«Через фольклор в сердца детей…» - приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области
статья

Акимова Кристина Сергеевна

«Через фольклор в сердца детей…» - приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akimova_k.s._gt_g_08.02.2023_g.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к традиционной народной художественной культуре Смоленской области»

ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНЩИНЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ «НАДЕЖДА»

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И

СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальна. Современное российское общество остро переживает кризис духовно–нравственных идеалов.

Относительно недавно обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании возрождения культурных традиций, национальных идеалов. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически.

Сегодня же ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит, в основном, школе, изредка - детскому саду. Но не стоит думать, что для достижения главной цели - дать детям нравственные ориентиры - достаточно только воспитания в образовательных учреждениях. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй. Как говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как: во-первых, далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот «сверхблагополучные», где дом - полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания. Во - вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в школе, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все» [8].

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с семейными родословными, посещение памятных для предков мест и т.д.). Разнообразнее и интереснее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. Но они нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года, Рождества Христова, Масленицы, Пасхи, даже дня рождения любого члена семьи. Жаль, что основное внимание на этих праздниках уделяется некому порядку, который выполняется из года в год – это и украшение елки, покупка подарков, приготовление традиционных блюд к празднику. Более ценным в воспитательном отношении здесь будет уместно организация творчества детей и даже взрослых, а также инициирование активности.

Таким образом, проблемы современной семьи, которые были порождены духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры, к возрождению национальных культурных традиций.

Удивительное и загадочное явление традиционной художественной культуры – разнообразные, интересные праздники и обряды. Чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа так же, как встарь, наше молодое поколение должно, даже обязано быть участником традиционных праздников на Руси, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Работая музыкальным руководителем в детском саду «Надежда», мне посчастливилось создать на базе сада фольклорный кружок «Ясе́нька», целью которого является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа. Пока кружок построен на фольклорных материалах различных областей страны. В будущем в программе кружка основу будут составлять смоленские традиции, фольклор нашей области.

Уже сейчас ведется активная работа по привлечению детей разного возраста (от 3 до 7 лет) к изучению культуры Смоленской области, проводятся различные мероприятия с использованием культурных традиций. Например, празднование Дня города Смоленска – мероприятие, посвященное 1154-летию со дня основания г. Смоленска. Проходило в форме концерта, на котором детей знакомили с историей города Смоленска, рассказывали о древних мастерах, занятиях населения того времени. Дети подготовили народные песни «На горе-то калина», «Во кузнице», танец «Смоленский гусачок», инсценировку Смоленской народной ярмарки;

Широкая Масленица – праздник прощания с зимой, встречи весны, с песнями, хороводами, различными русскими забавами, а также традиционным русским угощением – блинами;

Праздник Великой Победы – в этот день состоялось большое мероприятие, посвященное 72-летию победы советских воинов над немецко-фашистскими захватчиками. На праздник были приглашены 2 ветерана ВОв, которым исполнилось по 90 лет каждому. Для них дети подготовили праздничные поздравления, песни о той далекой весне, войне, о победе 1945 года; разыграли сценки с участием летчиков, моряков, шоферов, медсестер – всех тех, кто был на поле боя; станцевали фронтовой вальс, спели попурри из военных песен у фронтового костра, и, конечно же, показали праздничный салют. Праздник окончился акцией «Бессмертный полк», в которой детки всего садика прошли шествием с фотографиями своих погибших родственников, с фронтовыми песнями и другие.

Проведение традиционных праздников, таких, как Осенние посиделки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др., позволяет в более простой форме знакомить детей с народной художественной культурой.

В основу таких тематических мероприятий положены краткие сведения о происхождении праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения. События празднования включают в себя увлекательные игры, беседы, театрализованные представления, просмотр детьми видеороликов, мультимедийных презентаций, связанных с тематикой того или иного события, которые часто содержат вопросы, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях, чувствах и поведении в похожей ситуации. Завершается мероприятие угощением детей традиционными праздничными блюдами: на Пасху – куличом и крашеными яйцами, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д. Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимаются детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребёнок принимает активное участие вместе с взрослыми.

В нашем детском саду также создан мини-музей - «Смоленский край». В уголке представлены образцы быта, уклада смоленских жителей, обустройство избы, народный костюм Смоленской области, а также растения, животные, птицы, рыбы, насекомые, проживающие на территории Смоленской области. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и родителями воспитанников. Уголок служит местом для тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта смоленского народа. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.

Таким образом, вся духовная и культурная жизнь детей проходит через родителей. Важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброты, смирения и правдивости. Присутствуя на подобных мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают активно участвовать в создании игровой среды (изготавливают костюмы, атрибуты), всячески помогают в подготовке праздников и развлечений.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не заканчивается проведением праздничного мероприятия, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют друзей и близких, рисуют свои впечатления о празднике и показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках, готовят различные поделки. Хотелось бы, чтобы у наших воспитанников остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских встречах, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости, о красоте летних хороводов вокруг символа России – березки, и плодовом изобилии на Спас.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, это радость, приносящий бесценные плоды. А возрождение культурных традиций в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

О результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Но хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной народной художественной культуры, нам удастся возродить былое величие России.

Изучение православных и народных традиций, культуры малой Родины и страны в целом в условиях дошкольного образования позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность.

