Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
материал

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Цели программы:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Основные задачи программы:

Образовательные:

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Основные формы и методы работы:

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

• «Маленький ученый»

• Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

• Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

• Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

• Детские халаты, фартуки;

• Схемы для проведения опытов;

• Журнал для фиксирования результатов.

• «Уголок природы»

• Календарь природы, модель календаря природы

• Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

• Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

• Воронки

• Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

• Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

• Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)

• Экологические наборы «Пруд»«Лес»«Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

• «Огород на подоконнике»

• Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

• Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

• «Умелые ручки»

• Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

• Детям предложены различные материалы:

• Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)

• Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

• Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

• Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

• «Экологическая тропа»

• Центр организован на территории детского сада.

• Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

1.5. Целевые ориентиры на начальном этапе работы с воспитанниками по программе по дополнительному образованию.

• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

• Желание заботиться о живых объектах природы;

• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

• Попытка оценивать свое поведение.

1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (формируемая часть).

Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непрерывной -образовательной деятельности представлены в виде таблицы.

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

Формы подведения итогов по проделанной работе :

1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в городе; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

II. Содержательный раздел

Основные формы и методы работы :

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Организовано «экологическое пространство» в помещении : групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории : экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Познание»

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

-сюжетно-ролевая игра -рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра

-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность. Проблемная ситуация. - сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра- экспериментирование -конструирование -исследовательская деятельность -беседа -проектная деятельность Проблемная ситуация. Во всех видах самостоятельной детской деятельности Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.

Октябрь

1. «Хлеб – всему голова

. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов.

 . Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»«Кто больше назовет». Игра-путешествие

2. «Зерновые культуры» П. З. Познакомить детей с зерновыми культурами.

Р. З. Учить детей отвечать на вопросы полны предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы.

В. З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение

3. «Почему зерно в землю сеют?» П. З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах.

Р. З. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.

В. З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом

 Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови»«Горшочек каши». Турнир знатоков

Ноябрь тема месяца : «Таинственное лесное царство»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Что мы сажаем, сажая леса?» П. З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Р. З. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

В. З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа

«Удивительный лес. Кора дерева» П. З. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Р. З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

В. З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». Игра-путешествие

«Что было бы, если…» П. З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Р. З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то», ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

В. З. Воспитывать бережное отношение к лесу. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игрЭкологическая игра

«Растения и животные леса» П. З. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях, грибах и животных леса нашего края.

Р. З. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

В. З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. Викторина

Декабрь

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Красная книга  П. З. Выявить какие растения и животные являются редкими Составить Красную книгу

Р. З. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь.

В. З. Воспитывать гуманноеэкологически целесообразное отношение детей к природе. Знакомство с Красной книгой. 

Р. З. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений, коммуникативное общение.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

Р. З. Развивать творческие способности, мышление.

      З. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе.

В. З. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное  отношение к своему здоровью. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. Конкурс по созданию творческих композиций

Январь

«Царица – водица»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Путешествие по глобусу» П. З. Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны).

Р. З. Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

В. З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек»«Мы – капельки». Беседа

«Свойства воды» П. З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Р. З. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

В. З. Воспитывать экономное отношение к воде. Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Проведение опытов

«В гостях у жителей подводного царства» П. З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.

Р. З. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

В. З. Воспитывать доброту, отзывчивость. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. Сюжетно-ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры охраны» П. З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Р. З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

В. З. Воспитывать экологическую культуру. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Экологическая игра

Февраль

«Загадочные явления в природе»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Что такое снег?» П. З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Р. З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

В. З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза).

«Зимние явления в природе» П. З. Закрепить знания о зимних явлениях.

Р. З. Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные.

Развивать творческую фантазию и воображение.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе Лепка снеговика. Исследовательская деятельность (встреча со Снеговиком)

«Тайна воздушного пузырька» П. З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Р. З. Формировать интерес к экспериментальной работе.

В. З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Определение направления ветра (ветреной рукав, игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком

«Летунчиком»)

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) П. З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Р. З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа»«снежные хлопья»«снегопад».

В. З. Воспитывать желание любоваться зимней природой. Наблюдения в природе. Изо творчество

Март

«В царстве комнатных растений»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Комнатные растения в уголке природы» П. З. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Р. З. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

В. З. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений, игра «Угадай растение». Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)

«Изучаем строение цветка» П. З. Учить детей определять части цветка.

Р. З. Учить описывать растения, опираясь на модели.

В. З. Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассматривание растений в уголке природы. Моделирование (создание моделей цветка)

«Что будет, если…» П. З. Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

Р. З. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями, формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если, то».

В. З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Экспериментальная деятельность

«Посадка комнатных растений» П. З. Учить правильной посадке комнатных растений.

Р. З. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

В. З. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Моделирование трудового процесса. Практическая деятельность «Мы – цветоводы»

Апрель

«Защитим природу!»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Человек – верный сын природы» П. З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Р. З. Развивать у детей творческие способности.

В. З. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Дидактическая игра с элементами драматизации

«Разработка экологических знаков» П. З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Р. З. Развивать у детей творческое мышление.

В. З. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». Проект

«Юные спасатели» П. З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Р. З. Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

В. З. Воспитывать экологическую культуру. Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Сюжетно-ролевая игра

«Сказа ложь, да в ней намек» П. З. Познакомить детей с экологическими сказками.

Р. З. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

В. З. Воспитывать любовь к природе. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Чтение экологических сказок

Май

«В царстве лекарственных растений»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» П. З. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Р. З. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности связную речь детей.

В. З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами)Эколого-природоведческая игра

«Удивительное рядом» П. З. Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Р. З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. Экскурсия по экологической тропе

«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) П. З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Р. З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). Подготовка и проведение праздника

Ожидаемый результат:

• Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:

• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

• Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

• Желание заботиться о живых объектах природы;

• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

• Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Экологическое воспитание дошкольников 3- 4 лет» на 2015- 2016 учебный год

Рабочая программа по теме: «Экологическое воспитание дошкольников 3- 4  лет» на 2015- 2016 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружкаПО   физическому воспитанию дошкольников«Школа мяча...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"

Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....