Рабочая программа кружка «Сенсорика и Я» с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Бурова Жанна Юрьевна

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yasli_2023-24.docx268.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Рабочая программа кружка

«Сенсорика и Я»

с детьми раннего дошкольного возраста

Разработал: воспитатель первой

квалификационной категории

группы № 3

Бурова Ж.Ю.

НОВОСИБИРСК 2023

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в раннем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Актуальность:

Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году была разработана программа кружка для детей раннего дошкольного возраста «Сенсорика и Я».

Цель: создание условий для совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

2. Познакомить детей со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

3. Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства.

5. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

6. Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Форма работы:

Программа кружка «Сенсорика и Я» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Сенсорика и Я», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю (вторник /среда).

Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.

Общее количество занятий в год -35. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Формы подведения итогов:

1.        Отчёт о проделанной работе в виде презентации.

2.        Фото – отчет «Сенсорика и Я».

3.       Проведение открытого мероприятия.

Методы и приемы:

1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

2. Игровой метод (дидактические игры).

3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

4. Практический метод, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.

Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!

Формы организации:

- Групповая;

- Подгрупповая;

- Индивидуальная.

Ожидаемый результат:

1. У детей сформировалось умение выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.

2. Дети познакомились со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

3. Закреплены представления о разновидностях каждого свойства.

4. Развито умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства.

5. Развито внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

6. Дети научились применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Перспективное планирование работы кружка на учебный год

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Диагностическое занятие «Спрячь мышонка»

В режимных моментах

Выявить знания детей в области

сенсорных эталонов: цвета, формы

посредством дидактического

на начало года.

Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов.

Диагностическое занятие «Чудесный мешочек»

В режимных моментах

Выявить знания детей в области

сенсорных эталонов: цвета, формы

посредством дидактического

на начало года.

Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).

Дидактическая игра «Застёжки»

В течение дня

Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Тренажеры разной формы и цвета с различными застежками (пуговицы, молния, шнуровка, кнопка, липа).

Дидактическая игра «Собери урожай»

В режимных моментах

Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застёгивания пуговиц.

Панно «Сад и огород», овощи и фрукты на пуговицах.

Работа с родителями

Беседа «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»

В течение месяца

Познакомить родителей с понятием сенсорное развитие.

Папка-передвижка.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Октябрь

Дидактическая игра «Собери урожай»

В режимных моментах

Учить группировать предметы (помидоры и огурцы) по величине.

2 корзины, муляжи овощей (помидоры овощей) или плоскостной материал.

Дидактическая игра

«Собери яблоки (осенние листья)»

В режимных моментах

Учить группировать предметы по цвету.

2 корзины, муляжи яблок (листьев) разного цвета или плоскостной материал.

Дидактическая игра

«Подбери чашки к блюдцам»

В течение дня

Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.

Плоскостные изображения чашек, блюдцев разного размера и цвета.

Дидактическая игра «Подбери иголки для ёжиков»

В режимных моментах

Учить группировать предметы по цвету.

Ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, прищепки тех же цветов.

Работа с родителями

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей»

В течение месяца.

Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Папка- передвижка.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Ноябрь

Дидактическая игра «Волшебное поле»

В режимных моментах

Развитие узнавать и называть цвета.

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки основных цветов.

Дидактическая игра «Шарики»

В режимных моментах

Учить сравнивать предметы контрастных размеров, при сравнивании предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения.

Шарики разного цвета (4 основных цветов) и размера (большой-маленький).

Дидактическая игра «Яблонька»

В течение дня

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие сенсорного восприятия.

Изображения яблони, пуговицы красного, желтого, зеленого цветов, большие и маленькие.

Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»

В режимных моментах

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков.

Работа с родителями

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

В течение месяца.

Познакомить родителей с дидактическими играми, которые могут решить данную проблему.

Папка- передвижка.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Декабрь

Игра с крупами «Месим тесто»

В режимных моментах

Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук.

Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), миски.

Игра с крупами «Наполни банку»

В режимных моментах

Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук.

Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), пластиковые стаканчики, совок, пинцет.

Игра с крупами «Весёлые шарики»

В режимных моментах

Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук.

Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), шаблон с изображением воздушного шарика.

Игра с крупами «Ягодки»

В режимных моментах

Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук.

Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), шаблон с изображением ягоды.

Работа с родителями

Консультация «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Родительское собрание»

Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях.

Дидактические игры и демонстрационный материал.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Январь

Дидактическая игра «Укрась ёлочку шарами»

В режимных моментах

Упражнять в различении двух(четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

Шаблон елочки, шары основных цветов.

Дидактическая игра «Лото. Цветные варежки»

В режимных моментах

Упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Картинки с изображением варежки, основных цветов с разным геометрическим узором, геометрические фигуры: квадрат, круг.

Игра «Найди пару»

В режимных моментах

Формировать навык подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.

Изображение (парное) рукавиц, носков разных размеров, цветов.

Дидактическая игра «Помоги снеговикам»

В режимных моментах

Совершенствовать навык классификации предметов по размеру.

Изображение снеговика, ведра разных размеров.

Работа с родителями

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр. Конкурс – выставка «Творческая мастерская»

В течение месяца

Привлечь родителей к работе группы по изготовлению дидактических игр для занятий с детьми по развитию сенсорных навыков. Обучить родителей организации дидактических игр дома со своим ребёнком.

Информация о конкурсе в родительском уголке.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Февраль

Дидактическая игра

«Времена года» (Зима) «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками зимы на липучках.

Дидактическая игра

«Времена года» (Весна)

«Когда это бывает?»

В режимных моментах

Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками весны на липучках.

Дидактическая игра

«Времена года» (Лето) «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками лета на липучках.

Дидактическая игра

«Времена года» (Осень)

«Когда это бывает?»

В режимных моментах

Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками осени на липучках.

Работа с родителями

Оформление наглядных консультаций и информационных стендов по сенсорному развитию детей

В течение месяца

Расширить и углубить знания родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Консультация, памятка в родительском уголке.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Март

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В режимных моментах

Развивать тактильные ощущения детей.

Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).

Дидактическая игра «Овощной магазин»

В режимных моментах

Расширять представления детей о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Муляжи овощей, корзинки.

Дидактическая игра «Строим дом»

В режимных моментах

Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Конструктор деревянный.

Дидактическая игра «Большие и маленькие мячики»

В режимных моментах

Формировать у детей навык различать цвет и величину (большой- маленький); различать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Мячи разного размера, цвета.

Работа с родителями

Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

В течение месяца.

Познакомить родителей с использованием самых разнообразных предметов и материалов- воды, теста, круп, бумагой, звуками…

Папка-передвижка.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Апрель

Игра «Накорми поросёнка»

В режимных моментах

Развивать мелкую моторику рук.

Поросенок, фасоль или мозаика 2 цветов.

Игры с бельевыми прищепками

В режимных моментах

Развивать мелкую моторику рук.

Прищепки, шаблоны.

Дидактическая игра «Бусы»

В режимных моментах

Укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию; различать предметы по форме, цвету и материалу; развивать усидчивость.

Шнурки разного цвета, бусины разного цвета, формы, размера.

Игра «Собери картинку»

В режимных моментах

Закрепить умение воспринимать, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание.

Разрезные картинки.

Работа с родителями

Папка-передвижка «Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

В течение месяца.

Познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей.

Папка передвижка.

Месяц

Формы работы

Организация деятельности

Задачи

Оборудование

Май

Диагностическое занятие «Сладкие ягоды»

В режимных моментах

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Подносы основных цветов – 4 шт., изображения фруктов и ягод, выполненные из картона таких же цветов - по 10 шт., каждого цвета.

Диагностическое занятие «Подбери заплатку»

В режимных моментах

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Шаблоны одежды, «заплатки».

Работа с родителями

Презентация «Сенсорное воспитание через дидактические игры»

Родительское собрание

Информация для родителей.

Презентация, ИКТ.

Заключение:

Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т. д, но и всему, что связано с ними.

Список использованной литературы:

1.Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.

4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

6. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

7. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

8. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР 1 и 2 уровня )....

Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  (5- 6 лет)  МБДОУ «ЦРР &nda...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...