Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»
методическая разработка (младшая группа)

Гуменюк Ирина Владимира

Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

 «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста

при взаимодействии с семьями воспитанников»

  Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст.

  Мы решили исправить эту ситуацию. При выстраивании работы мы учитывали типичные проблемы воспитанников нашей группы:

  1. У большинства детей на начало учебного года - неустойчивое внимание, интерес кратковременный, избирательный. Дети не всегда включались в деятельность и не реагировали на стандартные игровые мотивационные ситуации.
  2. Также у большинства детей сенсомоторные навыки и представления об окружающем мире недостаточно сформированы, и очень мало детей владели доступными по возрасту средствами познания и обследования объектов окружающего мира.

  Мы поставили цель: помочь родителям преобразовать спонтанную исследовательскую активность детей в осознанную исследовательскую деятельность. Совместно создать условия для развития детской любознательности, понимания простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат». Нам в этом помогают семейногрупповые проекты.

  На раннем возрасте правильно подобранная РППС имеет огромный образовательный потенциал, в том числе для решения задач поддержки исследовательской активности малышей. 

  При создании среды группы мы сделали особый акцент на подбор и создание совместно с семьями воспитанников интерактивных игр и пособий. Это и стало темами проектов. Они проходят по алгоритму:

  На первом этапе, шаге- родители собирают информации. (На этом этапе родители собирают информацию: какие вообще существуют игрушки- нестандартное оборудование, интерактивные пособия по теме)

  2-й шаг- (Из всего это многообразия мы помогаем выбрать те, которые

1.подходят детям по возрасту, соответствуют нормативным требованиям

2.которые реально сделать самим,

3.которые могут быть использованы в группе, например, пособия хорошие,

  • но      нет места для них
  •  или не долговечные, хрупкие
  • те, которые отвечают характеристикам

4.а также родители распределяют, кто что будет делать)

3-й и 4-й шаг-создание моделей, а затем самих игр и пособий с разной степенью новизны. Родители чаще:

  • полностью копируют найденную идею, но используют другие материалы,
  • или незначительно изменяют конструкцию

- размеры, наклоны, глубина, или частично дополняют элементы…

-больше ячеек…,

  • реже кардинально меняют конструкцию, которую берут за основу,
  • или полностью придумывают что-то свое

- синтезируя разные идеи

5-й шаг-презентация продукта проходит в разных формах

  • на родительском собрании
  • на совместном досуге с детьми,
  • презентация пособий на родительской конференции

    Мы мотивируем родителей на вовлечение малышей создания продукта от пассивного наблюдения и к активному посильному     участию.

В ходе проекта «Интерактивный музей игрушки-забавы», существенно пополнили группу разнообразными интерактивными пособиями для малышей: которые помогают знакомиться с характерными действиями и простыми механизмами, помогают овладеть разными способами приведения в движение: покрутить рукой, подергать за веревочку, навести магнит.

Проект «Интерактивные коврики»-помог нам и родителям познакомить детей с сезонными явлениями, а бонус развития сенсомоторных навыков.

   Из предыдущих двух проектов родилась идея для нового проекта «Игры для будущих исследователей»:

   Лабиринты «Веселый шарик»- любимое пособие, дети приходят в восторг оттого, что они сами являются рычагом запуска процесса движения. Используя шарики по разной величины и веса, дети опытным путем понимают, что те скатываются с разной скоростью. Ребята пытаются помещать другие предметы: например - машинка катится не до конца- переворачивается. Фигурки животных медленно ползут, слишком большой шарик застревает.

    Наша задача контролировать, чтоб дети не использовали предметы, которые могут сломать пособие. В начале такое бывало. Сейчас они пользуются аккуратно.

Значительная часть времени выделена на ознакомление со свойствами природного материала.   Кроме часто используемых игр с песком и водой мы знакомим со свойствами камушков, ракушек, шишек: гладкие, шершавые, тяжелые, легкие, большие, маленькие.

       Наша находка — это «Калейдоскоп» с сухими листочками, с песком и желудями. Для повышения интереса мы прячем в них фигурки,

Долгосрочный семейно-групповой проект «Маленькие художники» начался в группе.

     Изобразительную деятельность включаем в досуги уже на втором году жизни, т.к. экспериментирование с художественными и природными материалами, их способностью оставлять разные следы - хорошая предпосылка исследовательской активности детей раннего возраста.  А Результаты семейного творчества регулярно представляем на персональных и коллективных выставках.

Ежегодно проходят традиционные проекты.

      «Листочек с моего двора» стал одним из ярких семейно-групповых проектов. Малыши с родителями исследовали свойства осенних листьев, собрали коллекцию листьев разных деревьев, оформили газету. Данный проект вызвал эмоциональный отклик детей и способствовал активизации словаря. Малыши узнали, что листочки бывают мягкие, сухие, мокрые, они мнутся, рвутся, шуршат, скручиваются и т.д. Дети пытались жестами, звуками, словами объяснить эти свойства или показать жестами.

     Итоговым мероприятием стало событие. В группе появилась СОВА, из собранных ранее детьми листьев. А затем ее друзья «Поселились» и дома у некоторых малышей.

      Эффективность проделанной работы подтвердили результаты педагогического и анкетирования родителей, их активное участие проектов и других мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными  и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез зад...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста при взаимодействии с родителями воспитанников

Организация работы ДОУ для повышения педагогической культуры семьи. Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников....

игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста

Игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста....