Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
консультация (младшая группа)

Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

9. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

«Заборчик»

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.

«Толстячок»

Наливаем воду в бочку -

Надуваем сильно щёчки

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

«Худышка»

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щеки втянуты.

«Трубочка»

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.

«Блинчик»

Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.

«Иголочка»

Как волшебник наш Николка –

Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

«Вкусное варенье»

Ах, какое наслажденье

Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Покормить киску молоком»

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперёд язык, кончик языка загибать вверх (Киска лакает молоко).

«Катушка»

Эта круглая катушка

Ниткам верная подружка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Лошадка»

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (Как лошадка цокает копытами).

«Грибок»

Вот грибок на тонкой ножке -

Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.

«Гармошка»

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Маляр»

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка “покрасить” нёбо от верхних зубов к горлу.

«Орешки»

Собираем мы без спешки,

Словно белочка – орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.

«Барабан»

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.

«Часики»

тик-так, тик- так –

Ходят часики -

Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

«Качели»

На качелях мы качались

И друг другу улыбались!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти, затем поднять широкий языка верхние зубы и удерживать под счёт от одного до пяти. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

«Индюк»

Ходят по двору подружки -

Две болтливые индюшки.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл-бл…”.

«Чистим зубки»

По утрам мы чистим зубки,

Любим песенки и шутки.

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам. Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

За период своей работы с детьми я выделила главные критерии адаптации ребенка к новым социальным условиям. В этот период происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Происходят изменения в привычных формах жизни.

Для ребенка, пришедшего вновь в детский сад, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него смятение.

Стоит обратить внимание в семье, что необходимо к концу первого года жизни сформировать у ребенка умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо научить ребенка пользоваться ложкой, включить в рацион разнообразные блюда. По возможности приучить ребенка к горшку и по возможности не пользоваться памперсами.

В период адаптации происходят следующие нарушения в привычном поведении ребенка:

• настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей возбудимость ( продолжительность – индивидуальна и составляет от недели до 1,5 месяца).

• сна.

Дети очень часто с трудом засыпают вечером, плачут перед сном. Утром детей бывает очень трудно разбудить. Недостаток сна сказывается на самочувствии ребенка (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

• аппетита.

Плохой аппетит привыкающих детей связан по причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

• понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, гораздо чаще, чем в обычном состоянии (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада делится на адаптационные периоды.

1. Легкая адаптация. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, без плача. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, интересуется другими детьми из группы и новыми игрушками. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Продолжительность легкой адаптации 1-2 недели.

2. Средняя адаптация. В общем состоянии нарушения выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается через более длительный период. Ребенок более эмоционально-возбужденbе по отношению к легкой адаптации. Отношение к детям, безразличное, но может быть и заинтересованным. Игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Продолжительность средней адаптации до 30 дней.

3. Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрики-вает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Мои рекомендации родителям детей, вновь пришедших в детский сад.

Спокойное утро.

Главное правило: спокойная мама - спокойный малыш!

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость. Разговаривайте с ребенком спокойным уверенным голосом. Иногда хорошим помощником является игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Сократите время прощания!

Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном. Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Твердо выполняйте обещания!

Если сказали, что заберете ребенка после обеда- забирайте в назначенное время!

Не обманывайте ребенка, не заставляйте его плакать, ожидая вас.

Выработайте порядок действий, которые повторяются раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит «спасибо» и «пока-пока»;

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Моя помощь ребенку на этапе адаптации к детскому саду

Предлагаю родителям первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребенка именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Я рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Каждый вновь поступивший ребенок находится у меня в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличиваю постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я применяю:

- колыбельные мелодии;

- ласкаю ребенка: поглаживаю;

В своей работе я веду тетрадь эмоционального состояния вновь прибывшего ребенка и контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаю по методике К. Печоры эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Что я хотела бы порекомендовать родителям.

К детскому саду ребенка нужно готовить заранее: рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.

Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

Если ребёнок с трудом расстаётся с родителями, я разрешаю маме в первый день быть с малышом в группе. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.

Мои рекомендации в том, что необходимо выдерживать режим дома. Ребёнок не может одновременно справиться с переменой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

Встреча вечером должна быть радостной. Не забудьте: ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком.

Хочу отметить ошибки родителей:

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

По моему опыту полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков

Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился  произносить сложные звук...

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....