Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Ларюшкина Зоя Викторовна

Материал методической разработки содержит беседы, игры и упражнения, способствующие нравственному воспитанию детей и направленны на раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vospitanie_gumannyh_chevstv.docx54.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 2 городского округа города Райчихинска

«Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста»

воспитатель:

Ларюшкина  З.  В.

Пояснительная записка.

     Развивать умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, партнёрские, бесконфликтные отношения с окружающими – одна из главных и трудных задач.  К огромному сожалению, количество негативных и даже разрушительных тенденций, готовых нанести урон нашим детям, не уменьшается, а нарастает. Взрослые обязаны помочь детям обрести нравственные ориентиры и принципы, приобщить их к миру человеческих ценностей, дать знание моральных   правил, сформировать навыки общения, уверенности в своих силах.

Проблема нравственного развития детей, которой посвящена данная методическая разработка, особенно актуальная и в связи с тем, что за последние годы отмечен рост детской возбудимости, аутизации, негативизма, агрессивности, тревожности и страхов, приводящих к нарушениям поведения.

Данный материал содержит беседы, игры и упражнения, способствующие нравственному воспитанию детей и направленных на раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. Работа проводится, как с проблемной подгруппой, так и целой группой детей.

Цель: воспитывать устойчивость интерес к разным видам деятельности.  Уметь сочетать  желания удовлетворять  свои потребности в игре,  занятиях с интересами сверстников.  Способствовать осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали.  

Основные задачи:

- Придать решению нравственных вопросов форму, наиболее доступную и интересную для детей.

- Обозначить через сюжеты картин и игр наиболее типичные ситуации   межличностных отношений.

- Упражнять детей в анализе воображаемых поступков с позиций моральных норм.

- Развивать с помощью бесед, игр и упражнений психические процессы, необходимые для успешного школьного обучения: внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление и речь.

- Воспитывать гуманные отношения между детьми в группе.

Предполагаемый  результат: К концу года дети должны:

  • осознавать последствия своих поступков;
  • оценивать возможные последствия;
  • формировать свои высказывания, составлять рассказы по картинкам и по воображаемым ситуациям.

Работа проводится как фронтально (два-три раза в месяц), так и с проблемной подгруппой (по мере возможности). 

Методический материал по кварталам

  1. Квартал

Сентябрь

 Беседа по картине «В игровом уголке»

Цель:  Учить справедливо, оценивать поступки сверстников и свои собственные. Закрепить правила поведения и общения.  Воспитывать гуманные отношения между детьми в группе.

План:

  1. Воспитатель предлагает  рассмотреть  картину.   Назвать: где происходит действие,  кто нарисован  на картине, что делает каждый ребенок.  Объяснить:  кто из детей  играет  правильно,  кто относится друг к другу по-доброму,  а кто не научился правильно играть,  поступает не дружелюбно.
  2. Беседа по картине;

- зачем  в группе  нужен  игровой уголок?

- игровой уголок один,  а  детей много.   Как  сделать,  чтобы игра в уголке была приятна всем детям?  Как правильно вести в игровом уголке?

- можно ли в игровом уголке бегать, расталкивать  детей, сбивать  предметы?  Почему?

- что делать, если  кто-то из детей  сидит один, скучает или даже плачет?  (Нужно позвать его поиграть,  предложить ему игрушку.)

- в какие игры (с какими  игрушками)  вы любите играть в группе?  А дома?

- во что играете в своём дворе?  Много ли у вас друзей.  Как правильно обратится  к  другим  детям,  и  предложить  поиграть  вместе?

- приносите ли  вы  игрушки  из  дома  в  детский  сад?  Даёте  ли вы их другим детям?  Почему?

- какой  поступок товарища  обрадовал  бы   вас?   Какой рассердил,  огорчил?  Почему?

- если вы не хотите играть  с кем-то из детей,  как следует поступить?  Можно ли отталкивать детей,  замахиваться  на  них?  Почему?

- кто в нашей группе поступает по-доброму?  Вам хотелось бы с ним дружить?

- вам хочется играть с драчуном?   Почему?

- хорошо ли ябедничать?  Почему?

Чтение  и анализ  стихотворения   «Ябеда»

А он упал и прямо в грязь…

Она чуть-чуть не подралась…

Володя ваш почти не ел…

Ваш Юра слишком тихо пел…

Про всех всё знает, всё расскажет,

О чем не спрашивают даже,

И за такой-то честный труд

Девчонку ябедой зовут.

Игра     «Хорошие поступки»

Цель:    Учить оценивать позитивные поступки, формулировать свои оценки и высказывания.

