ДООП "Занимательные шашки"
рабочая программа

Цели Программы — создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса к этой игре; формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

 Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

 

Познавательное развитие.

Проводятся занятия, дидактические игры, конкурсы, соревнования для интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • формирование элементарных математических преставлений;
  • расширение кругозора детей.

Социально - коммуникативное развитие.

Используются дидактические, логические игры, проблемные ситуации для овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие компонентов устной речи (обогащение словаря, проявление интереса к смыслу слов; освоение форм речевого этикета, диалогической и монологической речи).

Речевое развитие.

Используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды);  рассматривание иллюстраций, картинок.

Физическое развитие.

Проводятся подвижные игры, физкультминутки, развлечения, досуги для достижения целей по охране здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение одной из задач - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и создание эмоционально благоприятного климата в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_zanimatelnye_shashki_2023.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №4» г. Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом №4

Протокол № 4 от 24.05.2023 г.

УТВЕРЖАЮ:

Заведующий МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска

_________________ В.В. Тиншан

Приказ № 105 от 26.05.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательные шашки”

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Составители:

Филимонова Татьяна Юрьевна, воспитатель

Тиншан Виктория Викторовна, консультант

Сосновоборск

2023

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
  1. Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике игры в «шашки», истории шашек, участие в соревнованиях. Программа «Занимательные шашки» (далее Программа) разработана на основании следующей нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2..4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применениями организациями, осуществляющимися образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АКА-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Шашки – игра творческая. Шашки        обладают        исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

1.2. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательные шашки» физкультурно-спортивной направленности. Реализация Программы способствует приобщению детей к соревновательной деятельности. Темы (тематическое планирование) позволяют детям дошкольного возраста планомерно осваивать шашечное искусство, дают возможность через практические занятия погрузиться в мир настольной спортивной игры, получить навыки доброжелательной состязательности, уважения к сопернику, воспитывает культуру поведения.

Новизна и актуальность

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является акцент на начальную подготовку детей дошкольного возраста, начинающих играть в шашки с «нуля», и, следовательно, более общее изложение основных положений без излишней детализации, что обеспечит основу для дальнейшего обучения.

Новизна программы заключается в применении методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников. На занятиях используются мягкие игрушки, которые выступают в роли героев, обучающих игре, предлагающих логические задачки и т.д. Вводные занятия посвящаются погружению в образовательную деятельность: знакомство с шашечной доской, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски, составление доски из карточек-линий и т.д.

                                                Адресат программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Наполняемость группы – 12 человек. Возможен набор детей с ограниченными возможностями здоровья (наполняемость не более 10 человек). 

                             Срок реализации и объем учебных часов

 Программа рассчитана на 64 часа, 2 раза в неделю.

Форма обучения и режим занятий

Обучение осуществляется в очной форме. Возможна организация образовательной деятельности в соответствии с индивидуальным учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

    Продолжение учебного часа – 25-35 минут согласно СанПиН 2.4.1.3049-13.

  1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Цели Программы — создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса к этой игре; формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
  • научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

 Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Познавательное развитие.

Проводятся занятия, дидактические игры, конкурсы, соревнования для интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • формирование элементарных математических преставлений;
  • расширение кругозора детей.

Социально - коммуникативное развитие.

Используются дидактические, логические игры, проблемные ситуации для овладения способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие компонентов устной речи (обогащение словаря, проявление интереса к смыслу слов; освоение форм речевого этикета, диалогической и монологической речи).

Речевое развитие.

Используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды);  рассматривание иллюстраций, картинок.

Физическое развитие.

Проводятся подвижные игры, физкультминутки, развлечения, досуги для достижения целей по охране здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение одной из задач - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и создание эмоционально благоприятного климата в группе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный план

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

«По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб.

Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни

2

2

Сказка начинается «Королевство шашек»

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки»

2

3

«Путешествуем по сказочному королевству» - «Шашечная доска и шашки.

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

2

4

«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги».

Познакомить с понятием вертикаль и горизонталь. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально и горизонтально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали

2

5

Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки».

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

2

6

«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля.

Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом 25мин. 16 цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

2

7

«В гостях у знатока шашек – Зайки»

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

8

«Там на невиданных дорожках» - «Диагональ».

