Рабочая программа кружка «Сенсорика и Я» с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 268.01 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Рабочая программа кружка
«Сенсорика и Я»
с детьми раннего дошкольного возраста
Разработал: воспитатель первой
квалификационной категории
группы № 3
Бурова Ж.Ю.
НОВОСИБИРСК 2023
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в раннем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность:
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году была разработана программа кружка для детей раннего дошкольного возраста «Сенсорика и Я».
Цель: создание условий для совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
2. Познакомить детей со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
3. Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства.
5. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
6. Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Форма работы:
Программа кружка «Сенсорика и Я» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Сенсорика и Я», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю (вторник /среда).
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.
Общее количество занятий в год -35. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов:
1. Отчёт о проделанной работе в виде презентации.
2. Фото – отчет «Сенсорика и Я».
3. Проведение открытого мероприятия.
Методы и приемы:
1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
2. Игровой метод (дидактические игры).
3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
4. Практический метод, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
Формы организации:
- Групповая;
- Подгрупповая;
- Индивидуальная.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформировалось умение выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.
2. Дети познакомились со способами обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
3. Закреплены представления о разновидностях каждого свойства.
4. Развито умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства.
5. Развито внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
6. Дети научились применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Перспективное планирование работы кружка на учебный год
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Диагностическое занятие «Спрячь мышонка» | В режимных моментах | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы посредством дидактического на начало года. | Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов. |
Диагностическое занятие «Чудесный мешочек» | В режимных моментах | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы посредством дидактического на начало года. | Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.). | |
Дидактическая игра «Застёжки» | В течение дня | Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Тренажеры разной формы и цвета с различными застежками (пуговицы, молния, шнуровка, кнопка, липа). | |
Дидактическая игра «Собери урожай» | В режимных моментах | Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застёгивания пуговиц. | Панно «Сад и огород», овощи и фрукты на пуговицах. | |
Работа с родителями | Беседа «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?» | В течение месяца | Познакомить родителей с понятием сенсорное развитие. | Папка-передвижка. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Октябрь | Дидактическая игра «Собери урожай» | В режимных моментах | Учить группировать предметы (помидоры и огурцы) по величине. | 2 корзины, муляжи овощей (помидоры овощей) или плоскостной материал. |
Дидактическая игра «Собери яблоки (осенние листья)» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. | 2 корзины, муляжи яблок (листьев) разного цвета или плоскостной материал. | |
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам» | В течение дня | Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине. | Плоскостные изображения чашек, блюдцев разного размера и цвета. | |
Дидактическая игра «Подбери иголки для ёжиков» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. | Ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, прищепки тех же цветов. | |
Работа с родителями | Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей» | В течение месяца. | Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома. | Папка- передвижка. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Ноябрь | Дидактическая игра «Волшебное поле» | В режимных моментах | Развитие узнавать и называть цвета. | Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки основных цветов. |
Дидактическая игра «Шарики» | В режимных моментах | Учить сравнивать предметы контрастных размеров, при сравнивании предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения. | Шарики разного цвета (4 основных цветов) и размера (большой-маленький). | |
Дидактическая игра «Яблонька» | В течение дня | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие сенсорного восприятия. | Изображения яблони, пуговицы красного, желтого, зеленого цветов, большие и маленькие. | |
Дидактическая игра «Спрячемся от дождика» | В режимных моментах | Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. | Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. | |
Работа с родителями | Консультация «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» | В течение месяца. | Познакомить родителей с дидактическими играми, которые могут решить данную проблему. | Папка- передвижка. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Декабрь | Игра с крупами «Месим тесто» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), миски. |
Игра с крупами «Наполни банку» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), пластиковые стаканчики, совок, пинцет. | |
Игра с крупами «Весёлые шарики» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), шаблон с изображением воздушного шарика. | |
Игра с крупами «Ягодки» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Крупы (манка, греча, рис, пшено, фасоль), шаблон с изображением ягоды. | |
Работа с родителями | Консультация «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» | Родительское собрание» | Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. | Дидактические игры и демонстрационный материал. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Январь | Дидактическая игра «Укрась ёлочку шарами» | В режимных моментах | Упражнять в различении двух(четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. | Шаблон елочки, шары основных цветов. |
Дидактическая игра «Лото. Цветные варежки» | В режимных моментах | Упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Картинки с изображением варежки, основных цветов с разным геометрическим узором, геометрические фигуры: квадрат, круг. | |
Игра «Найди пару» | В режимных моментах | Формировать навык подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память. | Изображение (парное) рукавиц, носков разных размеров, цветов. | |
Дидактическая игра «Помоги снеговикам» | В режимных моментах | Совершенствовать навык классификации предметов по размеру. | Изображение снеговика, ведра разных размеров. | |
Работа с родителями | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр. Конкурс – выставка «Творческая мастерская» | В течение месяца | Привлечь родителей к работе группы по изготовлению дидактических игр для занятий с детьми по развитию сенсорных навыков. Обучить родителей организации дидактических игр дома со своим ребёнком. | Информация о конкурсе в родительском уголке. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Февраль | Дидактическая игра «Времена года» (Зима) «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. | Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками зимы на липучках. |
Дидактическая игра «Времена года» (Весна) «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. | Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками весны на липучках. | |
Дидактическая игра «Времена года» (Лето) «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. | Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками лета на липучках. | |
Дидактическая игра «Времена года» (Осень) «Когда это бывает?» | В режимных моментах | Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. | Картинки с изображением определенного времени года, карточки с признаками осени на липучках. | |
Работа с родителями | Оформление наглядных консультаций и информационных стендов по сенсорному развитию детей | В течение месяца | Расширить и углубить знания родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. | Консультация, памятка в родительском уголке. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Март | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | В режимных моментах | Развивать тактильные ощущения детей. | Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.). |
Дидактическая игра «Овощной магазин» | В режимных моментах | Расширять представления детей о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. | Муляжи овощей, корзинки. | |
Дидактическая игра «Строим дом» | В режимных моментах | Развивать представления детей о форме, величине, цвете. | Конструктор деревянный. | |
Дидактическая игра «Большие и маленькие мячики» | В режимных моментах | Формировать у детей навык различать цвет и величину (большой- маленький); различать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. | Мячи разного размера, цвета. | |
Работа с родителями | Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» | В течение месяца. | Познакомить родителей с использованием самых разнообразных предметов и материалов- воды, теста, круп, бумагой, звуками… | Папка-передвижка. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Апрель | Игра «Накорми поросёнка» | В режимных моментах | Развивать мелкую моторику рук. | Поросенок, фасоль или мозаика 2 цветов. |
Игры с бельевыми прищепками | В режимных моментах | Развивать мелкую моторику рук. | Прищепки, шаблоны. | |
Дидактическая игра «Бусы» | В режимных моментах | Укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию; различать предметы по форме, цвету и материалу; развивать усидчивость. | Шнурки разного цвета, бусины разного цвета, формы, размера. | |
Игра «Собери картинку» | В режимных моментах | Закрепить умение воспринимать, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание. | Разрезные картинки. | |
Работа с родителями | Папка-передвижка «Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет» | В течение месяца. | Познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей. | Папка передвижка. |
Месяц | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Оборудование |
Май | Диагностическое занятие «Сладкие ягоды» | В режимных моментах | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Подносы основных цветов – 4 шт., изображения фруктов и ягод, выполненные из картона таких же цветов - по 10 шт., каждого цвета. |
Диагностическое занятие «Подбери заплатку» | В режимных моментах | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Шаблоны одежды, «заплатки». | |
Работа с родителями | Презентация «Сенсорное воспитание через дидактические игры» | Родительское собрание | Информация для родителей. | Презентация, ИКТ. |
Заключение:
Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т. д, но и всему, что связано с ними.
Список использованной литературы:
1.Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.
4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
6. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
7. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
8. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-477397-1443354453.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР 1 и 2 уровня )....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-970995-1510350784.jpg)
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-964763-1509076599.jpg)
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994966-1515856148.jpg)
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1167163-1607249849.jpg)
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1040651-1645959678.jpg)
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...