Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад – сад доброты, чистоты и красоты».
методическая разработка (старшая группа)

Белкина Виктория Анатольевна

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 Тема проекта: «Наш детский сад – сад  доброты, чистоты и красоты».

 Вид проекта: познавательно-исследовательский.

 Длительность проекта: долгосрочный (текущий).

 Участники: дети, родители, сотрудники, специалисты ДОУ.

 Продукт проекта: выращенные на своём мини-огороде овощи,  зелень, цветы на клумбах, посаженные саженцы деревьев, кормушки и скворечники для птиц;  «Поляна эмоций».

  Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, работа с родителями.

 Форма проведения промежуточных  мероприятий:  праздник   «Земля – наш общий дом» (с использованием мультимедийного оборудования), постановка сказки «Приключение Чиполино в овощном королевстве».

 Проблема: Недостаточный  уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, не в полном объёме  сформированы понятия, что наша Земля не сможет существовать без растений, животных. При  ознакомлении детей с природой мы, взрослые, должны, стремиться дать образец гуманного отношения ко всему живому, что бы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть своё место в природе и своё назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx97.93 КБ

Предварительный просмотр:

odintsovo_gerb.gif

Муниципальное автономное

дошкольное

образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 71

«Ягодка»

Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста

«Наш детский сад – сад  доброты,

чистоты и красоты».

Авторы: Белкина. В. А.,

Цалко. М. А. воспитатели ДОУ.

г. Одинцово

     

      Давайте будем беречь планету,

                                                               Другой  такой на свете нету.

                                                               Развеем над нею и тучи и дым,

                                                               В обиду её ни кому не дадим.

                                                               Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

                                                               От этого станем мы только добрей.

                                                                Украсим всю Землю садами, цветами,

                                                               Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе, и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка, и наиболее эффективный способ, на наш  взгляд,  это разработка и  реализация экологических проектов.

     Метод проектной деятельности  особенно успешно реализуется в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке.

А также стремлением к совместной деятельности.  Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении  групп  и на участках детского сада.

       Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой и практическая деятельность в природе, был разработан совместно с детьми проект  «Наш детский сад – сад  доброты, чистоты и красоты».

 Новизна нашего  проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.

Используя  новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Предполагаем, что проект позволит детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

 Тема проекта: «Наш детский сад – сад  доброты, чистоты и красоты».

 Вид проекта: познавательно-исследовательский.

 Длительность проекта: долгосрочный (текущий).

 Участники: дети, родители, сотрудники, специалисты ДОУ.

 Продукт проекта: выращенные на своём мини-огороде овощи,  зелень, цветы на клумбах, посаженные саженцы деревьев, кормушки и скворечники для птиц;  «Поляна эмоций».

  Формы работы: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, работа с родителями.

 Форма проведения промежуточных  мероприятий:  праздник   «Земля – наш общий дом» (с использованием мультимедийного оборудования), постановка сказки «Приключение Чиполино в овощном королевстве».

 Проблема: Недостаточный  уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, не в полном объёме  сформированы понятия, что наша Земля не сможет существовать без растений, животных. При  ознакомлении детей с природой мы, взрослые, должны, стремиться дать образец гуманного отношения ко всему живому, что бы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть своё место в природе и своё назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

 Актуальность проекта: Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с младшего возраста и с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Предполагаем, что участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о растительном мире: о растениях сада и огорода, деревьях, кустарниках,  о птицах, и как им нужно помогать в холодное время года. Развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности, а также научит детей видеть результаты своего труда.

Вся работа по проекту проходит в соответствии с требованиями, предусмотренными основной образовательной программой «От Рождения до школы» и в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.

Цель: формирование основ экологической культуры, формирования экологического мировоззрения  и экологически сообразного поведения  у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

   Для детей:

Информационная:  углублять знания детей о растениях, заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и их пользе, расширять представления об окружающей среде и способах правильного взаимодействия с растениями и животными;  содействовать освоению средств и способов получения информации;

Практическая:  учить детей  ухаживать за растениями на грядках и в цветнике; обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Вовлечение воспитанников детского сада  в разнообразные виды деятельности в природе.

Образовательная:  развивать у детей познавательную активность, развивать познавательные интересы (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы). Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

Для педагогов:

-Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

- Разработка программы;

-Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического воспитания.

-Создание информационной базы для родителей.

Для родителей: 

-Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей);

-Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми;

-Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в реализации данного проекта.

Формы реализации проекта:

* образовательная деятельность;

* беседы;

* наблюдения;

* оснащение предметно-пространственной среды (коллекции семян, выставки рисунков; изготовление кормушек, скворечников, обустройство участков);

* настольно-печатные игры;

* чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

* просмотр мультфильмов и  компьютерных презентаций по теме проекта;

*  работа с родителями;

* экологические  акции;

* экологические праздники;

*  досуговая деятельность;

*  конкурсы.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Повысится  уровень осведомлённости  дошкольников и их родителей

о необходимости охранять и беречь природу, соблюдать правила

 безопасного поведения в природе.

 Дети имеют первоначальные  представления о росте и развитии растений,

 о животных и птицах ближайшего окружения.

 У детей сформируется  интерес к выращиванию цветов и уходу за ними,

уходу за саженцами

деревьев, они знакомы с условиями, способами ухода

 за растениями.

Для педагогов:

Улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами. Установление  с родителями доверительных и партнёрских отношений.  Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями  деятельности. Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие экологического воспитания детей.

Для родителей:

Улучшение детско-родительских отношений,  повышение интереса у родителей к работе ДОУ, заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.

Сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве; Участки для прогулок эстетически  оформлены разными формами, плоскостными фигурами «героями мультфильмов», развешаны кормушки и скворечники,  сделанные руками родителей и воспитателей.

Высажены саженцы деревьев.

Интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

 Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу.

Приобрести необходимые материалы для реализации проекта.

Составить перспективный план мероприятий.

Диагностика экологической воспитанности детей

Анкетирование родителей и сотрудников по данной теме.

Работа с литературой «Экологические проекты в ДОУ», «Проектная деятельность дошкольников», «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников», «Познавательно- исследовательские занятия с детьми»,  «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

 Наблюдения и беседы с детьми.

 Подбор иллюстраций, репродукций, картин, альбомов по теме проекта и т. п.

 Подбор  художественной литературы  и  стихотворений  для детей дошкольного возраста на тему проекта.

Создать определённую предметно – пространственную,  развивающую среду   в каждой возрастной группе имеется экологический центр, в котором находятся мини-лаборатория, уголок экспериментирования. Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции,  редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); место для приборов;  место для выращивания растений; место для хранения материалов (природного, «бросового»); место  для проведения опытов, аквариум. Разработать план – схему экологической поляны «Поляна настроений и эмоций»

II. Практический   этап

 Поставленные задачи реализуются в интеграции  образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие».

 «Познавательное развитие».

 «Речевое развитие».

«Художественно-эстетическое развитие».

 «Физическое развитие».

Работа по проектной деятельности по экологическому воспитанию в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса - с детьми, на педагогическом уровне и во взаимодействии с родителями.

Совместная деятельность воспитателя и детей. 

С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся экологические занятия и беседы:  «Кладовая природы», «Лес - помощник человека», «Полезные изобретения» «Какие бывают цветы?», «Вершки и корешки», «Красота спасёт мир», «Легенды о цветах»,

  «Птицы, зимующие и перелётные», «Береги природу», «Лес, который я хочу видеть», «В природе нет ничего лишнего», практическое занятие «Как правильно ухаживать за комнатными растениями, рассадой»  и другие.

Игры-путешествия: «По лесным тропинкам», «Грибной разговор», «Путешествие в зелёную аптеку», «Зелёная служба Айболита».

Музыкальный руководитель вместе  со старшим воспитателем и  воспитателями групп готовит экологические праздники: «День экологических знаний», «День птиц»,  «День Земли», «Земля – наш общий дом», «Праздник лета».

 Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы» (для старших и подготовительных групп).

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатели вместе с детьми проводят наблюдения в природе. Это непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт  дети получают, помогая ухаживать за растениями. По мере взросления детей круг их  обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.   Изготовление табличек с изображением и названием на каждое растение, пригласить детей из других групп и рассказать о своём огороде и цветниках. Труд по уходу за овощами на грядках,  цветами в  отдельных  клумбах  и цветнике. Сбор выращенного лука.

Дети старшего дошкольного возраста   ведут работу с календарём природы и ведут  «экологический дневник», в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Чтение художественной литературы и заучивание стихов;

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

Труд в уголке природы и на участке;

Наблюдение в уголке природы;

Опыты, поисковая деятельность;

Рассматривание альбомов экологической тематики;

Целевые прогулки в  природе с наблюдениями;

Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;

Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе;

Изготовление поделок из природного  и бросового  материала;

Слушание и разучивание музыкальных произведений;

Работа с моделями, балансиром  «Времена года»;

Сбор коллекций  семян, камней, листьев;

Создание книг самоделок

Экспериментирование:  «Почему шуршат листья?», «Зачем дереву корень»

Наблюдение:  «Кто зимует на деревьях», «Как найти дерево зимой».

Подвижные игры: «Как найти дерево зимой», «К названному  дереву беги»

Дидактические  игры:  «Что сначала, что потом?», «Найди растение по описанию», «Четвёртый лишний», «Мы играем в магазин», «Собери букет в вазу», «Садовник», «Огородница»,  «Угадай с какой ветки?»

 Сюжетно-ролевые  игры:  «Овощной магазин», «На даче», «Юные экологи», «Магазин цветов».

Работа с педагогическим коллективом.

Работа с педагогическим коллективом направлена на приобретение соответствующих навыков по экологическому воспитанию дошкольников. Для повышения уровня экологической грамотности педагогов проводятся  деловые игры: «Экологическое воспитание средствами живой природы».

