Конспект, самоанализ, фоотчет занятия на тему "Битва за Кавказ"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

занятие а подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavkaz.docx762.78 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  «Битва за Кавказ в 1941–1943 годах»

Цель:

расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; закреплять представления об истории Кавказа, ценностно-смыслового отношения к истории, формировать патриотические чувство.

Задачи: 

воспитывать уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны, детям – героям; способствовать формированию чувства гордости за свой народ, боевые заслуги; развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно – эстетическими средствами, музыкальную культуру, чувства уважения к старшему поколению и преклонения перед их подвигом

Ход занятия.

Звучит музыка «Эльбрус – красавец..» Игра.

А теперь внимание на экран (Красное знамя на Эльбрусе), подумайте, о чем сегодня пойдет речь.

Сегодня я расскажу вам о битве за Кавказ.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю села, края, страны, в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии 1941-1945 годы. Память о ней должен хранить каждый россиянин.

Был летный день солнцестояния.

Он самый длинный день в году,

Выпускники гуляли парами,

А запад был уже в дыму.

В часы рассветные и тихие,

Когда слышны лишь трели соловья,

Из репродукторов услышали:

-«Пришла беда! Война! Война!»

И запылала под бомбёжками

Земля моей родной страны.

И грудью на защиту стали

России верные сыны.

Песня «Вставай страна огромная»

Одним из важных событий Великой Отечественной войны стала битва за Кавказ.

 Рассказ воспитателя  сопровождается показом презентации.

 Битва за Кавказ, одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны между рекой Дон и предгорьями Большого Кавказа. Она длилась 442 дня, с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г. Это была целая серия оборонительных и наступательных операций, проведенных на обширной территории в сложных условиях степной, горной и горно-лесистой местности, а также на побережье Чёрного моря. Сражение делится на два этапа: наступление немецких войск с 25 июля по 31 декабря 1942 года и контрнаступление советских войск с 1 января по 9 октября 1943 года.

Баку и Северный Кавказ были основным источником нефти для всей экономики СССР. После потери Украины резко выросло значение Кавказа и Кубани как источника зерна. Большое внимание уделялось разработке месторождений природного газа и других полезных ископаемых

Группе немецкой армии «А» под командованием фельдмаршала Листа ставилась задача захвата Северного Кавказа. 24 июля 1942 г. началась операция по захвату Кавказа, получившая название «Эдельвейс».

Рвались фашисты к нефти, газу, хлебу.

Наш чернозем в вагонах вывозили.

Но каждый день взлетали они к небу,

Подрыв составов партизаны проводили.

С врагом сражались яростно, достойно.

И в Краснодаре, и в Новороссийске.

Ни днем, ни ночью не могли спокойно

Прожить фашисты на земле российской.

В середине августа начались ожесточённые бои на перевалах Главного Кавказского хребта. Против советских войск действовал немецкий горнострелковый корпус и две румынские горнострелковые дивизии. К середине августа части немецкой горнострелковой дивизии подошли к Клухорскому перевалу, совершили восхождение на Эльбрус и 21 августа немецкие альпинисты водрузили государственный флаг Германии на обеих вершинах Эльбруса. Фашистские газеты, журналы и радио с большой помпой сообщили об этом событии, стремясь убедить весь мир в своей победе на Кавказе.

Жестокие бои шли на перевалах. Один неосторожный шаг здесь стоил жизни. Солдаты проваливались в трещины. Из неглубоких – вытаскивали, в глубоких исчезали навек. Погибших хоронить было негде, их просто обкладывали кусками льда или камнями. В горах снежный покров достигал трех метров. Бойцы буквально замерзали в своих тонких шинелях, под которыми было лишь летнее обмундирование. Из камней сооружали укрытия, где крышей служила плащпалатка, а вместо матраца лёд. Питались крошками сухарей, которых выдавали по одной пилотке на неделю. И выстояли, не имея за собой ничего, кроме гор. И план «Эдельвейс» провалили.

Авиация фронта получила задачу вести ежедневную разведку с воздуха всех перевалов через Главный Кавказский хребет и дорог, ведущих к ним с севера. Были приняты меры и по устройству заграждений на важнейших перевальных маршрутах, выводящих к побережью Чёрного моря. На Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогах начались работы по подготовке обрушения скал, разрушению дорог и их затоплению.

Для противодействия обходам противника формировались специальные отряды силой до роты с сапёрным отделением, которые выдвигались на возможные направления обходного манёвра. С этой же целью подрывались тропы, которые не прикрывались войсками. Срочно создавались отдельные горнострелковые отряды, каждый в составе роты – батальона. Эти отряды, куда входили альпинисты-инструкторы, направлялись на самые труднодоступные участки.

В сентябре 1942 года обстановка на Кавказе постепенно стала улучшаться в пользу советских войск

К 9 октября 1942 немецкие и румынские войска были остановлены на всех направлениях, а 31 октября перешли к обороне.

