Беседа «Семья - как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка»
материал (старшая группа)

Петрова Клара Владимировна

     У каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасные люди в мире - его семья: мама и отец братья, сестры, бабушки и дедушки. Семья является важным фактором формирования духовно-нравственного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 «Тополек»

Беседа «Семья - как социальный институт духовно-нравственного

 формирования ребенка»

Воспитатель: Петрова К. В.

Новороссийск

Цель: формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций у воспитанников в семье.

     У каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасные люди в мире - его семья: мама и отец братья, сестры, бабушки и дедушки. Мы верим: любовь нашей семьи столь велика, что близкие всегда придут нам на помощь, оберегут от опасностей, подскажут, как следует поступить. Любовь близких безгранична: они верят, что мы хорошие, добрые, честные, старательные... самые-самые лучшие! Они нас очень любят и отдают всё тепло своих сердец. Так было во все века, есть и будет всегда.

      Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

      Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

      Семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, Она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжения человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей в физическом и духовном развитии личности.

      Семья является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся безучастия семьи, в большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития.

       Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, стариков. от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным условиям.

      В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

      Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

      Как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т. к. дети сближают, скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью. Супруги реже прибегают к разводам в случаях конфликтных вспышек, носящих, как правило, временный характер. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста.

      Важное значение в воспитании имеют родственные связи между братьями и сестрами. Кровные братья остаются братьями, даже когда у каждого своя жизнь, свои стремления, потому что в их сознании выработался «рефлекс соучастия», который лежит в основе отношений между ними.

      Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильней всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности.

      Если в семье один ребенок, его детство и дальнейшая жизнь во многом обеднены, т. к. он лишается крайне важных родственных связей (брат - сестра), которые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой.

     Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребенка часто имеют высшее образование, интеллектуальную творческую работу. У них есть возможность больше времени уделять ребенку, интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто пользуется единственный ребенок, создает основу для болезненной самовлюбленности. Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.          

      Однодетной семье часто бывает свойственно воспитание ребенка по типу «кумир семьи». В однодетной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей для непосредственных контактов ребенка с родителями, утверждение в ребенке чувства своей значимости для родителей. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности.

      Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычайно разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать.

       Большое воспитательное влияние на детей оказывают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей, более осмысленно, более бескорыстно и сосредоточенно. А именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие, открытость ребенка, который точно знает, кому важны его заботы и переживания, а кому нет. Если дети младшего возраста испытывают острую потребность в общении с бабушками и дедушками, то подростки и молодые люди все реже обращаются за советом к старшему поколению. У внуков есть другие советчики по всем жизненно важным вопросам, обладающие более широкой эрудицией и абсолютным авторитетом: писатели, газеты, журналы, телевидение весь этот могучий арсенал просвещения, который аккумулирует общечеловеческий опыт. Но помимо общих сведений и суждений, любому человеку важен опыт, накопленный собственной семьей.

        Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».

        Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей.

       Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически.

      Ребенок старше 6 лет начинает ощущать необходимость отцовской любви, его авторитета и руководства. Функция матери - обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца - учить его, руководить им, чтобы он мог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.

      Любить надо уметь. Чрезмерная или недостаточная любовь родителей Может пагубно сказаться на ребенке.

      Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей. А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

       Все родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Его корни - в поведении родителей, в их идейных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем укладе отцовской и материнской жизни. Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к нему внимание, то он будет их уважать по-настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные вопросы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское присутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам.

Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову - приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными по тону и содержанию.

      Сфера свободного времени семьи создает возможности прежде всего для воспитания детей, духовного развития членов семьи, их психической и физической подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное общение в рамках межпоколенного общения (родители - дети) приобретает черты воспитательной функции и предполагает совместное осуществление супругами досуговых занятий.

       Досуговое общение создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных функций,  некоторые из них осуществляются преимущественно в сфере досуга и отдыха, как, например, функция духовного потребления, восстановления физических сил и др.

     Особенно большим воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные традиции. Ими могут быть: семейные праздники, совместные прогулки, выезды за город и др. Традиции как основа, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

       В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточенные моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т. е. все то, без чего не может существовать семья.

      Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

       Взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека.

       Однако родители и воспитатели, семья и ДОУ часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитателей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению.

      Наиболее полезна для детей позиция родителей - друзей и помощников ДОУ и позиция воспитателей - друзей и помощников семьи. А для установления правильных взаимоотношений с ДОУ необходимо личное общение родителей с учителями и взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании, так  и в развитии в ДОУ, так и в семье.

