  3. Такая важная профессия — шахтёр
  4. Комбинат - Михеевский ГОК. Трудовой, величавый, красивый
  5. У мартена вы стоите, В печь внимательно глядите…
  6. Бухгалтерия – наука, без которой в мире скука…
  7. Век программистов – 21-й век, Достиг вершин науки человек
  8. Он ведет раскопки в поле и на сопке
  9. О природе и погоде эти люди знают ВСЁ

2 год обучения

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

Выявление первоначальных ЗУНов у воспитанников.

2 неделя

Мониторинг

Выявление первоначальных ЗУНов у воспитанников.

3 неделя

«Какие профессии мы знаем?»

Выявление знаний о понравившихся профессиях, какие наиболее заинтересовали.

4 неделя

«Профессии моих родителей»

Совместный проект с родителями. Дети должны чётко знать кем работают их родители и значимость профессии для общества.

Октябрь

Мой мир – железная дорога, Мой путь – стальная колея/2-2 часа

1 неделя

Кто такие машинисты?

Ознакомление  с профессиями машиниста, проводника, диспетчера, составителя поездов

2 неделя

Проводник, диспетчер.

Продолжить работу по изучению профессий РЖД, значимости , форме одежды, видов поездов. Расширение кругозора и словарного запаса.

3 неделя

Кого можно назвать работником РЖД.

Продолжить работу по изучению профессий РЖД, значимости , форме одежды, видов поездов. Расширение кругозора и словарного запаса

4 неделя

Развлечение «Мы едем, едем  едем…»

Итоговое спортивное развлечение с использование атрибутов согласно теме.

Ноябрь

«Всё в порядке, если слесарь
Знает дело, как профессор»/1,5-1,5 часа

1 неделя

Слесарь нужен нам всегда - нам без слесаря –беда!

Стимулирование у детей интереса  к профессии  слесаря. Привлечь внимание к рабочим профессиям – слесаря, формировать  профессиональное самоопределение, способствовать речевому общению детей; поддерживать эмоциональную отзывчивость  во время деятельности.

2 неделя

Инструменты слесаря и другие помощники человека.

Закрепить и обобщить представления детей о работе слесаря. Показать значимость данной профессии. Формировать представления о безопасном труде слесаря, об инструментах, помогающих ему в работе
Развивать познавательный интерес, любознательность. Воспитывать уважительное отношение к труду, основы безопасного обращения с инструментами.

3 неделя

Экскурсия в рабочий кабинет рабочего по обслуживанию здания

Наблюдения за работой и инвентарём слесаря.

Такая важная профессия — шахтёр!/1,5-1,5 часа

4 неделя

Шахтёр.

Формирование у обучающихся представлений о мире профессий, через активизацию познавательного интереса к профессии шахтера. Познакомить обучающихся с трудом шахтёров, со схемой прохождения руды от добычи до людей (потребителей). Дать обучающимся представление о шахте «Центральная» г. Карабаша, познакомить с шахтерскими профессиями. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых. Обогащать словарный запас (карьер, забой, штреки, лава)

Декабрь

1 неделя

В шахтёрской профессии есть три основные специальности – МГВМ, проходчик и ГРОЗ.

Знакомство с данными профессиями их значимости и спецификой.

2 неделя

Мастер-взрывник

Знакомство с данными профессиями их значимости и спецификой.

Комбинат - Михеевский ГОК
                Трудовой, величавый, красивый!/3-2 часов

3 неделя

Работа Михеевского ГОКа.

Познакомить ребят с деятельностью ГОКа и горных породах, которые там добывают. Профессии занятые на производстве.

4 неделя

Проектная деятельность «Моя семья и ГОК»

Проекты представленные детьми с помощью родителей.

5 неделя

Машинисты бывают разные (машинист крана, экскаватора, насосных установок)

Дать понятия о разнообразии профессии «машинист».

Январь

1 неделя

Кто такие инженеры?

