обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»
материал

Ошроева Любовь Валерьевна

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс и повысить его эффективность. Компьютер для ребенка не только развлечение, но и инструмент познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Светлячок» д.Гавриловка

обобщение опыта работы воспитателя

Ошроевой Л.В.

Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

 

                         

                           2023год

Обобщение опыта работы за 2020 – 2023 учебный год

«Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Ф.И.О. педагога: Ошроева Любовь Валерьевна

Специальность: воспитатель

Образование: средне- специальное

Стаж педагогической работы:  более 10 лет

Квалификационная категория: высшая

Дата начала работы: сентябрь 2020 год

Дата окончания работы: май 2023год

«Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Введение

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы, развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах (в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС ДО), признается важнейшим национальным приоритетом. Одними из приоритетных задач дошкольного образования являются:

 Приоритетные задачи дошкольного образования.

  • разработка механизмов эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • разработка элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе

 В решении данных задач все шире проявляется роль интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

  Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютером, ноутбуком, интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, Интернет.

Алексей Николаевич Леонтьев - психолог, философ, доктор педагогических наук определил, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. 

 Новые задачи, поставленные перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС ДО. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы

Согласно ФГОС ДО, игра развивает творческую активность, инициативность, воображение, самостоятельность ребенка Способность ребенка предвосхищать последствия своих действий и прогнозировать оценку своего поведения другими детьми и взрослыми. Через игру ребёнок определяет свое место в системе общественных отношений. Игра способствует развитию субъектности ребенка, его самого. Ребёнок осознаёт свое «Я».

Дошкольник должен учиться через игры. Идя в ногу со временем, современный воспитатель применяет в своей работе интерактивные игры, которые проводятся при помощи интерактивной доски.

Актуальность педагогического опыта.

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс и повысить его эффективность. Компьютер для ребенка не только развлечение, но и инструмент познания окружающего мира.

Интерактивные игры значительно расширяют возможности предъявления информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала

Интерактивные игры формируют познавательный интерес дошкольников, развивают основные психические процессы:

  • речь;
  • внимание;
  • мышление, интеллект, творчество;
  • память;
  • воображение.

 Образовательные области применения интерактивных игр:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Описание передового педагогического опыта, его сущность.

За годы работы в системе дошкольного образования я поняла, что опыта владения традиционной методикой дошкольного воспитания и обучения и желания педагога недостаточно для успешного педагогического воздействия. Дети иногда не проявляют желания и заинтересованности к организованной образовательной деятельности, им не всегда интересны рассматривание статичных картинок или однообразные действия с предметами, фигурами, счетным материалом.

 В этом случае одним из средств оптимизации процесса обучения и воспитания могут служить инновационные формы работы.

Работать с интерактивной доской я начала сравнительно недавно (один год).  Для применения интерактивной доски я использовала свои навыки:

начальные знания устройства компьютера;

 работа в программах: Word , PowerPoint;

практика работы в Интернете.

Большая площадь поверхности превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

Возможности интерактивной доски позволяют детям выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, что способствует формированию графических навыков и развитию мелкой моторики.

Пока, в основном я использую интерактивную доску, как большой компьютерный экран.

Создание игровой образовательной среды с помощью использования интерактивной доски и применения интерактивных игр в процессе воспитательно-образовательной работы позволяет мне повысить мотивацию к познанию и приобретению новых знаний, закреплению приобретённых представлений у дошкольников.

Методика применения интерактивных игр позволяет мне активизировать и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Преимущества применения интерактивных игр перед традиционными методами и приёмами обучения:

1. Быстрота подачи информации;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика интерактивных игр способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

 3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

4. Позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

5. Возможность моделирования жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать и пронаблюдать в повседневной жизни;

 6. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности.

Применение мною интерактивных игр помогают мне дать детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни, а также проявить ростки дружбы, общие переживания, открыть большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, умение договариваться.  

В ОО «Речевое развитие» Интерактивные игры являются важным звеном и условием реализации задач речевого развития. В таких играх как: «Начинаю говорить», «Кто живёт в лесу», «Игры для Тигры» осуществляется решение многих задач речевого развития.

Интерактивные физминутки очень любимы детьми. Они учат дошколят  целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере; совершенствуют движения ребенка; повышают его физическую активность и эмоциональное благополучия.

        Теоретическая база опыта применения интерактивной доски интерактивных игр.

Экспериментально установлено, что:

  • при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции; использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия;
  • Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования

Интерактивная доска выполняет следующие функции:

  • мотивационная;
  • коммуникативная;
  • развлекательная;
  • самореализации;
  • терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности);
  • диагностическая;
  • коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру позитивных показателей).
  • социализация (усвоение норм человеческого общения.

Успех любой игры зависит от её организации. Она состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный

2. Проведение игры

3. Подведение итогов игры.

Интерактивные игры и задания обогащают представления детей, развивают речь, память, внимание, мышление, воображение, расширяют кругозор, заряжают энергией, дети испытывают радость – значит цель достигнута. Приступая к обучению, я стараюсь почувствовать настроение воспитанников: есть ли у них желание узнать что-то новое, или, наоборот, они утомлены и ничем не интересуются. Именно работа по методике “применения интерактивных игр” помогает мне целенаправленно создать атмосферу, которая помогает эффективно решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.

В процессе игры я создаю условия, способствующие активному вовлечению всех воспитанников в образовательную деятельность.

Мои функции, как педагога в использовании интерактивной доски:

  • инструктирующая
  • тренерская
  • руководящая
  • оценочная

Основными принципами является:

- опора на индивидуальные особенности воспитанников;

- создание и поддержание атмосферы творчества;

- реализация потребности ребёнка в развитии;

- тщательный отбор информации;

- соблюдение гигиенических требований

В своей практике я соблюдаю следующие гигиенические требования к применению интерактивных игр.

  • Использую интерактивные игры один раз в день, не чаще трёх дней в неделю;
  • Непрерывная продолжительность игровых упражнений не превышает

для детей до 3х лет до 5 минут; 3-4 лет- 5 минут, 5-6 лет – 10 минут, 6-8 лет 15 минут, для детей с хронической патологией, часто болеющих время применение сокращаю;

  • если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения - после консультации с врачом;
  • При использовании просмотра на интерактивной доске детей располагаю на расстоянии не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана;
  • после деятельности с использованием ИКТ провожу гимнастику для глаз.

Педагогический мониторинг показал, что гармоничное соединение применения интерактивных технологий с традиционными методами обучения способствуют значительному повышению эффективности образовательного процесса.

Вывод .

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Спасибо за внимание.

Литература:

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

 2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М., 2011.

 5.Ларских З. П. Психолого – педагогические проблемы использования компьютерных игровых программ в обучении и развитии дошкольников: Материалы к курсу по выбору – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011.

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

8. Бузмакова Светлана Владимировна http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-buzmakova/ispolzovanie-ikt-tehnologii-pedagogom-dou.html.

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовател...

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Пр...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...