Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Занимательная сенсорика»
рабочая программа

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Занимательная сенсорика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_sens.2ml.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Антошка картинки\добро пожаловать.jpg

города Смоленска

ПРИНЯТО

На заседании педагогического

совете МБДОУ «Детский сад

№40 «Антошка»

протокол № _____от__       2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ № от_____2021г.

заведующий МБДОУ

«Детский сад №40 «Антошка

________  Ж.А.Соколова

                                                                                   

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Занимательная сенсорика»

Составитель: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»

Команенкова Дарья Павловна

2021 г

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА».

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
     В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
ПАСПОРТ КРУЖКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Цель работы: развивать у ребенка процессы восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Задачи: научить определять отношения выявленных свойств и качеств предметов и свойствам и качествам других предметов. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, развивать мелкую моторику рук,  учить планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, совершенствовать речь, дать возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, воспитывать терпеливость и познавательный интерес.

 В кружке есть необходимое оборудование к занятиям:

• Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Закрути пробочки», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Половинки», «Развивающее лото», «Ассоциации», «Что к чему», «Разноцветные дорожки» и т. д.

• Материал: разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы домашних и диких животных, овощи и фрукты, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор.

• ТСО: магнитофон, компьютер, колонки.

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

подгрупповая; индивидуальная.

Формы мониторинга и оценочные материалы.

Форма подведения итогов.

Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка  уровня сформированности следующих умений:

  • различать предметы по величине (большой – маленький, больше
  • меньше);
  • различать предметы по форме (кубик, шарик);
  • образовывать группы однородных предметов;
  • выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале .

Время проведения кружка:


Количество деятельности в месяц

День недели

Время

Продолжительность

Сентябрь(2)

понедельник/вторник

16:35

10-15мин.

Октябрь (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Ноябрь (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Декабрь (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Январь (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Февраль (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Март (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Апрель (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

Май (2)

понедельник/вторник

16:35

10-15 мин.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

НА 2021 - 2022

УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Тема

Кол-во

ОД

Цель

Материал

Сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

«Спрячь мышку»

1

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Игровое поле, картинка – мышка, квадраты 6 цветов

«В царстве фигурок-человечков»

1

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Круг, квадрат, треугольник

Октябрь

Лото «Цвет»

2

Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Игровые поля – карты и картинки 6 цветов.

«Кто где спит»

2

Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Круг, квадрат, треугольник, овал

Ноябрь

«Гости»

2

Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Круг, квадрат, треугольник, овал

«Окраска воды»

2

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Вода, баночки, гуашь

Декабрь

«Бусинки большие и маленькие»

2

Учить детей чередовать предметы по величине.

Шнурки, бусинки

«Кислое, сладкое, соленое»

2

Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Январь

«Найди предмет такой же формы»

1

Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

«Три квадрата»

1

Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Квадраты 3-х размеров

Февраль

«Достроим домики»

2

Развитие глазомера детей.

3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

«В царстве царя-Разноцвета»

2

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Цветные плоскостные человечки, цветные карточки - домики.

Март

«Орнамент»

2

Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы

Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера

«Магазин»

2

Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»)

Апрель

«Радуга»

2

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет

Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги

«Чудесный мешочек»

2

Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу

Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Май

«Составные картинки»

1

Обучение  расчленению изображения

предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники,

образцы рисунков, составленных из

геометрических фигур

«Какой формы предметы в нашей группе»

1

Обучение зрительному  обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики

Приложение

Конспекты ОД по сенсорному развитию

«Спрячь мышку»

Цель:    Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход ОД. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того  же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«В царстве фигурок-человечков»

Цель:    Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..

Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.

Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход ОД.    Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает  названия этих фигур.  Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

«Лото «Цвет»

Цель:    Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход ОД. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

«Кто где спит»

Цель:    Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).

Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход ОД. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                  

«Гости»

Цель:    Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход ОД. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

«Окраска воды»

Цель:    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал. Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход ОД. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал. Шнурки, плоскостные бусинки.

Ход ОД. Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Кислое, сладкое, соленое»

Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Материал. Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Ход ОД. Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал. Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

«Три квадрата»

Цель:    Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход ОД. Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Достроим домики»

Цель:    Развитие глазомера детей.

Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

Ход ОД. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Достроим домики". Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.

«В царстве царя-Разноцвета»

Цель:    Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

Ход ОД. Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

«Орнамент»

Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Материал. Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).

Ход ОД. Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.

«Магазин»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход ОД. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

«Радуга»

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.

Ход ОД. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.

«Чудесный мешочек»

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход ОД. Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

«Составные картинки»

Цель:  Обучение  расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники для фланелеграфа.

Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.

«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель:  Обучение зрительному  обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Материал. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход ОД. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они форма. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе "Её величество-Сенсорика"

Цель организации кружка - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности...

Развлечение по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «В гостях у малышей - Стёпа»

Повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу....

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Её величество-Сенсорика»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начинает а...

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО-СЕНСОРИКА»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начинает а...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Её величество-сенсорика»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начинает а...