Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды
учебно-методический материал (младшая группа)

Янот Ксения Сергеевна

Применение многофункциональной трансформирующей ширмы позволяет педагогу создавать условия для поддержания детской инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности, способствовать эмоциональному благополучию и  всестороннему развитию каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionaya_shirma_kak_element_rpps.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно – пространственной среды»

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Именно поэтому, придя год назад в только что открывшийся садик, в абсолютно новую группу, можно сказать в «пустое пространство», где можно было творить, воплощать свои идеи, замыслы, где нужно было с «нуля» всё обустраивать – мне хотелось создать такую среду, которая бы позволяла каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо было учитывать то, что ведущаю роль в развитии дошкольников - игра, так как она обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества. А это и есть основная цель дошкольного обучения и образования. Так же я помнила о том, что среда, в которой будут находиться дети, должна выполнять определенные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую и коммуникативную. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Пространство в группе малыши очень часто используют одинаково. К примеру, в группе слева у стены стоят столы для самостоятельного творчества детей, по центу – столы для занятий, справа уголок «Природы»,  у окна уголок «ПДД», в дальнем углу игрушки и т.д. И так, каждый день. Подобная обстановка не мотивирует детей и не располагает к творчеству. При организации развивающей предметно-пространственной среды важно использовать мобильный материал. Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.

          Передо мной стала цель: создание  эффективной трансформируемой, развивающей  предметно-пространственной  среды, которая будет стимулировать развитие младших дошкольников.

Реализация поставленной цели, по моему мнению, стала возможна через решение следующих задач:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечить полноценное развитие младших дошкольников;

 2. Создать эффективную трансформируемую, развивающую предметно-пространственную среду, которая будет позволять педагогу создавать условия для поддержания детской инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности, способствовать эмоциональному благополучию и  всестороннему развитию каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

       Чтобы развивающая предметно-пространственная среда в моей группе выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла  к решению разработать и создать  многофункциональную, трансформируемую ширму которую можно использования в игровой, познавательно - образовательной и театрализованной деятельности детей. Многофункциональная ширма предоставляет детям возможность самостоятельно менять игровую среду, развивать мышление и творческую активность;  - воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре; - дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры. Многофункциональная ширма позволит педагогам создавать внутри одной комнаты пространство под разные задачи и не ограничиваться стандартной расстановкой мебели. Взрослые вместе с детьми могут менять облик помещения, по желанию превращая его в игровую комнату, комнату для занятий или зону отдыха. Создавая трансформируемую среду в детском саду, важно показать детям, что с пространством тоже можно играть и преобразовывать.

Описание трансформируемой ширмы.

 Ширма изготовлена из напольной передвижной стойки - вешалки на колесиках и обтянута с 2-х сторон тканью (плащевка), которая фиксируется к корпусу при помощи тканевых завязок, что позволяет ее легко снимать, стирать при загрязнении и полностью разбирать ширму для перемещения в другое помещение или на улицу.

       Каждая сторона ширмы представляет собой полотно с простроченными к нему полосами тесьмы - липучками и прозрачными кармашками разных форматов. Данное полотно мне помогла сшить родительница из моей группы. Размер ширмы 110 см * 80 см, диаметр труб – 25 мм. Преимущество ширмы в том, что её можно регулировать по высоте (опоры вешалки телескопические и регулируются в пределах 1,5 м), а также ее очень легко катать детям по группе, так как она на колесиках (конструкция очень легкая и совершенно безопасная). Так как ширма 2-х сторонняя, это позволяет детям играть одновременно с разных сторон ширмы в разные игры.

   Одну стороны ширмы дети могут использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики. К ширме идут контейнеры, в которых находится весь материал к игре. Например, я уже сделала 3 сюжетно-ролевые игры (3 контейнера с наполнениями, которые легко переносятся детьми по группе): «Кафе: «Радужный пикник»», «На приёме у врача» (тут идёт материал и иллюстрации к ролевой игре «Детская поликлиника», «Стоматология» и «Ветеринарная») и «Аптека». В будущем планирую подготовить материал для таких сюжетно-ролевых игр как: «Магазин», «Салон красоты», «Кинотеатр» и т.д. Важным моментом является то, что дети могут самостоятельно организовывать игровое пространство, предлагать интересные игровые замыслы, проявлять инициативу, распределять между собой роли, имеют возможность использования разнообразных атрибутов и иллюстраций. Применение ширмы в различных сюжетно-ролевых играх способствует развитию у детей творческих и коммуникативных способностей; обогащает социальный опыт.

      Вторая сторона ширмы так же имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы - липучками, предназначенными для крепления дидактических картинок, игр, счетного материала, а также для показа театра. Эту сторону ширмы можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности, в организованной совместной деятельности, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т.д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.      

Оборудование, изготовленное своими руками, носит развивающий характер, соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: насыщенность среды, трансформируемость, доступность, вариативность и безопасность

      Таким образом, применение многофункциональной трансформирующей ширмы позволяет педагогу создавать условия для поддержания детской инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности, способствовать эмоциональному благополучию и  всестороннему развитию каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов. Как писала Е.И. Тихеева: «Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

СЮЖЕТНАЯ ШИРМА КАК МАРКЕР РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Одним из ключевых аспектов выполнения ФГОС ДО является организация педагогами развивающей предметно-пространственной среды. Именно в этих условиях, по мнению ученых, развитие ребенка будет прохо...

Многофункциональность центра уединения в развивающей предметно - пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения....