ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)
методическая разработка

ЕНИКЕЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

 И ТЕХНОЛОГИИ  

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)

 

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

 И ТЕХНОЛОГИИ  

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ)

       

                                                  Подготовила:

                                                            воспитатель высшей

                                                                            квалификационной категории

Еникеева В.Н

Дергачи 2023г.

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. 

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

Все  здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.

Преимущества использования

нетрадиционного оборудования.

  • Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
  • Интерес детей к различным новшествам вызывает положительные эмоции и это тонизирует организм ребенка в целом.
  • Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.

Основные принципы
использования нестандартного оборудования

1.Должно быть безопасным, эстетичным, соответствовать возрасту и иметь функциональную привлекательность.

2.Оборудование может быть использовано в самостоятельной деятельности детей.

3. Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным и разнообразным.

4. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.

5. С целью развития воображения, памяти и речи, воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

 

Кинетический песок

Сегодня мы поговорим о играх с песком. Эти занятия хороши тем, что они увлекательны как для детей, так и для взрослых. Для подобных игр есть название – песочная терапия. 

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в контакте с песком как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса (создан в 2013 г.).

Кинетический песок – похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается даже если попадет на ковер.

Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду даже в дождливый день или зимой.

Характеристика песка

  • Состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего.
  • Он никогда не сохнет
  • Оставляет все поверхности совершенно чистыми
  • Неблагоприятная среда для размножения бактерий
  • Предназначен для детей с одного года;
  • 100% оригинальный продукт
  • Изготовлено в Швеции

Кинетический песок способствует достижению воспитательных, образовательных, терапевтических целей.

  • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
  • В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную

текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;

  • Игра с песком способствуют развитию творческого воображения;
  • В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь.
  • В игре с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
  • Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми (гиперактивными).
  • Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения;

Что необходимо для игры с песком

-кинетический песок;

-чистая, плоская поверхность (стол, ящик, коробка);

-набор мелких игрушек (человеческие персонажи, животные, машины, здания).

-естественные предметы (камушки, ракушки, цветы и.т.д.)

-песочные наборы (формочки, совочки);

-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

-тихая, спокойная музыка.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в Вашей «коллекции» для игр с песком.

Предлагаю поиграть с песком

Перед игрой в песок нужно познакомить детей с правилами, которые необходимо соблюдать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Чужие замки не ломать,

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и лепить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря

Дети, поняли меня?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ»

  1.  «Здравствуй песок»

Цель: развитие тактильного ощущения

Дети берут в руки песок, мнут, пересыпают, прихлопывают ладошками, рассказывают какой песок – мягкий, пушистый и т.д.

  1. «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильного ощущения, ознакомление с окружающим миром

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки – паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. 

  1. «Найди отличие»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

  1. «Археология»

Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, фантазии детей

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

«ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА»

  1. «Путешествия к звукам»

Игра-сказка «Путешествие в страну «А».

Для того чтобы начать игру взрослому нужно подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А,

(Взрослый ставит в песочницу букву А)

В реке плещутся А-кулы

(В песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях – А.

- Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Игра-сказка «Путешествие в страну «Е».

Пожалуйста, давайте познакомимся!..

С милым звуком Е

«Живет в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,

Как по зеленой карусели,

“Медведь” и “Белочка”,

“Скворец”, и “Лев” и даже… “Огурец”!

Но вот, друзья мои, беда –

Забыл другие он слова,

Где тоже есть наш милый Е.

Поможем мы его беде?”

С волшебником И

“На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит…

Он счастье несет,

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Соединяет!

Он любит Индейцев,

Изюм и Икру,

И любит в песочке

Простую игру!

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!”

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).

На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку. Такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

  1. «Город волшебных букв»

“Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом – я,

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

  1. Песочная грамматика

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ:

  1. Игры «Знакомство с окружающим миром»

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.

2. Географические игры.

Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

3.Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас –использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях.

  1. Исторические игры (история России, края, города)

ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ

Это проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей.

Ребенку предлагается подойти к столу или стеллажу с «коллекцией»  фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается.

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Игры с песком в группе направлены на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если «сложные» дети (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

 

Литература.

  1. Газета «Школьный психолог», январь 2000, №4. Гиперактивный ребенок.
  2. Газета «Школьный психолог»,  2005 № 6 «Игры с песком»
  3. Газета «Школьный психолог»,  2006 № 2 «Игры с песком»Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
  6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Чудеса на песке. Песочная игротерапия

  1. Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
  4. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007

11 Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001

  1. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.

Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.

13. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. Ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в  совместной деятельности с детьми  по теме “Масленая неделя”...

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

Деловая игра «Значение и использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»...

консультация "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности и ребенка"

В нашей группе созданы педагогические условия здоровье сберегающего  процесса воспитания и развития, основными из которых являются: организация разных видов деятельности в игровой форме....

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника. Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенност...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...