Проект в средней группе «Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»
проект (средняя группа)

Королёва Юля Викторовна

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.

- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.

- формировать интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_charushin_srednyaya_gruppa_.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                  «Детский сад № 35»

_____________________________________________________________________________

Московская обл., г. Солнечногорск                                                                                                                 Тел.: 8(496) 264-12-22

Ул. Красная д.37а                                                                                                        E-meI: sunsad35@mail.ru

Проект

«Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»

                                                     

2022г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, познавательный

Продолжительность: долгосрочный (14.03.22 – 14.04.22)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Введение:

Слушая рассказы наших детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получили летом, отдыхая вместе с родителями, мы обнаружили, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах и у детей появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе с ними стали искать в книгах писателей – натуралистов: Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает, что он будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

 Больше всего дети заинтересовались произведениями Чарушина, поэтому мы решили вместе с ними подобрать и изучить его книги. В своей работе мы использовали методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, модели и схемы. Однако такой подход носил эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной.

Рабочая гипотеза:

Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с творчеством любого писателя-натуралиста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к художественной литературе, к миру животных: дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь. Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Новизна:

Состоит в том, что все формы реализации проекта, методы и приемы, использованные в работе с детьми, объедены одной проблемой – знакомство детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Объект исследования учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – развитие интереса у дошкольников к художественной литературе.

Цель:

Знакомство  детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И. Чарушина.

- углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина.

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов.

- формировать интерес к художественной литературе.

- способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений.

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (поговорки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание). Учить чувствовать и понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина, тем самым развивая у них литературную и художественную речь.

- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.

- расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

- создавать условия для поисково – исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

- организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей к художественной литературе;

- у детей появится интерес к самому процессу чтения;

- дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок;

- сформированность у воспитанников понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

- воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели;

- расширение знаний о животных;

- эффективность педагогической деятельности за счет организованных форм и средств обучения.

Тип проекта:

Краткосрочный.

 Участники:

Воспитатели средней  группы, дети 4-5 лет, родители.

Формы реализации:

1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2. Игры-драматизации;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

- чтение худ. литературы;

- художественное творчество;

- познание.

4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

6. Игровая деятельность:

- игры на плоскостное моделирование:

- загадки;

- мини-викторины;

- пословицы и поговорки;

- познавательные игры.

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- моделирование;

- пересказ;

- конструирование;

- аппликация;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация;

- рисование;

- лепка;

 - беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений;

Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- словесные игры.

Основные средства распространения информации о проекте:

- наглядное информирование родителей (родительский уголок);

- беседы;

- памятки «Воспитание у детей интереса к книге;

- фотогазета: «Наши домашние любимцы»

- акция «Подари книгу детскому саду».

Ресурсное обеспечение:

1. Книги писателя Е. И. Чарушина.

2. Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.

3. Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».

4. Настольно – печатные игры.

5. Модели-схемы по составлению рассказов.

7. Фонотека: «Лесная азбука», «Музыкальные картинки», «Малыш в деревне».

8. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши, восковые мелки)

Работа с родителями:

1. Вместе с детьми нарисовать иллюстрации к произведениям Е.И. Чарушина.

2.Пополнение книжного уголка книгами детского писателя – художника Е.И. Чарушина.

3.Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).

4.Чтение рассказов Е.И. Чарушина дома.

Организация среды, ориентированной на ребенка:

Для того, чтобы дети «погрузились» в тему проекта в группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности ребенка и позволяющей ему найти ответы на интересующие вопросы.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный (с 14.03.2022 по 18.03.2023)

1. Создание условий необходимых для реализации проекта.

2. Планирование мероприятий проекта.

3. Творческий поиск:

- в каких источниках можно найти информацию;

4. Разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина,

5. Поиск эффективных форм реализации проекта.

6. Отбор и систематизация дидактического материала.

2 этап – основной (с 17.02.2022 по 23. 03.2022)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

1. Организация и проведение обучающих занятий;

2. Организация и проведение разнообразных форм работы.

3 этап – итоговый (с 23.03. 2022 по 25.03.2022)

1. Сбор и обработка методических, практических материалов,

2. Обобщение материалов проекта.

