Технология осваивания сенсорных эталонов через игру как ведущего вида деятельности в раннем возрасте.
консультация (младшая группа)

Сафуанова Юлия Николаевна

Игра для ребёнка – средство познания окружающего мира, через которое малыш учится действовать в социальном окружении, накапливает чувственный опыт. На протяжении нескольких лет, работая по педагогической технологии составленной мною по развитию индивидуальных способностей детей и элементарных форм опосредования в усвоении сенсорных эталонов и действий с ними, можно с уверенностью сказать, что игра – специфическая форма реализации детской жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

        

Технология осваивания сенсорных эталонов через игру как ведущего вида деятельности в раннем возрасте.


Ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека. Развитие сенсорных навыков – один из важнейших разделов педагогики раннего детства. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире. Профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания. Но для раннего возраста характерно ещё и то что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатления, знаний. Выдающиеся психологи Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькони, М.Монтессори считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

Игра для ребёнка – средство познания окружающего мира, через которое малыш учится действовать в социальном окружении, накапливает чувственный опыт. На протяжении нескольких лет, работая по педагогической технологии составленной мною по развитию индивидуальных способностей детей и элементарных форм опосредования в усвоении сенсорных эталонов и действий с ними, можно с уверенностью сказать, что игра – специфическая форма реализации детской жизни. В решении задач развития познавательной деятельности детей опираюсь на Монтессори материал, переработанный мною и преподнесён детям через игру (с предметами заместителями, сюжетно-ролевую игру, игру драматизацию и конструктивные игры).

Основная идея опыта – амплификация (обогащение) умственного и речевого развития детей раннего возраста в условиях детского сада. Особое внимание в опыте уделено развитию сенсорных анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильность) по средством игровой деятельности. Возникла проблема: как объединить сенсорику и игру, побудить ребёнка проявлять свои возможности индивидуального развития. Пришла к выводу, что дидактическая (обучающая) игра будет способствовать развитию чувственного опыта детей в решении задач в освоении сенсорных эталонов. Кроме того важен системный подход от «простого к ложному». В этой связи определены задачи:

  1. Обеспечить через игру усвоение детьми сенсорных эталонов.
  2. Сформировать представления об основных разновидностях предметов, научить детей точно и полно воспринимать их разнообразные свойства и отношения, расположение в пространстве, развитие сенсорных чувств детей (зрения, обоняния, осязания и др.).
  3. Развивать восприятие окружающего мира через игровую деятельность.
  4. Развивать речь через обогащение словаря и стимуляцию речевой активности как средство коммуникации.,

Основанием для решения вышеизложенных задач являются научные теории таких педагогов как Л.Н. Павловой «Раннее детство», Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Знакомим малышей с окружающим миром», О.С. Ушаковой «Знаем ли мы тебя, малыш!?», М. Монтессори «Школа для малышей», Л.А. Венгер, Э.Г. Пелюгина, Н.Б. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребёнка». Для того, чтобы у ребёнка возникла потребность в интенсивной умственной деятельности, чтобы опосредованное восприятие окружающего мира было действенным, а игра обеспечила усвоение сенсорных эталонов через развитие органов чувств, необходимо строить педагогический процесс по следующим принципам:

  • Максимальная реализация возможности ребёнка в единстве воспитания и обучения.
  • Развитие всех высших выражений чувств, а через них – психические функции.
  • Предоставление ребёнку условий, стимулирующих личностное развитие.
  • Системный подход в вопросах сенсорного развития.
  • Учёт индивидуального подхода к каждому ребёнку.
  • Уважение к свободе и достоинству каждого малыша как маленького, но полноценного человека.

В условиях детского сада вышеизложенные принципы и задачи решаю в процессе развивающего обучения, где игра является как основным видом деятельности, так и основным методом приобщения детей к окружающей действительности.