Своеобразие моего опыта состоит в том, что возвращение к народным традициям я выстраиваю на основе фольклора Смоленской области. Воспитываясь с детства на традициях народной музыки, я внесла это направление в свою работу через реализацию программы дополнительного образования по фольклору «Ясе́нька». Цель программы - приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой Родины, и построена она на традициях, народных праздниках и фольклорном материале Смоленской области в его разнообразных видах и жанрах. Дети всегда с большой радостью приходят на занятия, результатом которых становятся фольклорные праздники совместно с родителями воспитанников.

Главными задачами, на которые я опираюсь в своей работе, стали:

  • возрождение национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей;
  • знакомство детей с творчеством и традиционными праздниками Смоленской области.

Организовывая мероприятия, связанные с традициями Смоленской области, я всегда стремлюсь, чтобы родители стали единомышленниками и нашими друзьями. По словам И. Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе, где нужно научиться первым совместным движениям сердца и подняться к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [7, с. 128]. Им необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний» [6, с. 717].

Присутствуя на подобных мероприятиях, видя, какие чувства и эмоции испытывают дети, родители начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, активно участвуют в создании костюмов, атрибутов, всячески помогают в подготовке праздников и развлечений. И проблемы современной семьи, которые порождены духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к возрождению народных традиций.

В своей работе стараюсь воплощать различные проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, такие как:

  • празднование Дня города Смоленска, на котором я знакомлю детей с историей города, рассказываю о древних мастерах, занятиях населения того времени. Мы с воспитанниками готовим творческие подарки - танец «Смоленский гусачок», инсценировку Смоленской народной ярмарки;
  • Широкая Масленица - праздник проходит с песнями, хороводами, игровыми забавами, а также традиционным угощением - блинами. В 2019 и 2020 гг. вместе с воспитанниками участвовали в региональном фестивале народной песни «Смоленские жаворонки», где представляли смоленские обряд встречи весны и обрядовую песню масленичной недели «А мы масленицу дожидаем»;
  • В праздник Великой Победы дети разыгрывают сценки, исполняют попурри из военных песен у фронтового костра. В 2017 году мы приглашали ветеранов Великой Отечественной войны. Неотъемлемой частью праздника вот уже сколько лет подряд становится акция «Наш Бессмертный полк», в которой дошкольники всех возрастных групп проходят шествием с фотографиями своих погибших родственников;
  •  «Аты-баты, шли солдаты», посвящённый празднованию Дня Защитника Отечества;
  •  «День России» и «День государственного флага РФ» - подобными проектами я знакомлю детей с историей и культурой нашей страны.

Своим опытом приобщения детей к истокам народной культуры я делюсь с коллегами. В 2018 и 2019 гг. на базе ДОУ работали ТГ по различным тематикам, где мои воспитанники показали открытое занятие по празднику «Троица», обряд «Встреча весны» и народную зарисовку «По дворам ходила коляда» - весь музыкальный материал был выстроен на Смоленском фольклоре. Выбранную тему я продолжила в работе ТГ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», руководителем которой являюсь в 2019-2020 и 2020-2021 уч.гг.

В ДОУ также создан мини-музей - «Смоленский край», в котором представлены образцы быта, уклада смоленских жителей, обустройство избы, народный костюм Смоленской области. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и родителями воспитанников. Мини-музей служит местом для тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта смоленского народа. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится частью развития художественно-эстетических способностей.

Таким образом, и музыкальными, и художественно-эстетическими средствами происходит становление социально-нравственной стороны личности дошкольника. На музыкальных занятиях и занятиях дополнительного образования я стараюсь вложить в сердца своих воспитанников основы человеколюбия, добра, любви к ближним, родному краю, своей Отчизне. Приятно осознавать, что твой труд не напрасен, когда на прогулке дети поют во весь голос выученную закличку или играют в народную игру, показанную им недавно.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры - это труд, это радость, приносящий бесценные плоды. А возрождение культурных традиций в ДОУ имеет огромный воспитательный потенциал, как для дошкольников, так и для взрослых. Мы, педагоги, ставим перед собой очень непростую задачу - научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

Конечно, выбранная мною тема обширна, наверное, она будет актуальной еще не одно десятилетие, и о результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Становление гармонично развитой и социально ответственной личности не заканчивается с выпуском дошкольника из детского сада. И хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной народной художественной культуры, нам удастся возродить былое величие России в личностях наших воспитанников. ДОУ в данном случае будет выступать платформой погружения детей в мир родной культуры Смоленской области. Все это позволяет рассматривать образовательную деятельность ДОУ как путь сохранения культурных художественных традиций русского народа. Ведь сохранение традиционной народной культуры - основа стабильности государства.

Своеобразие моего опыта состоит в том, что возвращение к народным традициям я выстраиваю на основе фольклора Смоленской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к традициям народной музыкальной культуры посредством игры на музыкальных инструментах"

Мой опыт работы, который я представляла педагогам нашего детского сада 15.12.2010г. в рамках  круглолго стола "От истоков к традициям"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ на тему "Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор"...

Статья "Приобщение дошкольников к русской народной музыкальной культуре"

Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музы...

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на материале народной художественной культуры.

Духовно-нравственное развитие и воспитание национальных чувств  через знакомство с народными художественными традициями...

Выступление на тему:«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, иск...

Проект "Через фольклор в сердца детей..."

Проект "Через фольклор в сердца детей..."...