3.Изготовление  фотогазеты «Мои любимое домашнее животное».

4.Итоговое занятие.

1 этап – подготовительный (с 14.03.2022 по 18.03.2023)

Мероприятие

 

           Цели

1.

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.

2.

Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе).

Пополнить библиотеку книгами о природе.   Продолжать формировать у родителей   и детей желание принимать участие в   проведении мероприятий.

3.

 

Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты).

Просвещать родителей.

4.

 

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.

Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.

 

 

 

5.

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения).

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.  

6.

Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

 2 этап – основной (с 18.03.2022 по 12.04.2022)

7.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина.

Развивать интерес к книгам о животном мире.

8.

Оформление книжного уголка.

Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

9.

Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?»,

«Страшный рассказ»,

«Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».

Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о   животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

10.

Лепка «Тюпа».

Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке.

11.

Чтение произведений Е.И. Чарушина о животных: «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка показался не глупым».

Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности.

13.

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

14.

Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса»,   «Галки и вороны».

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.

15..

«Книжкина больница» - ручной труд.

Учить   детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

 

16.

Игра – драматизация «Ветеринарная больница» (по про-изв. Чарушина «Никита – ветеринар».

 Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев произведения.

17.

Чтение произведений Е.И. Чарушина: «Воробей», «Волчишко», «Кролик», «Медвежата», «Яша».

Продолжать знакомить детей с творчеством Чарушина. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать бережное отношение к животным. Обобщать и активизировать словарный запас детей.

18.

Аппликация по произведению Е.И. Чарушина «Медвежата».

Закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

19.

Проведение цикла наблюдений за кошками в семье.

С помощью родителей развивать у детей исследовательские навыки.

20.

Проведение игр: настольно - печатных, дидактических, словесных творческих.

Закрепить образные обороты речи из произведений Е.И. Чарушина в играх.

21.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Поддерживать интерес к книге в сюжетно – ролевой игре.

 

3 этап – заключительный (с 12.04. 2022 по 14.04.2022)

22.

 

 

Фотовыставка. «Домашние любимцы»

 Организовать фото- выставку «Домашние любимцы».

23.

 

Обработка и оформление материалов проектов.

Проанализировать работу по реализации проекта.

24.

Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина.

 Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

25.

Литературная викторина Любимые животные Евгения Чарушина»

Закрепить интерес к личности писателя и его книгам, обобщить, систематизировать знания о произведениях Е.И. Чарушина.

 

Ожидаемый результат проекта:

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина:

а) библиотека произведений Е. И. Чарушина;

б) фонотека: «Лесная азбука», «Малыш в деревне», «Музыкальные картинки»;

в) уголок развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок;

г) фотогазеты  «Наши домашние любимцы»;

д) родительский уголок «Мир Чарушина»;

3. Сформированность у детей понятия, что книга - не только развлечение, но и источник познавательных интересов;

5. Повышенный уровень знаний детей о мире животных; 

Таким образом, проект «Животный мир Чарушина» дал детям возможность экспериментировать, синтезировать и применять полученные знания на практике, воспитанники научились наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятым общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде.

 Литература

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Средняя  группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей – М.: 2003.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Леонова А.В.  Коротовских Л.Н. Формы работы по приобщению детей к чтению, Роль детской книги в речевом развитии. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3-2009г.

Интернет ресурсы.

Приложение 1

Конспект занятия «Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Про зайчат» для детей 4–5 лет

Конспект занятия по ЧХЛ в средней группе (4-5 лет)

Тема: «Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина «Про зайчат»

Цель: познакомить детей с творчеством детского писателя Е. И. Чарушиным - рассказом «Про зайчат»

Задачи:

  • Формировать у детей умение понимать содержание рассказа и отвечать на вопросы предложениями;
  • поддерживать диалог с воспитателем и со своими сверстниками;
  •  упражнять в умении отгадывать и составлять загадки, построенные на описании и сравнении;
  • развивать речь, мышление, память, умение слушать своих сверстников и воспитателя; воспитывать внимательность, умение быстро отвечать на вопросы; 
  • воспитывать любовь, доброжелательность, заботливое отношение к животным.

Предварительная работа: беседы о животных, игры «Кто в домике живёт?» «Чей малыш?»

