"Театрализованная деятельность- путь к детскому творчеству"
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_teatr_yu._v._20_g_1.odt15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: “Театрализованная деятельность - путь к детскому творчеству”

Воспитатель: Корниенко Юлия Валерьевна.

Детство – особый период жизни, который нужно проживать радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создавать для этого все условия.

Выдающийся психолог Выготский Я. С., писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Через театрализованную деятельность ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие возможности.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста главным образом использую произведения русского фольклора – частушки, песенки, игры, потешки. («Водичка – водичка», «Кисонька – мурысонька» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, т.к. сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движение. Знакомлю детей со сказками о животных «Колобок», «Теремок».

При работе с детьми среднего дошкольного возраста расширение театрально – игрового опыта у детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Усложнение касается текстов, которые отличаются более сложным содержанием. Это - игры, в которых присутствуют множество персонажей – драматизации по текстам, сказок о животных: «Три поросенка», «Сказка о глупом мышонке».

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает новые виды настольного театра: театр мягкой игрушки, вязаный театр. Пальчиковый театр используется в самостоятельной деятельности: (Л. Зубкова «Мы делили апельсин», «Случай в лесу».) Осваивается позиция «режиссер», т.е. ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его игрушками по своему усмотрению.

Новым аспектом моей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, жанрами театрального искусства.

При знакомстве со сказками и баснями о животных: «Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведениями Г.Х. Андерсена, Л. Толстого, И. Крылова в игре детей появляется юмор. Дети отмечают глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от знаний, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Большое значение имеет развитие предметно – пространственной среды. В предметно – пространственную среду я включила следующие виды театра: пальчиковый, настольный, перчаточный, из конусов, маски и костюмы для разыгрывания сказок.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

 Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре- драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр - драматизаций:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Мы знаем, что существуют различные виды театров.

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т. д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

5. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, память, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, смелости, честности, формируют понятия добра и зла.

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально- личностными особенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому- преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие- наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме и содержанию.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

Сухомлинский В. А.: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству.

практикум для воспитателей. родителей и учителей младших классов  "Театрализованные игры" для детей младшего возраста...

"Театрализованные игры- путь к детскому творчеству"

консультация для педагогов. рольтеатрализованных игр в жизни ребёнка....

Мастер-класс «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»

ЦЕЛЬ:  Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.- Расширение знаний  у  педагогов о театрализов...

МАСТЕР_КЛАСС: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ «

ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Расширение знаний  у  педагогов о театрализованн...

Консультация для родителей. «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....