Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях
консультация
Доклад для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лейсан»
Доклад на тему: «Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях».
Выполнила: воспитатель Айнетдинова Г.Э.
Дата выступления:26.10.2022
На базе МБДОУ детский сад №1 «Колосок»
с.Урмаево,2022
Социально-экономические и политические изменения, затронувшие наше государство, оказали существенное влияние на социокультурную жизнь подрастающего поколения. Возникла важная проблема — патриотическое воспитание. Важность патриотического воспитания обозначена в нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ «Об образовании в РФ» [10]. Необходимость формирования у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках задана Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [9]. Государственная политика в сфере патриотического воспитания направлена на повышение у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу страны, воспитание чувства сопричастности к великой истории и культуре России, любви к Родине и семье, обеспечение преемственности поколений наших сограждан. Сегодня патриотическое воспитание интегрируется с социальный, духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другими аспекты жизни общества. Начало духовно-нравственного становления детей происходит в дошкольном возрасте, когда активное развитие получают чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, своей страной. Необходимость патриотического воспитания с дошкольного возраста раскрыта в работах отечественных педагогов (Ушинского К. Д. [8], Харламова И. Ф. [11] и др.). О необходимости «заботливо выращивать чувство любви к Родине», чтобы человек не вырос «без корней в малой местности, похожий на иссушенное растение перекати-поле» писал академик Лихачёв Д. С. [4, с. 25]. Осуществляя патриотическое воспитание, следует помнить о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально и связан с его духовным миром и личными переживаниями. Патриотическое воспитание, как справедливо отмечает Лисецкая Е. В., должно стимулировать возникновение у ребенка ярких, незабываемых патриотических чувств и преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека [3]. Мнение о низкой эффективности и сложности патриотического воспитания в дошкольном возрасте является необоснованным, поскольку сложности возникают, когда педагоги применяют к дошкольникам «взрослые» показатели проявления любви к Родине. Козлова С. А. в патриотическом воспитании старших дошкольников рекомендует использовать основы, заложенные педагогами советского периода (ориентация на краеведческий подход и общественную среду, в которой живут дети) [7]. Жуковская Р. И. патриотическое воспитание старших дошкольников рассматривает в единстве формирования патриотических знаний и воспитания отношений, поведения в ходе знакомства детей с родным краем; людьми, работающими на благо родного края; с защитниками Отечества [2]. Воспитание любви к природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, уважение к труду людей в качестве аспектов патриотического воспитания старших дошкольников рассматривают Виноградова Н. Ф. [1], Козлова С. А. [7]. Козлова С. А. рекомендует начинать патриотическое воспитание дошкольников с формирования нравственных основ личности, приучения к нравственному поведению с другими людьми, развития нравственных чувств [7]. Воспитательными средствами здесь выступают воспитание привязанности к дому, детскому саду, родителям, воспитательнице, создание взрослыми эмоционально комфортной обстановки в семье. Патриотическое чувство начинается с отношения к самым близким людям — членам семьи. Именно в семье ребёнок открывает Родину, черпает представления о труде, долге. В старшем дошкольном возрасте ребенок понимает, что такое «родной дом». Постепенно это понятие становится шире за счет включения в себя понятий «город (село)», «край», где живёт ребенок. Так формируется понятие малой Родины. При правильно организованном воспитании понятие «родной дом» начинает включать не только место, где родился и живет ребенок, но и все страну, и наш общий родной дом Землю. Кондрыкинская Л. А. рассматривает воспитание патриотизма в тесной связи с воспитанием у ребенка привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, ответственности за его маленькие дела и поступки [6]. Дети должны уважительно относиться к геральдическим символам страны, проявлять бережливость по отношению к труду людей, природным ресурсам. На необходимость показывать дошкольникам привлекательные стороны его страны, города (села), воспитывать чувство привязанности к культурным ценностям обращают внимание многие педагоги. Огромное значение для патриотического воспитания имеет знакомство детей с народными традициями, национальным искусством. Для этого педагогическое воздействие должно содержать яркие образы, затрагивающие эмоциональную сферу ребенка. В первую очередь, это игрушки (в том числе, народные) и народный фольклор (игры, сказки, песни, заклички), приучение в повседневной жизни следовать народным традициям и обычаям, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами. Огромную роль в патриотическом воспитании старших дошкольников играет развитие у детей интереса к своей стране. В дошкольном возрасте интерес к своей стране воспитывается посредством формирования у детей представлений об истории семьи, о заслугах родственников, их труде, природных ресурсах, земляках, внесших вклад в жизнь села, города, благосостояние Родины. Патриотическому воспитанию способствует формирование у детей представлений о том, что каждый народ имеет свою бытность, традиции, творчество, игры. Очень важно сформировать у детей желание и умения реализовать сформированные патриотические знания в практической и воображаемой деятельности. О любви ребенка к Родине можно говорить, когда ему хочется трудиться на благо Отечества. Поэтому важно поощрять и эмоционально стимулировать ребёнка сделать что-то для других людей, детского сада, населенного пункта. Для этого детей следует привлекать к участию в художественно-эстетической и творческой деятельности на патриотические темы, социальных проектах (например, поздравление ветеранов), общественно-полезному труду (участие в посадке деревьев возле детского сада), заботе о природе родного края. На эффективность патриотического воспитания значительно влияет пример окружающих ребенка взрослых, в первую очередь, воспитателей и родителей. В работах Маркушина С. Е. показана зависимость между любовью к своей Родине взрослых и детей, которых они воспитывают [5]. Если взрослый любит Родину, то воспитание у детей патриотизма будет эффективным. Любящие Родину взрослые создают вокруг ребенка естественную патриотическую среду. Находясь в этой среде, ребенок с детских лет наблюдает патриотические проявления у окружающих, начинает понимать заботы своей Родины, осмысливать ее достижения, содействовать её процветанию. Это способствует тому, чтобы он рос патриотом. Таким образом, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей. Патриотическое воспитание включает раскрытие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, его приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, развитие интереса к своей стране, желания реализовать себя в практической и воображаемой деятельности на благо Родины. Огромное значение в патриотическом воспитании детей принадлежит примеру окружающих ребенка взрослых. Литература: Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране / Н. Ф. Виноградова— М.: Просвещение, 2009. — 112 с. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская — М.: Просвещение, 1985. — 268 с. Лисецкая Е. В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников. // http://www.dslib.net/: [сайт]. — URL: obw-pedagogika/socialno-pedagogicheskaja-dejatelnost-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovanija-po.html (дата обращения: 08.04.2021). Лихачёв Д. С. Земля родная: кн. для учащихся / Д. С. Лихачёв — М., Просвещение, 1983. — 256 с. Маркушин С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ., 2011, № 11 (130). — С. 196–200. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Кондрыкинской Л. А. — М: Сфера, 2003. — 192с. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. — М.: ИНФА, 2016. — 146 с. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании. Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 2000. — 668 c. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. // http://www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 07.04.2021). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // http://www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.04.2021). Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов — М.: Гардарики, 2005. — 520 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / А. С. Рогоза, Л. А. Шулякова, О. В. Хижняк [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80107/ (дата обращения: 21.10.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в современной системе образования
Процесс воспитания патриотизма начинается уже в дошкольном возрасте. Понятие Родины у дошкольников связано с тем, что им дорого, близко и знакомо: с родной улицей, деревней, поселком, городом, к старш...
Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Современные подходы в работе по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Материал представлен в виде презентации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию....
«Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
В статье автор делятся психолого-педагогическими особенностями патриотического воспитания дошкольников. Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, ...
Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....