Материалы и оборудования: портрет Е. И. Чарушина, мягкие игрушки среднего размера: котёнок, зайчик, мелкие игрушки для игры в "Чудесный мешочек" : мышка, белочка, зайчик, матерчатый мешочек, книги Е. И. Чарушина, корзинка

Планируемый результат: дети внимательно слушают, отвечают на вопросы по содержанию

Ход занятия

Вводная часть. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель здоровается с детьми. Слышится жалобное мяуканье.

- Дети, я сегодня шла в детский сад и нашла вот этого маленького котёнка. Мне его стало жалко и я решила его взять с собой.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите, что делать, если вдруг вы нашли маленького, только что родившегося котёнка, зайчонка или птенчика?

- Можно ли его брать? Выживет ли он?

Ответы детей.

Подвести детей к выводу, что домашних животных можно приносить домой – они приспособлены к жизни в жилище человека.

А Домашние животные, это какие животные? (кошка, собака)

Основная часть. Содержательный этап.

Воспитатель: - Я знаю одного детского писателя, который очень много знал о жизни животных. Он писал о них рассказы и рисовал к ним иллюстрации. Зовут его Евгений Иванович Чарушин.

Воспитатель показывает портрет писателя.

-Сейчас я прочту вам настоящую историю, которая случилась на самом деле с двумя мальчиками, нашедшими маленького зайчонка. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин.

Чтение рассказа Е. И. Чарушина "Про зайчат"

Физкультминутка, гимнастика для глаз.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: -О ком говорится в рассказе? (о зайчатах)

-Как можно назвать зайчат по-другому?

-Каких зайчат нашли дети? (маленьких)

-Какими словами можно сказать о них?

-Они были такие крошечные и круглые, как…. На что похожи?

- Глазки у зайчишек, какие….(коричневые, как бусинки)

-Расскажите, как дети спасли зайчат? Кто помог им в этом?

- Вам понравился рассказ Е. И. Чарушина "Про зайчат"?

- А что вам понравилось больше всего в расссказе?

Воспитатель: -Ребята, а как вы бы поступили в этой ситуации?

Вывод из рассказа :

Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что прежде чем брать зверька, нужно выяснить, что ему нужно для жизни. Подвести детей к выводу, что диких животных приносить в дом человека нельзя – они не привыкли к таким условиям и могут погибнуть.

Рефлексивный этап.

Воспитатель

-Посмотрите, дети, к нам прискакал зайчик.

- Какие добрые слова вы ему скажите?

Дети передают зайчика из руки в руки и говорят добрые слова.

- Зайчику стало очень приятно и тепло от ваших слов и он хочет с вами поиграть. Будем играть с зайчиком?

Игра “Волшебный мешочек»

Воспитатель:- Садитесь кругом на ковёр. Посмотрите, с чем пришёл к нам зайка (С мешочком.)

Воспитатель: - Правильно. Да не с простым мешочком, а с чудесным. Послушайте, что говорит мешочек?

Я – чудесный мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется узнать,

Что там спрятано опять?

Воспитатель: - Как можно узнать об этом?

Ответы детей : не глядя, на ощупь определить, что лежит в мешочке.

Воспитатель

- Ребята! Нашему зайке очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться в лес, настала пора прощаться с нами. Давайте скажем ему: "До свиданья. Счастливого пути!"

Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: -о ком ребята мы сегодня говорили? (о зайце)

-какой рассказ вы послушали? («Про зайчат»)

-а заяц это какое животное: дикое или домашнее?

-Можно ли брать диких животных домой?

Вы все сегодня большие молодцы, внимательно слушали и отвечали на вопросы!

Приложение 2

Рисование иллюстрации к сказке Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» (средняя группа)

Тема:

Рисование иллюстрации к рассказу Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц?» (коллективная работа)

Цели:

Формирование умений:

1. Создания коллективные произведения в рисовании;

2. Проявления дружелюбия при оценке работ других детей.

Задачи:

1. Закреплять нетрадиционный способ рисования «тычком» тампонами из ваты и поролона, держа тампон вертикально, аккуратно пользоваться гуашью.

2. Упражнять детей в рисовании воробья по шаблону.

3. Развивать творческое воображение.

