Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»
методическая разработка

Гайфуллина Светлана Васильевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42»

Мастер-класс для педагогов

«Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»

Автор:

Воспитатель

Гайфуллина С.В.

2023 год

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики.

2. Определить сущность взаимосвязи пальчиковых игр с речевым развитием детей дошкольного возраста.

3. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики, способствующих развитию мелкой моторики.

4. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

Прищепки, пуговицы, шнурки, цветные карандаши, массажные мячи, крышки от пластиковых бутылок, сухой бассейн с крупами, счетные палочки, бигуди.

Ход мастер - класса:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр».

Девиз нашего мастер-класса: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Вначале я хочу спросить у вас: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (Ответы).

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

          Актуальность этой работы заключается в следующем: Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:

* застегивать и расстегивать пуговицы,

*завязывать шнурки и т. д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные  - это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать детям от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. В случае, когда ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, прищепки, пуговицы, шнурки, цветные карандаши

Игры с прищепками.

Цель: Развить силу руки, соотносящейся с движением.

Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто. Поэтому, нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепить прищепки на край игрушечного ведерка или коробочки. Научить детей снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Открепить легче, чем прикрепить. Поэтому начинать нужно с таких упражнений. Затем покажите, как прищепка открывает свой «ротик». Скажите, что нужно нажать на прищепку, что бы она открыла свой «ротик». Можно назвать прищепку крокодильчиком.

«Наша мамочка устала»

Педагог показывает детям прищепки, рассказывает об их предназначении в быту, предлагает малышам рассмотреть их и поиграть с ними.

Показать каждому малышу, как тремя пальчиками прищепить прищепку к краю коробки. Держать прищепку следует вертикально. Действие сопровождается словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Так же можно поиграть с ребятишками в следующие игры с прищепками: иголки для ежика, солнышко, красивое дерево, рыбки.

Берутся не тугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2 Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5 Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2 Наши гуси у пруда

2 ---– 3 ---– 4---5 Га – га – га – га!

        «Котенок кусается» Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котенок-глупыш, 5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться –скажу тебе: «Кыш!».

Игры с пуговицами.

Цель: Развить мелкую моторику и точность движений сенсорного развития, воображения.

• Сортировка пуговиц (по цвету, размеру, количеству отверстий).

• Раскладываем пуговицы в ячейки (коробка из под конфет).

Цель: Развитие тактильного восприятия, концентрации внимания, усидчивости.

Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

«Качалочки»

- Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

Прокатываем карандаш между пальчиками, стараясь его не уронить.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

«Ладошки»

- Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Обрисовываем концом карандаша ладони, лежащие на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Игры с палочками (веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

• выполнить узор после выкладывания его взрослым;

• по конечному результату (образцу);

• по уменьшенной схеме;

• по словесной инструкции;

• выкладывание букв и цифр из веточек.  

«Палочки - невелички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное, чтобы не упали.

   «Собираем палочки».

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию палочки).

Клюв длиннее

Не видовал я,

Чем клювы у аиста  

И журавля.

 Игра с крышками

Пальчиковая игра с крышками «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко

Игра с узелками.

Игры со шнурками

Предлагаем ребенку нанизывать на шнурок крупные макароны, бусины и прочие мелкие предметы с отверстиями.

«Забавные узелки» (шнурок с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Игры со стихотворным сопровождением.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

«Тетери»

Как на нашем на лугу, Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук

Стоит чашка творогу, Соединяем руки перед собой, сделав круг

Прилетели две тетери, Помахали кистями рук, как крыльями

Поклевали-улетели. Соединить большой и указательный палец обеих рук, имитируя клюв. Снова помахать кистями рук, как крыльями

Игры манипуляции

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Раз, два, три, четыре – кто живет в моей квартире» и т. п.)

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Материал, рекомендуемый для самомассажа:

- мячики, горох, шишки, любая крупа, бигуди и др.

Игры с мячиками

«Мяч»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Игра с мягкими бигуди. Можно использовать как массажер, катая их между ладонями.

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Пальчиковый бассейн

Пальчиковые бассейны представляет собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой и т. п.).

Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания пальцев рук, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковый бассейн заполняется вначале более крупными предметами, а потом более мелкими. Высота бортика должна быть не менее 12-15 см, что бы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

Пальчиковый бассейн используется для выполнения различных заданий («Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее» и т. п.). Выбор задания зависит от вашей фантазии.

Наполнители бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

Игры в пальчиковом бассейне рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 минут.

«Горох и фасоль»

В пластмассовое ведерко (обрезанная пятилитровая бутылк). Насыпаем горох и фасоль, на дно мелкие игрушки.

В ведро насыпали горох и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили,

В ведре не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Рефлексия

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Тренируйте пальчики!

Станет руки сильней!

Головушка умной!

Речь красивой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...

Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».

С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для форм...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»....