Познакомить с понятием диагональкосая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

2

9

«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

2

10

«Лесная школа умного зайца» - Центр

Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на 25мин. 17 ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске

2

11

«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля

Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске

2

12

«Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля

Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8- й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку

2

13

«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки»

Познакомить с правилами : шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

2

14

«Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

2

15

«Лесная школа » - Основные приёмы борьбы на шашечной доске

Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов.

2

16

«Лесная школа » - Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

2

17

«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры

Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

2

18

«Веселый бой»

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

2

19

Викторина «Королевство шашек»

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

2

20

Как начинать партию? «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

2

21

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске

2

22

Турнир «Белочки- медвежата».

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля»

2

23

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

2

24

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

2

25

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки».

Практическое закрепление материала. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»

2

26

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

2

27

«Использование дополнительного темпа».

Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»

2

28

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

29

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

2

30

«Шлагбаум»

Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая игры.

2

31

«Турнир сильнейших»

Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

3

32

Дружеские встречи

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года

1

Итого

64

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные (образовательные) результаты:

По окончании реализации Программы обучающийся должен знать: правила игры, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», что такое концовка, задача, этюд, уметь применять правила игры;

уметь: на практике рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки.

Приобретение универсальных учебных действий.

Коммуникативные:

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета,

- выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,

- контролирование собственных эмоций,

- использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.

Регулятивные:

- понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,

- создание плана реализации преимущества,

- предвидение развития позиций,

- предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии,

- оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре:        возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек, выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ.

4.1. Календарный учебный график

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения (промежуточной) итоговой аттестации

1

2023 - 2024

01.10.2023 г.

31.05.2024 г.

32

64

Понедельник, среда 16.30 – 17.00

Итоговая аттестация предполагает соревнования – шашечный турнир

31.05.2024

  1. Условия реализации программы

 Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в помещении детского сада (группа), оборудованное системами питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией, хорошо проветриваемое. Помещение оборудовано столами, стульями для обучающихся.

Перечень технических средств для проведения занятии: ноутбук, принтер, мультимедиа-проектор, экран, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами, шахматные часы.

Комплекты шашек и досок (6 -7 шт).

Информационное обеспечение

- интернет источники, ЦОР, литература.

  

Формы аттестации

Формами  подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:  открытое занятие,  тест, игра, рефлексия, разбор партий.

 

Оценочные материалы

 В образовательном процессе используются следующие виды контроля:

- входной – проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).

- текущий – проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание).

- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).

- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.

С целью оценки реализации программы и усвоения материала обучающимися используются контрольные измерительные материалы:

- тест;

- опрос;

- анкетирование;

- викторина;

- кроссворд.

Контроль качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в формах:

- анализа процесса и результатов деятельности обучающихся;

- подведения итогов участия в соревнованиях.

Основными формами учета достижений обучающихся в учебной деятельности являются:

- качественная оценка уровня информированности и сформированности предметных и метапредметных умений и навыков;

- открытые соревнования и турниры.

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный шахматист» является достижение обучающимися уровня IV разряда по шахматам.

 

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

За период обучения перед обучающимися ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.

 Перечень дидактических материалов

       - набор концовок и этюдов для решения позиций;

       - обучающие компьютерные программы;

       - шашки;

       - настенная магнитная шашечная доска.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется:

ФИО педагога

образование

1

Филимонова Татьяна Юрьевна

Высшее, ГОУВПО “Государственный университет цветных металлов и золота”, инженер.

Профессиональная переподготовка, “Красноярский педагогический колледж №2”, воспитатель детей дошкольного возраста.

Проходит обучение по программе “Технология обучения дошкольников игре в шашки» (72 ч.), НЦИРДО

4.3. Мониторинг освоения детьми программного материала.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия, имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Дамка

Доводит игру до конца

Решение диаграмм

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

 

Список литературы:

 

1. А. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске», Лениздат,1969 г.

 2. А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос, 1998 г.

3. И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две», 2001 г.

4. Б. Герцензон, А. Напреенков «Шашки – это интересно» Санкт – Петербург, «Литера», 1997 г.

5. Б. М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г.

6. Т. Г. Давыдова, Г. М. Атоян «Обучение детей игре в шашки», Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г.

7. А. В. Егоров «Как научить играть в шашки», Москва, Чистые пруды, 2005 г.

8. Б. И. Козлов «Самоучитель игры в стоклеточные шашки», ФИС, 1965г.

9. Л. В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт – Петербург, 2000 г.

10. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт – Петербург, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...

Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "

Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "...

Приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"

приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"...