Способы:

Игровой приём («пришел в гости Тюпа» — силуэт котёнка из бархатной бумаги); показ с объяснением (рисование воробья по шаблону); помощь при определении, чем будет занят их (т.  е. детей) воробушек, куда он полетит; напоминание; рассматривание коллективной работы.

Средства:

по 1/2 листа альбомной бумаги на каждого ребенка, шаблоны (круг и овал, простые карандаши, тампоны из ваты и поролона, подставки, гуашь (черная и коричневая, большой лист белого «ватмана» для коллективной иллюстрации, фланелеграф, силуэт «котёнок Тюпа» из бархатной бумаги, крупные шаблоны для показа, таблица с разным расположением головы и туловища воробья («Угадай, что делает воробушек?», книга Чарушина Е. И. «Тюпа, Томка и сорока» (с авторскими иллюстрациями).

Предварительная работа.

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц?», знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Рачёва Е. М. и Чарушина Е. И.

Ход занятия.

Рисование.

Воспитатель: Ребята, помните как мы с вами рассматривали картинки из книжки Е. И Чарушина «Тюпа, Томка и сорока»?

Дети: Помним!

В. : Тогда вы наверняка помните, о чем говорилось рассказе «Почему Тюпа не ловит птиц?». Давайте вспомним, кого хотел поймать Тюпа?

Д. : Сороку! Тапок! Бумажку! Свою тень! Воробьев!

В. : Что ж, вы как слышу порядком забыли рассказ про Тюпу, но это не беда поскольку сегодня Тюпа пришел к нам в гости (показывает силуэт котёнка Тюпы из бархатной бумаги). Узнали? А кого ещё вы помните из рассказа про Тюпу, кого вы нарисуете? Давайте поучимся рисовать воробья! (показывает шаблоны круга и овала). Что это? Круг — это голова воробья. Овал — туловище. Прикладываем к листочку голову-круг, придерживаем пальчиками и обводим наш шаблон простым карандашом; теперь берем туловище-овал и также обводим карандашом. Пририсовываем клюв треугольничком, хвостик-напротив, крылья.

Воробьи летают вокруг Тюпы в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево (показывает на таблицах разные положения головы и туловища). Угадайте, что делает воробушек? А после этого раскрасьте тычком овал и круг, подрисуйте клюв, хвост, глаз.

В ходе рисования воспитатель помогает детям определиться, чем будет занят их воробушек, куда он полетит; держит если нужно шаблон; напоминает как держать ватный или поролоновый тампон так, чтобы воробьи на листе были пушистые.

В. : Кто закончил рисовать, кладёт свою картину на большой лист, где вашего воробья поджидает Тюпа. (дети раскладывают свои половинки альбомных листок с нарисованными воробьями на большой «ватманский» лист с силуэтом котёнка Тюпы в произвольном порядке). Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась! Вам понравилось рисовать иллюстрацию? Ну, мои милые художники, как мы назовём нашу общую картину? Найдите самого храброго воробья! А теперь покажите самого пушистого и задиристого воробья! Вы слышите, как воробьи кричат, галдят, чирикают над испуганным Тюпой?

Д. : Чив-чив-чив-чив!

В. : Ну, никакого терпения нет… И конечно, как вы помните, Тюпа испугался и убежал от них поскорее — только хвост и видели. А воробьи вдогонку ещё долго кричали:

Д. : Чив-чив-чив-чив!

Приложение 3

Конспект занятия по теме : пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Образовательная область: речевое развитие, познание.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Научить пересказу, используя рассказ Е. Чарушина.

Задачи:

Образовательные задачи:

-Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа, с использованием наглядной опоры,

-закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности,

- развивать умение детей называть птиц во множественном числе;

развивающие задачи:

-Продолжать развивать психические процессы: речь,память, внимание

Воспитательные задачи :

- Воспитывать уважение к родителям,

-воспитывать речевое поведение,умение слушать и говорить,слушаться взрослых.

Раздаточный материал: Схема с условными обозначениями, мольберт, перо, «птичий двор»,

Словарная работа: птичий двор, заквохтала, наседка.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает встать детям полукругом

Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, вашим друзьям. И поздоровайтесь, так как вам этого хочется. Посмотрите, что у меня в руках.