УРОКИ ДОБРОТЫ

Воспитывайте в детях доброту!
Воспитывайте долго и упорно!
Душевную корчуйте глухоту,
Как в пахоте оставленные корни.

(Е. Мартышев)

  Добрые стихи для детей

  Пословицы и поговорки о добре и доброте

 Афоризмы, цитаты, высказывания о добре и доброте

 

Пословицы и поговорки о добре и доброте.

В добре жить хорошо.

Добро творить – себя веселить.

Делать добро спеши.

Добро худо переможет.

Доброе дело и в воде не тонет.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Добрым делом не кори.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Доброго чти, а злого не жалей.

Добрые дела и после смерти живут.

Доброе дело два века живёт.

Добра желаешь – добро и делай.

Добро поощряй, а зло порицай.

Доброе дело без награды не остаётся.

Доброе семя – добрый и восход.

Добрые слова дороже богатств.

Добро наживай, а худое избывай.

Добрые чувства – соседи любви.

Добродетель доброму не вредит.

Доброта без разума пуста.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой человек не проживет в добре век.

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

И собака старое добро помнит.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт.

Лень добра не деет.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

На добрый привет – добрый и ответ.

Не будет добра, коли меж своими вражда.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Никакое худо до добра не доведёт.

От доброго корня добрая и отрасль.

О добре трудиться, есть чем похвалиться.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

При солнце тепло, а при матери добро.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

С добрым жить хорошо.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Афоризмы, цитаты о добре и доброте

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

(Лев Толстой)
 

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

(Лев Толстой)

 

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

(Лев Толстой)

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

(Лев Толстой)

 

Капля добра лучше целой бочки философии...
(Лев Толстой)

 

Добро по указу — не добро.

(Иван Тургенев)


Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

(Блез Паскаль)
 

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

(Блез Паскаль)

 

Мы по опыту знаем, как велика разница между благочестием и добротой.

(Блез Паскаль)

 

Путем зла не доходят до добра.

(Уильям Шекспир)
 

Доброе желание извиняет и плохое исполнение.

(Уильям Шекспир)


Доброта в женщине, а не соблазнительные взоры завоюют мою любовь.

(Уильям Шекспир)

 

Душе израненной доброе слово — лекарство.

(Менандр)

Красота без доброты умирает невостребованной.

(Самюэл Джонсон)

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

(Мишель де Монтень)

Против всего можно устоять, но не против доброты.

(Жан-Жак Руссо)
 

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

(Жан-Жак Руссо)


Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

(Григорий Богослов)
 

Ни одного дня без доброго дела!

(Роберт Баден-Поуэлл)


Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.

(Джордж Герберт)

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

(Демокрит)

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

(Конфуций)
 

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

(Конфуций)

 

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

(Генри Дейвид Торо)

Доброта всегда одержит верх над красотой.

(Генрих Гейне)

Доброта лучше красоты.

(Генрих Гейне)
 

Прекраснейшая музыка души — это доброта.

(Ромен Роллан)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

(Людвиг ван Бетховен)

Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.

(Никола-Себастиан Шамфор)

В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.

(Шарль Луи Монтескье)

Великие люди способны на великую доброту.

(Мигель де Сервантес Сааведра)

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

(Ралф Уолдо Эмерсон)
 

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

(Марк Твен)

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. (Фрэнсис Бэкон)

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

(Джон Голсуорси)

Верх Счастья на вершине Доброты.

(Александр Поуп)


Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

(Виктор Гюго)

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

(Оскар Уайльд)

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

(Артур Шопенгауэр)
 

Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень: дистанция такова, что вы не можете промахнуться.
(Иосиф Бродский)


Чтобы быть справедливым, нужно для начала быть добрым. А быть добрым — это значит понимать, что все люди ошибаются.
(Адриано Челентано)

Не стоит принимать доброту за слабость, грубость за силу, а подлость за умение жить.

 

Добродетель в том и состоит, чтобы поступать правильно, пренебрегая ближайшей выгодой.
(П. Шелли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как социальный институт

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материально...

Статья: "Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка"

Семья  как социальный институтдуховно-нравственного формирования ребенкаУ каждого человека на земле есть самое родное место - то, где находится его отчий дом. В нём живут самые добрые и прекрасны...

Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....

Семья - первый социальный институт

        Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка,...

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни

Статья "Семья –  это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни"...