Проект: "Насекомые"
проект (старшая группа)

Проект: "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_nasekomyh.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: «Загадочный мир насекомых» в подготовительной группе

Автор :

Воспитатель: Воищева О.П..

Г. Щелково

2023 учебный год.

Место выполнения работы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Колокольчик» г. Щелково.

Паспорт проекта

Тема: «Загадочный мир насекомых»

Участники проекта:

  • Воспитанники подготовительной группы
  • Воспитатели ДОУ
  • Родители
  • Руководитель ИЗО студии

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

  • формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

  • Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
  • развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (август-сентябрь).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

  • Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
  • Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  • Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
  • Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  • Развитие речи у детей, активного словаря.
  • Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (организационный) этап:
  • Определение темы проекта;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин и т.п.).
  • Составление плана основного этапа проекта.

2. Основной этап:

Образовательные области

Планируемая деятельность

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе:беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
  • Воспитание бережного отношения к природе: «Путешествие в царство насекомых»
  • Составление рассказов о насекомых.
  • Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  • «Как муравьишка домой спешил»

Познавательное развитие

  • Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
  • Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
  • «Насекомые»;
  • Конструирование книжек - малышек;
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.

Речевое развитие

  • Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
  • Составление описательных загадок про насекомых;
  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
  • «Ох, уж эти бабочки»;
  • «Бабочка»;
  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.
  • Чтение произведений:

-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

-Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

-В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

  • рисование «Разноцветные бабочки»;
  • лепка «Бабочка на листочке»;
  • аппликация «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
  • Рисование по трафарету;
  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
  • Оформление книжек – малышек;
  • Пение песен и частушек о насекомых;
  • Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
  • Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
  • Участие в конкурсе « Знаю ли я насекомых»

Физическое развитие

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
  • Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
  • Релаксация под звуки природы;
  • Физкультминутка «Сороконожка»;
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
  • Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

  • Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление информационного стенда.
  • Проведение консультации по темам:
  • «Что читать детям о насекомых»;
  • «Как учить с детьми стихи дома»;
  • «Расскажите о насекомых»;
  • «На природу с ребенком».
  • Подготовка детей конкурсу : «Моя бабочка – красавица».
  • Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, сочинение сказок, изготовление эмблем, подготовка сценки из сказки В.Бианки « Как муравьишка домой спешил» ).
  • Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
  • Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
  • Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

  • Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.
  • Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
  • Альбом «Удивительный мир насекомых».
  • Мультимедийная презентация.
  • Участие конкурсе «Моя бабочка – красавица». (рисунки на осфальте)
  • Итоговое развлекательное мероприятие: «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении)

  • Выводы по проекту:
  • Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
  • В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
  • По результатам проекта было выявлено, что:
  • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
  • У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
  • У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
  • На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
  • Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
  • В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
  • Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  3. Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–;№ 3
  4. Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  6. Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  7. Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
  8. Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–;№ 11
  9. Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–; (Библиотечка "Первого сентября").
  10. Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–;№ 11; № ; (Работаем по программе "Наш дом – природа").
  11. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–;№ 19. № 23; ;№ 5; № 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Развлекательное мероприятие: «Загадочный мир насекомых»

Цель:

Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.

Задачи:

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.

Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими . Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.

Оборудование:

музыкальное сопровождение: аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление группы: картинки насекомых; эмблемы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».

ХОД

Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в группу.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём наше развлечение: «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».

Ребенок:

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране – благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Г) Эй….

Бегите по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.

Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».

Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.

(Представление книжки – малышки «Порхающие цветы»).

Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова. ( под фонограмму).

Песенка бабочек

Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела)

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

(Паук)

Воспитатель:

Вопрос для зрителей:

Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)

«Кузнечики»

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

(Комар)

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Подвижная игра: «Кто быстрей?»

Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.

Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).

Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.

Воспитатель:

А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?

Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.

Маша:

Извините меня,пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?( Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)

Воспитатель:

А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!

В конце жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников

Заключительный этап: просмотр мультфильма на сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.

Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....

Проект "Насекомые"

Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...

проект "Насекомые"

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...

Проект :Насекомые"

Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...

Проект "Насекомые"

Название проекта: «ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»ВИД ПРОЕКТА: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-7 лет.Продолжительность проекта: 1 неделя...

Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...