Развитие познавательных способностей, через знакомство с миром инженерных профессий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников: познакомить детей с историей возникновения инженерных профессий; учить использовать схемы и алгоритмы в своей работе; формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;  побуждать интерес к миру инженерных профессий; развивать знания детей о разнообразии инженерных специальностей; воспитывать способность замечать дела окружающих людей.

2 неделя

Геодезист.

 

Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям профессии геодезист.

«У мартена вы стоите,
В печь внимательно глядите…»/ 3 часа

3 неделя

Металлург.

Расширять представление о сферах деятельности – металлургическое производство, познакомить детей с профессией – металлург.

 Развивать познавательный интерес к предприятиям своего города, расширять кругозор и словарный запас детей

 Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.

 

Февраль

1 неделя

Сталевар.

Формирование позитивных установок к различным видам труда металлургов; основ безопасного поведения людей, рассматривание одежды заводского рабочего для безопасности труда,

Развитие интересов к заводским профессиям и познавательной мотивации.

Знакомство со свойствами и отношениями объектов окружающего мира.

Обогащение активного словаря (краги, каски, брезентовые рукавицы, щитки для сварки, сталевар.).

2 неделя

Литейщик.

Рассматривание иллюстраций, альбомов о заводских профессиях. Чтение художественной литературы Арро В. «Завод как на ладони». Беседа «О профессии литейщик». Виртуальная экскурсия на завод. Моделирование сюжетно-ролевой игры «На заводе».

«Бухгалтерия – наука, без которой в мире скука…»/2-1 часа

3 неделя

Бухгалтер.

Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход»«приход»«зарплата».

Март

1 неделя

Экономист.

Познакомить детей с профессией экономиста, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расход»«приход»«зарплата». Обогащать активный словарь детей. Развивать внимание, память. Воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитывать любознательность, усидчивость.

2 неделя

Организация игры «Банк», «Магазин»..

Закрепление полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.

Век программистов – 21-й век,
Достиг вершин науки человек!/ 1,5-1,5 часа

3 неделя

Программист.

Познакомить детей с профессией «программист», особенностями его трудовой деятельности, значимости его труда; создать позитивную мотивацию к выбору будущей профессии; подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы», «алгоритм»;

способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;

определять правильность порядка выполнения шагов; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 неделя

Специалист по кибербезопасности

Познакомить детей с профессией, выявить общность с другими профессиями, особенностями его трудовой деятельности, значимости его труда; создать позитивную мотивацию к выбору будущей профессии.

5 неделя

«Доктор» для компьютера или телефона.

Знакомство с мастером по ремонту компьютерной техники. Выявить необычность этой профессии.

Апрель

Он ведет раскопки в поле и на сопке./ 1,5-1,5 часа

1 неделя

Геолог.

формирование представлений о профессии геолога. Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей.

2 неделя

Археолог.

Знакомство детей с редкой профессией – археолог, обращение внимания  на важность и трудность выполняемой работы. Какими предметами пользуется археолог, как и где производятся раскопки

3 неделя

Палеонтолог.

Пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность; вызвать чувство уважения к профессии палеонтолога;  продолжать воспитывать бережное отношение к природе

«О природе и погоде эти люди знают ВСЁ»/1-1 часа

4 неделя

Эколог.

Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.

Май

1 неделя

Метеоролог.

Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды»

 Закрепить знания детей о приборах, которые помогают человеку определять погоду.

Закрепить природные явления.

 

2 неделя

«Брейн ринг» «Все профессии важны»

Закрепление изученного материала и способность использовать знания в социуме и быту.

3 неделя

Мониторинг

Выявление ЗУНов у воспитанников.

4 неделя

Мониторинг

Выявление  ЗУНов у воспитанников.

 

  1. Календарный учебный график.

 

п/п

Месяц

Число

Время проведение занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

 

1-й год обучения

 

  1.  

Сентябрь

8,15

15.50-16.15

индивидуальная

2

Мониторинг

Групповая комната (за пределами ДОУ во время экскурсий)

Оценочные карты

 

  1.  

22,29

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

4

Профессии в детском саду!

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Октябрь

6,13

15.50-16.15

 
  1.  

20,27

Учебное занятие, С/р игра

4

Сельскохозяйственные профессии

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Ноябрь

3,10

15.50-16.15

 
  1.  

17,24

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

6

Сфера обслуживания

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Декабрь

1,8, 15,22,

15.50-16.15

 
  1.  

29

Учебное занятие, С/р игра

4

Вкусная профессия

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Январь

12,19,26

15.50-16.15

 
  1.  

Февраль

2,9, 16

15.50-16.15

Учебное занятие, С/р игра

3

Добрый доктор Айболит!

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

Март

2,9,16

15.50-16.15

Учебное занятие, С/р игра

3

Кто поможет дом построить?

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

23,30

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

4

Важная работа – защита и забота!

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Апрель

6,13

15.50-16.15

 
  1.  

20,27

Учебное занятие, С/р игра, экскурсия

4

Героический расчёт службу трудную несёт!/

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Май

4,11

15.50-16.15

 
  1.  

18,25

индивидуальная

2

Мониторинг

Оценочные карты

 

2 –й год обучения

 
  1.  

Сентябрь

 

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

2

Мониторинг

Групповая комната

Оценочные карты

 
  1.  

 

2

«В мире профессий»

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

Октябрь

 

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

4

Мой мир – железная дорога, Мой путь – стальная колея

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

Ноябрь

 

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

3

«Всё в порядке, если слесарь

Знает дело, как профессор»

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

 

3

Такая важная профессия — шахтёр

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Декабрь

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

 
  1.  

 

5

Комбинат - Михеевский ГОК

                Трудовой, величавый, красивый

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Январь

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

 

3

«У мартена вы стоите,
В печь внимательно глядите…»

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Февраль

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

 
  1.  

 

3

«Бухгалтерия – наука, без которой в мире скука…»/

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Март

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

 
  1.  

 

3

Век программистов – 21-й век,

Достиг вершин науки человек!

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

Апрель

 

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

3

Он ведет раскопки в поле и на сопке

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

 

2

«О природе и погоде эти люди знают ВСЁ»

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 

Май

15.50-16.20

Учебное занятие, С/р игра экскурсия

 
  1.  

 

1

Брейн ринг

Беседы, наблюдение, творческие и практические задания, игры

 
  1.  

 

2

Мониторинг

Оценочные карты

 

 

 
            

 

 

  1. Организационно-педагогические условия
    1. Кадровые условия

Программу реализуют 2 педагога, обладающие необходимым уровнем образования и квалификации, в соответствии с требованиями законодательства.

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Образова-ние

Повышение квалификации/ проф.переподго-товка

Педстаж/ по специаль-ности

  1.  

Данилюк Ольга Сергеевна

Воспитатель/ педагог дополнительного образования

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019

Педагогика и методика дополнительного образования в ДОО в условиях реализации ФГОС. /72 час. 2021

14 лет/1 год

  1.  

Енина Татьяна Сергеевна

Воспитатель/

педагог дополнительного образования

Магнито-горский государст-венный университет, 2006

Педагогика и методика дополнительного образования в ДОО в условиях реализации ФГОС. /72 час. 2021

16 лет/ 1 год

 

  1. Материально- техническое обеспечение.

Организация занятий осуществляется в групповой комнате. Помещение для занятий, соответствует нормам СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20; используется следующее оборудование: мебель (столы детские, стулья детские), доска, ноутбук, проектор, экран.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по Программе «ПРОФигра в детском саду» соответствует требованиям ФГОС ДО.

Образовательный процесс организуется также в соответствии с:

-           правилами пожарной безопасности;

-           требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

-           требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;

-           требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Для реализации программы «ПРОФигра в детском саду»  в ДОУ имеются, центры, позволяющие            познакомить и попробовать себя  в роли профессий взрослых:

  • Центр строительных игр.
  • Центр ролевых игр.
  • Музыкальный центр.
  • Центр театрализации.
  • Центр детского творчества.
  • Физкультурно-оздоровительный центр.
  • Игротека.
  • Центр безопасности.