Итоги диагностики продвижения детей в освоении сенсорных эталонов показали, что в первую очередь необходима организация развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет ребёнку реализовать свои возможности в специфических (детских) видах деятельности. Поэтому для развития сенсорных чувств подобран полностью Монтессори – материал (рамки с застёжками, розовая башня, коричневая лестница, штанги, доски для ощупывания, коробочки с запахами, вкусовые банки и т.д.). В группе оформлены игровые пространства к ролевым играм, уголок с дидактическими игрушками и развивающими играми, уголок уединения и др. Создана обстановка, приближенная к домашней. Таким образом развивающая пространственная среда, домашняя обстановка, разнообразие игрового материала, доброжелательное отношение к малышам позволили создать для них эмоциональный комфорт, развить чувство доверия, установить партнёрские отношения взрослого с ребёнком, а в последствии друг с другом. Учитывая то, что в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на всё окружающее, считаю важным сделать жизнь малышей разнообразной, богатой впечатлениями, что даёт возможность стимулировать сенсорные потребности. Для себя определила, что эти потребности вызывают высокую двигательную активность, способствующую интеллектуальному развитию детей. Обеспечила двигательную активность ребёнка через простор движений, наличие разнообразного игрового оборудования, игрушек, модулей, домика, горки, домиков с туннелем для лазания, большой строительный материал и т.д. Через созданную развивающую среду определяю с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Дети нуждаются в моём активном участии, поэтому оказываю помощь, даю указания, совет, использую свой показ действий с предметами. Например: ребёнок строит, делает перекрытие, а оно не получается. Показываю какую форму лучше выбрать, как её поставить. Но, помогая справиться с задачей, учитываю, что не всегда следует давать готовые рецепты к действию, а побуждать малыша самому выполнить знакомое действие, сообразить как работать быстрее и качественнее (игры «построим гараж для машины», «ворота для котика», «самолёт для пассажиров», «диван для матрёшка» и др.). Чтобы качественно решить задачи сенсорного воспитания, использую дидактические игры, так как они выполняют функцию средства обучения и служат составной частью занятий. Использование мною дидактической игры как метода обучения даёт право назвать этот вид деятельности играми-занятиями. Считаю важным, что особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. В играх-занятих по восприятию цвета дети не могут сразу выделить цветовое свойство, необходима только зрительная ориентация. Использую такие приёмы, как сопоставление путём наложения, примеривания. Только тогда малыш обнаружит их одинаковость или неодинаковость. Постепенно перехожу к задаче выбора по образцу и в последствии подвожу к обучению названием цветов. Использую игры: «подбери петушку пёрышки», «собери цветок», «покажи такой же шарик», «спрячь мышку», «игры с цветными палочками», «игры с цветными грибочками-втыкалочками» и др. Закрепляя знание детей о цвете, стараюсь пользоваться другими дидактическими материалами. В повседневной жизни, прогулке обращаю внимание на цвет одежды, предметов в группе и т.д. Большое значение имеет для меня индивидуальная работа; если ребёнок затрудняется в названии цвета, подбираю игровые упражнения по типу «подбери бабочек к цветку», «колечки, пирамидки», «спрячь зайчика» и т.д. Дальнейшее усложнение по узнаванию цвета – показ предмета с называнием цвета. Всегда беру предметы двух цветов, чтобы малыши могли выбрать нужный (заданный) цвет путём сравнения, прикладывания одного предмета к другому. Предлагаю постепенно, называя цвет, поставить, например, красный флажок в красный стаканчик, проговаривая цвета. Уже через полгода диагностика по различению и называнию цвета показывает хорошую динамику в усвоении этих сенсорных эталонов. Особое умение в практической ориентировки детей – это овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств. В этой связи учу малышей через ощупывание, рассматривание, сравнивание овладевать этими качествами. Основная роль  при этом отводится таким методическим приёмам как обведение контура предметов рукой ребёнка, направляемой взрослым, затем следует переход к самостоятельному обведению контура предметов и только затем к зрительному анализу свойств, например игры-занятия «какие бывают фигуры», «в гостях у матрёшки», «подбор крышек в коробкам разной формы», «игры с шариками», «занимательные коробки, штанги» и др.

В играх-занятиях по слуховому восприятию использую игры со звуками, звукосочетаниями (подражание): «послушаем что слышно», «кто позвал мышку», «шумящие коробочки», «что звучит», «упражнения в тишине» и др.

Большую помощь оказывают дидактические игры по типу «лото», «разрезные картинки», «лего», «чудесный мешочек», «что ты пробовал?», игры-занятия на тактильное восприятие: «ящик с кусочками ткани», «клавишная доска», «шершавые и гладкие поверхности» и др. Организовываю игры с природными материалами по типу Монтессори (с элементами эксперимента). Такие игры дают возможность исследовать, рассматривать, манипулировать, пробовать на вкус, нюхать. Песок, вода, дерево, бумага помогают в «возне» ребёнка знакомить с материалами и их свойствами: вода – переливание, песок – пересыпание, просеивание (игры «что плавает, что тонет», «тяжёлый – легкий», «сухой и мокрый песок» и др.).

Увлекательны игры-занятия подражательно-исполнительного характера: «уход за срезанными цветами», «теплые кувшины» и др.

На мой взгляд, сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса миропонимания, совершенствование мышления и других психических процессов.

Диагностика по освоению сенсорных эталонов показала, что моими воспитанниками достигнуты ощутимые результаты – на лицо динамика высокого и среднего уровней освоения программных задач.

Большую помощь в работе по развитию и осваиванию сенсорных эталонов через игру оказала работа с родителями, которую я стараюсь проводить в нетрадиционной форме (индивидуальные консультации, домашние задания, круглый стол, чаепитие в доверительной обстановке), что позволило мне установить дружеские, деловые и откровенные отношения с родителями.

И так необходимо сделать вывод: дети постепенно через игры-занятия накапливают впечатления, расширяют свой чувственный опыт через все анализаторы, осваивая сенсорные эталоны, принятые в нашей культуре. И в этом мне помогают игровые занятия с детьми, где игра как метод является ведущим. Так, шаг за шагом дети преодолевают трудности и у них возникает потребность в интенсивной умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование целостной картины мира при использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольников младшего возраста."

Формирование целостной картины мира – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой.Теоретические основы экологического воспитания дош...

Характеристика ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста

Памятка для воспитателей. Необходимо руководствоваться для успешного выполнения ООП....

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста

quot;Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной обла...

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...

Опыт работы по теме: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»

Опыт работы по теме:«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»...