Артикуляционная гимнастика 2 младшая группа
картотека (младшая группа)

Гром Екатерина

Артикуляционная гимнастика 2 младшая группа

«Часики»

Тик – так, тик – так – 
Ходят часики – вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4,6раз.

2. «Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. «Окошко»

Рот приоткрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком». 
Зубки рядышком стоят 
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

4. «Варенье»

Нашей Маше очень смело, 
На губу варенье село, 
Нужно ей язык поднять, 
Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

5. «Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

6. «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

7. «Заборчик»

Широка Нева – река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны – 
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10

8. «Дудочка»

На дудочку губы положим, 
И даже сыграть на ней сможем. 
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

9. «Грибок»

На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

10. «Орешки»

Словно белки мы без спешки, 
Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

11. «Качели»

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

12. «Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

13. «Гармошка»

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

14. «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до5

15. «Пароход»

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

16. «Маляр»

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

17. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык – 
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

18. «Печём блинчики»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

19. «Заводим мотор»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

20. «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и

подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Раз, два, три – Язычок вверх подними.

Четыре, пять - Опустили вниз опять.

Ты, язык не обижай, На качелях покачай.

Подними его скорей, Ему станет веселей. Снова вниз опусти, И немного отдохни.

21. «Мал"

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,

ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Будет наш язык маляр,

Он нисколько не устал.

Красим небо, облака,

Маляра жизнь не легка.

Постарайся ты дружок, и покрась весь потолок.

22. «Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну,

то в другую щеку.

Любим с мячиком играть,

Им в ворота попадать.

Влево вправо, будет гол,

Удивительный футбол.

23. «Змейка»

Змейка под кустом шипит, (рот широко открыт, узкий язык)

Она высунет язык. (выдвинуть вперед и убрать в глубь рта).

Раз, два, три, четыре, пять - Уберет язык опять.

24. «Пароход гудит»

Губы растянуты, при длительном произнесении

звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и

нижними резцами, удерживать его в этом положении.

Пароход по морю ходит,

Громко песенку заводит.

Язычок вверх подними,

С пароходом погуди.

25. «Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх.

По крутой высокой горки,

Съехал вниз малыш Егорка.

Горка очень высока, покатает нас она!

26. «Автомат»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.

Автоматчик будешь ты, т-т-т – произнеси.

Быстро пули выпускай, метко в цели попадай.

27. «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося

Д-Д-Д.

Барабанщиков отряд, барабанят дружно в ряд.

Язычок ты подними, барабан изобрази.

28. «Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким

передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не

послышится: БЛ-БЛ-БЛ.

Индюк – очень важная птица,

И очень этим гордится. Бл-бл-бл – крчит индюк,

И пугает всех вокруг. Ты не бойся, подойди,

Индюка изобрази.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека24.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Часики»

Тик – так, тик – так – 
Ходят часики – вот так! 
Влево тик, 
Вправо так. 
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4,6раз.

2. «Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. «Окошко»

Рот приоткрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком». 
Зубки рядышком стоят 
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

4. «Варенье»

Нашей Маше очень смело, 
На губу варенье село, 
Нужно ей язык поднять, 
Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

5. «Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

6. «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

7. «Заборчик»

Широка Нева – река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны – 
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10

8. «Дудочка»

На дудочку губы положим, 
И даже сыграть на ней сможем. 
Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

9. «Грибок»

На лесной опушке, 
Где жила кукушка, 
Вырос гриб волнушка, 
Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

10. «Орешки»

Словно белки мы без спешки, 
Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

11. «Качели»

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

12. «Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

13. «Гармошка»

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

14. «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до5

15. «Пароход»

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

16. «Маляр»

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

17. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык – 
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

18. «Печём блинчики»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

19. «Заводим мотор»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

20. «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и

подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Раз, два, три – Язычок вверх подними.

Четыре, пять - Опустили вниз опять.

Ты, язык не обижай, На качелях покачай.

Подними его скорей, Ему станет веселей. Снова вниз опусти, И немного отдохни.

21. «Маляр

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,

ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Будет наш язык маляр,

Он нисколько не устал.

Красим небо, облака,

Маляра жизнь не легка.

Постарайся ты дружок, и покрась весь потолок.

22. «Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну,

то в другую щеку.

Любим с мячиком играть,

Им в ворота попадать.

Влево вправо, будет гол,

Удивительный футбол.

23. «Змейка»

Змейка под кустом шипит, (рот широко открыт, узкий язык)

Она высунет язык. (выдвинуть вперед и убрать в глубь рта).

Раз, два, три, четыре, пять - Уберет язык опять.

24. «Пароход гудит»

Губы растянуты, при длительном произнесении

звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и

нижними резцами, удерживать его в этом положении.

Пароход по морю ходит,

Громко песенку заводит.

Язычок вверх подними,

С пароходом погуди.

25. «Горка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх.

По крутой высокой горки,

Съехал вниз малыш Егорка.

Горка очень высока, покатает нас она!

26. «Автомат»

Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.

Автоматчик будешь ты, т-т-т – произнеси.

Быстро пули выпускай, метко в цели попадай.

27. «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося

Д-Д-Д.

Барабанщиков отряд, барабанят дружно в ряд.

Язычок ты подними, барабан изобрази.

28. «Индюк»

Приоткрыть рот, производить движения широким

передним краем языка по верхней губе вперед и назад,

стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не

послышится: БЛ-БЛ-БЛ.

Индюк – очень важная птица,

И очень этим гордится. Бл-бл-бл – крчит индюк,

И пугает всех вокруг. Ты не бойся, подойди,

Индюка изобрази.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГРУППЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДЛЯ ГРУППЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГРУППЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДЛЯ ГРУППЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ...

Артикуляционная гимнастика для группы свистящих звуков

Комплекс артикуляционных упражнений, способствующих выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц.  М...

Артикуляционная гимнастика средняя группа.

Картотека (средняя группа) на тему: Артикуляционная гимнастика (основной комплекс)Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была...

Комплексы артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков (карточки для родителей)  

Комплекс гимнастики для постановки свистящих звуков1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.2....

Артикуляционная гимнастика - младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей второй младшей группы (3-4 года)....