Консультация для воспитателей "Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников"
консультация

Артякова Елена Юрьевна

Индивидуализация ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше и больше внимания. В современных исследованиях Института развития дошкольного образования РАО этой проблемой озадачены В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, Л.М. Кларина, Н.Б. Крылова. Идея развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и нравственного поведения занимает ученых старейшей в России кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.).
В связи с этим становится возможным определить качества, характеризующие ребенка как субъекта деятельности:

Ценностное отношение;

Интерес;

Избирательная направленность;

Инициативность;

Свобода выбора;

Самостоятельность;

Творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 153»

(МБДОУ «Детский сад № 153»)

Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников.

                                                                                         

                                                                Составила: Артякова Е.Ю.

                                                                                                       

                                           воспитатель высшей квалификационной категории

г. Нижний Новгород

Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников.

Введение 
Основная задача дошкольного образования (задачи ФГОС Дошкольного Образования, задачи и принципы дошкольного образования в соответствии с Законом  об образовании РФ) – это сохранение и приумножения здоровья детей дошкольного возраста. Одним из содержательных аспектов формирования здоровья детей становиться формирования элементарных основ здорового образа жизни.
 Индивидуализация ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше и больше внимания. В современных исследованиях Института развития дошкольного образования РАО этой проблемой озадачены В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, Л.М. Кларина, Н.Б. Крылова. Идея развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и нравственного поведения занимает ученых старейшей в России кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.).
В связи с этим становится возможным определить качества, характеризующие ребенка как субъекта деятельности:

Ценностное отношение;

Интерес;

Избирательная направленность;

Инициативность;

Свобода выбора;

Самостоятельность;

Творчество.

   Но  на сегодняшний день  так  же, очень важно учитывать состояние дошкольника, соответствующее принятым социокультурным нормативам (эталонам) в отношении психофизиологической (физической и психической) и личностный (социальной) подсистем его жизнедеятельности. Это позволяет говорить о таких новых аспектах здоровья, как, например, духовное здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни и прочее.
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.
В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы непосредственной образовательной деятельности, в основе которых лежат игры и игровые ситуации, легко и естественно мобилизующие скрытые физические и интеллектуальные ресурсы ребенка. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)  показывают значимую роль игровой деятельности в развитии здоровья  у  дошкольников, так как в игре не под давлением, а по желанию самих воспитанников происходит многократное повторение образовательного материала в различных его сочетаниях. Таким образом, развитие здоровьесбережения дошкольника в игре позволяет взрослому включить в формирование здоровьезбережения  самого ребенка. Кроме того, в игре можно определить круг знаний и умений ребенка, направленных на формирование здорового образа жизни.
Несмотря на то, что уже достаточно долгое время изучается и внедряется в педагогическую деятельность проблема здоровьесбережения у дошкольников (Т.Л. Богина, Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, В.П. Спирина и другие), она все еще остается нерешенной, а потому крайне актуальной и требующей изучения. Помимо этого, следует отметить, что не все педагогические работники (особенно молодые и начинающие) реализуют задачу формирования здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста посредством игры. Многие из них до сих пор считают, что наиболее эффективным методом развития здоровьесберегающей компетенции дошкольников является работа с их родителями и составление рекомендаций для них. В связи с этим нами и была выбрана для изучения тема «Игровые ситуации как средство развития здоровьесбережения у  дошкольников».
                 Работа педагога должна быть  направленна на формирование и развитие у детей-дошкольников потребности в здоровом образе жизни и воспитание у них отношения к здоровью как к ценности, стала важной составляющей воспитательного процесса. В основе этой работы лежит положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка.