 Обзоры парциальных программ: С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А.  Рыжова «Наш Дом-природа», семинары - практикумы: «Дидактические игры с экологическим содержанием», «Новые игровые приёмы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников». Мастер – класс рисование на ткани « Осенние деревья», «Первоцветы».

Планируется организовать  вернисажи педагогических идей  «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Совместными усилиями педагогического коллектива продолжается работа над созданием  «Поляны эмоций», обновляются клумбы, цветники.

Работа с  родителями.

     Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания  детей в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребёнку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они всё же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в различных акциях , озеленении территории детского сада, изготовлении скворечников и кормушек, сборе мусора,  и прочее.

Экологическое образование  продолжается и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дни дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного или бросового материала, нарисовать стенгазету, подготовить фотоотчёт. 

1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

3. Изготовление фотоальбома.

4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

6. Участие родителей в субботниках.

7. Сбор пластиковых отходов.

8. Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!»

9. Проведение совместных экологических экскурсий.

10. Конкурс на лучший  скворечник «Домик для скворушки».

Помощь родителей в оформлении  участков: - участки для игр детей отличаются своеобразным дизайном, оформлены разными формами, плоскостными фигурами «героями мультфильмов», разбиты  цветники и огороды на участках групп.

III. Итоговый этап.

Накопление, систематизация материалов по теме проекта  и создание  соответствующей  среды : перспективные планы, конспекты НОД, презентации для детей  по теме проекта, фотоальбомы.

Картотека стихотворений, загадок  для дошкольников  по теме проекта.

Итоговое мероприятие: Праздник «Земля – наш общий дом»
постановка сказки
«Приключение Чиполино в овощном королевстве».

 Экологические  акции: «Посади дерево», «Кормушки для пичужки», «Зелёная иголочка» «Не оставим без дворца, ни синицу, ни скворца»,  «Будущее земли зависит от тебя» (совместная с Международной академией наук экологии, безопасности человека и природы).   

  Конкурсы: «Огород на подоконнике», «Лучший участок ДОУ», «Самая красивая клумба», конкурс огородов «Богатый урожай», поделок из природного материала и бросового материла.

Продукт проектной деятельности:

* цветы   петунии, бархатцев, астры, циннии, помидоры, огурцы, кабачки,  выращенные в группе посевным методом, а после высаженные на огород и клумбу;

*  разнообразная зелень;

*  саженцы деревьев,  высаженные на территории сада;

* кормушки, скворечники;

* выставка открыток «Наша клумба»; «Садовые цветы», «Комнатные растения», «Деревья и кустарники»; «Птицы».

*Участки оформлены разными формами, плоскостными фигурами «героями мультфильмов», разбиты  цветники и огороды на участках групп.

  Фотостенд : «Наш участок», «Птичья столовая», «Как я помогаю птицам», «Я работаю на даче», презентации на экологические темы.

 Выставки:  поделки выполненные  детьми совместно с родителями по сезонам;  рисунки  на экологическую и природоохранную темы.

Заключение

Предполагаем что, данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой. Повысит детскую самостоятельность, активность, любознательность, расширятся  и закрепятся знания детей по экологическому воспитанию, сформируется  представление о взаимосвязях в природе, о разнообразии растений и  животного мира.

Родители заинтересуются и станут активнее включаться в проектную деятельность. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат  положительные эмоции от полученных результатов.


Список литературы

1.А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М. 2003 г.

2.Л. А. Владимирская «От осени до лета» В. 2004 г.

3.О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М. 2010 г.

4.Т. Н. Зенина «Ознакомление детей с природой» М. 2006 г.

5.Е.Г. Андреевская. Экологическое образование и воспитание в дошкольных учреждениях. Издательский дом  Паганель. Москва  2010г.

6. С. Н. Николаева. Юный эколог.  Мозаика - Синтез. Москва 2010г.

7. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.  «Просвещение» Москва 2001г.

8. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников.

Мозаика - Синтез. Москва 2008г.  

9.О.М. Масленникова. А.А. Филипенко. Экологические проекты в детском саду.  «Учитель». Волгоград. 2013г.

Интернет-ресурсы.


1. «Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение», 1983
2. «Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Д.п.н. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.

3./detskijsad/proektnaja-rabota-po-yekologi-na-temu-zimuyuschie-pticy-dlja-vospitanikov-mladshei-grupy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Детско – взрослый познавательно-исследовательский проект С детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Соль» по методу Савинкова

Проблемная ситуация:Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем откуда она появилась? Приносит она пользу или вред?Однажды утром дети старшей группы, съев утром кашу, обратились к воспитателю с ...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Энергия ветра – альтернативный источник электричества»

В проекте изучали с детьми первичные представления об электричестве. Узнали, какие бывают альтернативные источники энергии. Сконструировали модели ветряной электростанции из электронного конструктора ...

«Свойства бумаги» Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий, мнемотехники и ИКТ

Познавательное развитие предполагает:Hазвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий,Cтановление сознания; развитие воображения и творческой ...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...