Показывает детям небольшое пуховое белое перышко.

Воспитатель: Что это? А какое оно?

Когда дети ответят, уточняет, какое оно - черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.

Воспитатель:

Перышко это не простое, а волшебное:

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

Воспитатель:

Интересно кто хозяин этого перышка?

Ребята, а вы хотите узнать кто хозяин пёрышка?

Отправимся за перышком и узнаем!

Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:

«Раз, два, три - перышко лети!».

Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.

Воспитатель:

Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор).

А как вы думаете, почему он называется птичьим двором?

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно!

Отгадывание загадок:

1. «Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает»

Кто это? (курочка)

Какого цвета курочка, какая она? (рыжая, пестрая, разноцветная)

2. «Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня.»

Кто это? Расскажите, какой ЦЫПЛЕНОК? (маленький, пушистый, как комочек)

Какого он цвета? (жёлтый, золотистый)

Чем они похожи?

Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (курочка – большая, цыпленок - маленький)

Какие цыплята? (маленькие, пушистые)

А курица - мама какая? (большая, добрая, заботливая, внимательная)

Вспомните, как в сказках говориться про курочку? (Курочка - ряба, пеструшечка, наседка)

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр.

Воспитатель: А сейчас, я вам прочитаю рассказ «Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин. Читается рассказ.

Ребята, вы слышали новое слово - заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем - заквохтала.

Вопросы к детям:

Как называется рассказ? (Курочка)

Кто его написал?

Про кого рассказ?

Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)

Что случилось? (Пошел дождик)

Что сделала курочка? (На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)

Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)

А кто не спрятался? (Два цыпленка)

Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка- мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут. (Игра проводится 2 раза.)

Воспитатель предлагает детям лечь на ковер, на спину и прослушать еще раз рассказ.

Воспитатель:

А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е. Чарушина «Курочка», вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы". Читается рассказ.

Воспитатель:

Кто хочет рассказать про курочку?

И предлагается двоим детям пересказать его, опираясь на схему, выставленную на мольберт, помогая, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель:

Как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Ярослав продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?

Воспитатель дает оценку пересказам детей.

Воспитатель:

Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить этих цыплят.

Рассказ Евгения Чарушина «КУРОЧКА»

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Приложение 4

Конспект занятия «Медвежата”» по произведению

Евгения Ивановича Чарушина.

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.

Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.

Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области  “Социализации”:

Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия.

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.

В области “ Художественное творчество”:

Продолжать учить рисовать  животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью

Учить детей правильно держать кисточку.

Развивать чувство фактурности и объемности.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение образов.

В области Физическое развитие”:

Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина ,Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам,  Е.И.Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается.”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушки,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты).

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст ,а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.(книга).

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Знакомство с автором.

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках,рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам.Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”,”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных.”Посмотрите ребята , какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята ,как  вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они?(Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где  они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили .повороты головой .Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили  Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом  они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот  так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много  интересного, нового, получили самые  первые и простые навыки наблюдения и ухода  за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать  и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных,  Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина,  рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники,  мы пришли, в лес и увидели медвежат  и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем  раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей.  Звучит тихая музыка. 

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос :

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина"

Цель. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.Задачи:1. Познакомить с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.2. Чтение рассказа Е.И.Чарушина "Почему Тюпу назвали Тюпой...

ПРОЕКТ «Художник и писатель - ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН»

Данный проект поможет познакомить детей с творчеством писателя и художника - Евгением Чарушиным....

ПРОЕКТ "Художник и писатель Евгений Чарушин"

Знакомство с биографией Е.Чарушина, творчеством писателя и художника...

Проект "Художник и писатель - Евгений Чарушин"

. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Знакомя детей с творчеством писателя, мы развиваем личность ребенка, его познавательные и творчес...

Знакомство с творчеством художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Познакомить детей с работами известного писателя Е.И. Чарушина...

Краткосрочный проект для средней группы «Художники –умельцы»(нетрадиционные техники рисования)

Актуальность темы - Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изо...

Проект "Художник и писатель - Евгений Чарушин"

Проект «Художник и писатель - Евгений Чарушин».Вид проекта: краткосрочный, познавательный, информационно-творческий.Цель: создание условий для развития воображения и художественн...