13 февраля 1943 года группа советских альпинистов на западной вершине Эльбруса сбросила фашистские штандарты и водрузила красное знамя. А 17 февраля 1943 года и на восточной вершине был поднят советский флаг

В обороне Кавказа отличились и женщины. На всю страну прославился женский полк ночных бомбардировщиков под командованием Е. Д. Бершанской. За угрожающим именем «ночные бомбардировщики» скрывались всего лишь тихоходные учебные машины У-2. Поначалу немцы насмешливо называли их «швейными машинами» и «рус-фанер». Но вскоре они ощутили на себе всю тяжесть ночных ударов невидимых маленьких самолетов, которые, планируя на предельно малых высотах, подбирались к позициям врага, сеяли среди него панику и смерть.

К 9 октября 1943 г. полностью завершились бои на Кавказе.

Второй этап сражения на Кавказе стал довольно успешным для советских войск. Были полностью освобождены Краснодарский край, Калмыкия, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ростовская область, Ставропольский край, Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области.

Победа в битве за Кавказ укрепила южный фланг советско-германского фронта, в ней было достигнуто тесное взаимодействие сухопутных войск с авиацией, флотом и партизанами. Тысячи солдат были награждены медалью «За оборону Кавказа».

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Никогда не забудутся и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершённые на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Так трудно думать о войне,

Представить ужас не возможно.

Когда Земля была в огне

Услышать тишину так сложно.

Так трудно жертвы сосчитать –

Пропавших, павших, погребённых.

Так трудно будет посчитать –

Детей в те годы не рождённых.

В войне погибших не вернуть,

Не воскресить те поколения.

Но только волю не согнуть

И память не подвергнуть тлению.

Пускай в сердцах горит огонь

И в памяти всплывают даты.

Так трудно думать о войне.

Вам - Слава вечная, солдаты!

- Итак, что же мы сегодня узнали на занятии?

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать красивые Кавказские горы  с красным знаменем победы.

d:\Desktop\64d703be-9ed6-4a71-951d-7fee6d835d72.jpgd:\Desktop\46828534-05d4-49c4-b840-ca11268d28c8.jpg

d:\Desktop\9ea9fcdc-91e2-45ab-aa68-4440bf05ccec.jpg  d:\Desktop\171a2a28-d356-4ce9-a9d2-f95fd789adba.jpg

Самоанализ занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Битва за Кавказ»

Цель:

расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны; закреплять представления об истории Кавказа, ценностно-смыслового отношения к истории, формировать патриотические чувство.

Задачи: 

воспитывать уважения к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны, детям – героям; способствовать формированию чувства гордости за свой народ, боевые заслуги; развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно – эстетическими средствами, музыкальную культуру, чувства уважения к старшему поколению и преклонения перед их подвигом.

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о битве за Кавказ.

Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения  Кавказа; расширять кругозор детей;

Формировать уважительное отношение к государственным символам..

Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, мышление. Обогащать речь детей выразительными средствами.

Воспитательные : 

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине : любовь, гордость, уважение к родной стране.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Методические приемы: беседа – игра, диалог, рассматривание иллюстраций, рисование, подведение итогов.

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе (дети 6-7 лет). Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Тема занятия взята  согласно календарному плану воспитательной работы и приурочена Дню воинской славы 9 октября . Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

Свое занятие старалась представить в интерактивной форме. Эмоциональный образный рассказ о битве за Кавказ был направлен на развитие познавательного интереса детей,

Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа,  вопросы к детям, стихотворения, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (Карта России, презентация)

3. Игровой (подвижная  игра);

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение.  Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач.

Анализ занятия открытия нового знания.

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено поиграть в новую игру , таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве - беседа – стоя и сидя на стульях, подвижная игра  на ковре, выполнение заданий – сидя за стол рисовали. В работе с детьми использовала беседу, логическое мышление, проблемные ситуации - это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Закрепила положительные результаты занятия словесными поощрениями.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия и самоанализ к занятию на тему"Птицы"

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе на тему " Птицы"...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Конспект самоанализа занятий

Конспект самоанализа занятия...

Конспект и самоанализ открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Пташки Божии»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Пташки Божии»Самоанализ открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

Фоотчет занятия по физическому развитию

Колокольчик зазвонил,Нам спешить придется:В цирке не начнется.И клоунам веселымТоже не сидится,Приглашают они всехВ цирк повеселиться! "Представление  открыли весёлые и задорные клоуны. Ребя...

Конспект сенсомоторного занятия в младшей группе на тему «Заяц в гостях» Самоанализ открытого занятия.

Конспект сенсомоторного занятия в младшей группе на тему «Заяц в гостях»16.02.2023г.Цель: способствование развития зрительного восприятия цветов, геометрических фигур, величин младших дошк...