ЗОЖ – это осознанное отношение личности к здоровью и жизни; это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с подержанием, укреплением и сохранением здоровья. В развитии личности здоровый образ жизни  играет очень большую роль:
она помогает усвоить условия окружающей среды, способы и образы социального поведения;
убеждает в том, что самыми важными ценностями являются жизнь человека и его здоровье;
учит общению с окружающими через призму здорового существования;
способствует развитию активности и самостоятельности личности;
гармонизирует процессы социализации и индивидуализации.
Здоровый образ жизни  не формируется у человека сам по себе. Для его развития должен быть реализован ряд педагогических воздействий.
Наиболее значимым для формирования  здорового образа жизни является дошкольный возраст.
Дошкольный возраст – период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Ребенку трудно находиться в каком-то одном виде деятельности, ему хочется проявлять себя сразу несколькими способами, показать тем самым свою умелость, опыт, представления и компетентность. Для этого ребенок должен быть физически и психически здоров, так как  от его жизнерадостности и бодрости зависит его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Поэтому забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:
с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.          II.Создание предметно-развивающей среды для использования игровых ситуаций.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
              Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, одно из ведущих мест принадлежит режиму (четкому распорядку жизни детей в течение суток, предусматривающему чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности).
Важную роль в формировании осознанности ребенком ценности здоровья играет поддержание педагогом мотивации здоровьесбережение  ребенка, контроль за качеством выполнения здоровьесберегающих правил, поощрительная педагогическая оценка.
Неотъемлемой составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения, является грамотно организованная развивающая среда группы. Она может быть представлена:
-центром двигательной активности;
-центром здоровья с познавательным, поисково-экспериментальным, наглядным материалом (об организме человека, правилах личной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов);
-центром психологической разгрузки.
Ключевую роль в формировании у дошкольников осознанного отношения к здоровью играет педагог, который способен сформировать осознанное здоровьесберегающее поведение у детей при соблюдении определенных условий:
1) педагог должен осознавать ответственность за собственное здоровье и здоровье своих воспитанников;
2) он должен владеть здоровьесберегающим поведением, позволяющим организовать здоровьесберегающую деятельность детей, в результате которой возможно становление у них здоровьесберегающей компетенции;
3) педагог должен обучать детей осознанному отношению к своему здоровью и овладению навыками здорового образа жизни;
4) он должен заниматься формированием у детей активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как к одной из важнейших ценностей.
Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,  воспитание у них культуры здоровья.
Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего  педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому  базовым условием организации здоровьесберегающей среды  в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.
Кратко остановимся на основных  теоретических позициях, касающихся  детской игры.
Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Во время игровых ситуаций у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний..
Путь дошкольного детства ребенок  совместно проходит с родителями и воспитателями. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей малышам будут обеспечены двойная защита и эмоциональный комфорт
Задача любого дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Немаловажным в работе с родителями является  стремления педагогов  к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Например, доступные, действенные и интересные формы в работе с родителями для укрепления здоровья дошкольников – это спортивные развлечения и праздники .Подобные мероприятия, способствуют укреплению здоровья дошкольников, так как совместная деятельность родителей, детей и детского сада, сохранение добрых традиций являются необходимыми условиями для обеспечения здоровья детей на долгие годы.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, родители:
приобретают опыт правильного воспитания ребенка в семье, опыт педагогического сотрудничества с ДОУ и с педагогической общественностью в целом;
преодолевают собственный авторитаризм и начинают видеть мир с позиции своего ребенка, его потребностей и нужд;
начинают относиться к своему ребенку, как к равному себе и понимают, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, у него свой, особый путь развития, свой темп;
познают процессы развития, происходящие с их ребенком, и учатся своевременно и эффективно решать задачи, связанные с формированием его здоровья, воспитанием культуры здоровья.
Формируя у дошкольников осознание к своему здоровью, следует широко использовать и различные игровые ситуации, в которых дети встречаются с различными литературными персонажами. Кроме того, будет полезным включить дошкольников в совместную со взрослыми познавательную  и исследовательскую деятельность, в том числе и в форме проектов (например, «Чистюля», «Что может мой организм», « Как стать здоровым и крепким», «Здоровое питание» и многое другое).
На основании этого можно сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются следующие виды игр:
1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами  направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации  имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной степени зависит от наличия фактора безопасного существования.
Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:
пальчиковые упражнения;
игровая психогимнастика;
игровые психотерапевтические техники;
сказкотерапия;
коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и т.д.);
дыхательная гимнастика в игровой форме (наиболее эффективными признаны комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, поскольку это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в организации здорового образа жизни дошкольников»

Неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оз...

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...

«Картотека игровых образовательных ситуаций по здоровому образу жизни дошкольников»

Актуальность.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерн...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»     Рыбинск 2021 Формирование здорового образа жизни дошкольниковЗадача р...