В педагогическом процессе для реализации Программы широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер – сканер музыкальный центр, ламинатор, брошюратор.

На территории детского сада для организации образовательной деятельности имеется: спортивная площадка, площадка ПДД, метеостанция, огород. Игровые участки оснащены игровым оборудованием, позволяющие организовывать игровую деятельность дошкольников по ознакомлению с миром профессий взрослых.

 

  1. Учебно-методическое обеспечение.

 

  1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч.ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
  2. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. -М.: Элизе Трейдинг,ЦГЛ, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦСфера, 2003. – 128с. 
  4. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; - 3-е изд., испр и доп. – М.: Просвещение. 1983. – 2007с. 
  5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред.Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 – 192с. – (Библиотека программы «Детство»)
  6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/сост.Т.Н.Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – 208с.
  7. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 200г. – 224с.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л,Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М.:Т.Ц. Сфера,2006.-144с.
  9. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.-251с. –(Школа развития).
  10. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 160с.

 

  1. Оценка качества освоения программы

4.1.Формы аттестации.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Кружок «ПРОФигра в детском саду» создает определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.      

Формы подведения итогов реализации программы и достижений обучающихся, осваивающих программу:

- беседы,

- наблюдения,

- игровые ситуации,

- анализ продуктов деятельности детей,

- выставки детского творчества,

- фотовыставки, стенгазеты,

- викторины, фестивали, развлечения,

- создание мини-музея,

- создание кластера,

- театральная постановка.

 

4.2.      Оценочные материалы.

Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию». На основе данных, полученных в начале года решаются следующие образовательные задачи:

- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);

- оптимизация работы с группой детей.

 

Мониторинг игровой деятельности (игры профессионального  характера)

(В.П. Кондрашов)

Критерий

Показатели

Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками,

наблюдения, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр обучающих мультфильмов и пр.).

  • Самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие.
  • Играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда.
  • Использует в сюжетно-ролевых играх знания о современных профессиях банкир, налоговый
  • инспектор, провизор и др.

Самостоятельное  создание игровых   замыслов.

  • Строит сюжет из 6—8 смысловых эпизодов.
  • Отражает в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером

  • Объединяют в одной игре несколько сюжетов.
  • Самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия,

персонажей.

 

Характеристика уровней

Высокий уровень – у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе.

Средний уровень - дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий.

знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

Удовлетворительный уровень - представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях.

 

Мониторинг «Уровень сформированности знаний детей о профессиях»

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.

Содержание диагностического задания

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

  1. Какая профессия у этого человека?
  2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
  3. Что делают люди этой профессии?
  4. Объедини строителей.
  5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

 

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

 

            Профориентационный опросник

(Е. И. Климов)

 

(Его можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти - семилетнего возраста.)

Ребенку предлагается 20 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо  выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.

 

Содержание теста:

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

 

Ключи к тесту:

После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

 

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-П

Ч-3

Ч-X

 

За

 

 

 

10а

10б

 

12а

11б

11а

126

13а

 

14б

14а

13б

15а

15б

 

16б

17б

16а

19б

17а

 

18а

19а

20а

20б

18б

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма

 

 

 

 

 

 

Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

 

Человек — Человек (Ч-Ч).

Труд людей этой группы профессий связан с:

воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

 

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Человек — Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Человек — Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

 

Индивидуальная карта ранней профориентации

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Год

Начало года

Конец года

1.

Игровая деятельность

 

 

  1.  

Уровень сформированности знаний детей о профессиях

 

 

  1.  

Профориентационный опросник

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.        

 

2.     Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.        

3.     Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.         

4.     Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.         

5.      Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.     Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

7.     https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗНАЙКА» ПО РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ Ч

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на использование методики и технологии педагога – новатора  Н.А.Зайцева «Раннее обучение грамоте детей дошкольного возраста&raqu...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ум на кончиках пальцев» Возраст обучающихся: 5-6лет Срок реализации: 1 год

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного вос...