Краткое описание игры:

    Воспитатель раздаёт  каждому ребенку по одной картинке с изображением  хороших поступков.  После того как дети рассказали, что делают обитатели детского сада,  оценили поступки  и подробно объяснили  почему  хорошие,  воспитатель предлагает  назвать как можно больше хороших поступков  (угостить друга чем   ни будь  вкусным, дать поиграть  с машинкой,  помочь  починить велосипед,  убрать  за собой посуду, и  пр.)  За каждый правильно  названный хороший поступок ребенок получает  фишку.

   Выигрывает  тот,  кто  собрал  наибольшее  количество  фишек.

   

Октябрь

Творческий  этюд

«Когда  игрушки говорят»

Цель:  Учить четко,  формулировать  свои  высказывания,  составлять  рассказ по воображаемым ситуациям,  воспитывать  бережное  отношение  и игрушкам.

План:

Воспитатель  задаёт вопрос:

  • Что  надо сделать с игрушками, когда игра закончена и вы должны отправится на занятие или прогулку?
  • Приятно ли игрушкам валятся в куче на ковре?

Чтение стихотворения  Б. Заходера  «Песня игрушек»

Мы молчим, мы не плачем,

Когда нас бросают,

Мы вед знаем, что слезы

От бед не спасают.

Не заметишь обиды по нашему виду,

Мы ребятам прощаем любую обиду!

Оттого- то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют, скучают,

Оттого-то не знают, и знать не хотят,

Как мы верно и преданно любим ребят.

Воспитатель выясняет, любят ли дети игрушки, всегда ли убирают их на место, не ломают ли, не  бросают  ли  на  пол  (ведь игрушкам  тоже  может быть больно).

Предлагают представить, что игрушки ночью могут беседовать, обсуждать  отношения к ним детей,  жаловаться  на своих хозяев,   могут даже  путешествовать. Вызываю двоих детей, даю им по игрушке и прошу придумать и  пересказать их  разговор, если:

-игрушки жалуются друг на друга на детей в группе;

- игрушки  обсуждают свое ночное путешествие по детскому саду;

- игрушки хотят вернуться в магазин;

-игрушки очень довольны своей жизнью в детском саду.

Тематическое  рисование

«Ночные  приключения  игрушек»

Цель:  Закрепить  правила пользования  игрушками.   Учить убедительно, аргументировать  оценки  различных поступков.

План:  Воспитатель  предлагает  нарисовать,  что могли  делать игрушки ночью,  когда были в детском саду одни.

Дети внимательно рассматривают оснащение своего игрового уголка и изображают имеющиеся в нём предметы и игрушки в своих рисунках.   В  процессе  рисования  (или сразу  после  него дети по  очереди  рассказывают  придуманные истории.)

Ноябрь

Беседа по картине «Наши занятия»  

Цель:  Закрепить правила поведения и общения в ходе занятий.   Учить  убедительно,  аргументировать  оценки различных  поступков.  

План:  Дети рассматривают картину, и  рассказывают,  чем  занимаются  дети,  какие  именно занятие изображено  на картине,  что делает  воспитатель.  Затем проводится  подробный  анализ картины,  в ходе  которого  воспитатель  следит не  только за  правильностью тестов,  но и за составлением детьми  грамотных предложений.  

  •  Для  чего  в  детском  саду  проводится  занятие?
  •  Где  проходят  различные  занятия?
  •  Какие  занятия  проводятся  в  группе?
  •  Чему дети учатся  на  разных занятиях?
  •  Какие занятия вам особенно  нравятся?  Почему?
  •  Как  надо вести  себя  во время  объяснений  воспитателя?
  •  Можно ли во время  занятия  смотреть в окно,  сидеть,  отвернувшись от  воспитателя?  Поймет  ли  ребенок  в таком случае  объяснения воспитателя?
  •  На кого  надо  смотреть?  Кого  надо  слушать  во время занятия?  Почему?
  •  Как надо слушать  воспитателя, чтобы выполнить его задания?
  •  Что делают дети на картине?
  •  Как  надо вести  себя при работе  с красками?  С ножницами?  Почему?
  •  Все ли дети на картине правильно себя ведут?
  •  Сможет ли мальчик,  который  не слушает воспитателя,  хорошо выполнить задание?
  •  Что может  сказать такому  мальчику  его  сосед?  А  воспитатель?  

Чтение стихотворения М. Мариджана

Лепит девочка из глины

Ушки, лапки, хвостик длинный.

Удивляется мальчишка:

Вышла серенькая мышка.

Шепчет мальчику Алёнка:

-Посажу я мышку на пол,

Обмануть хочу котёнка,-

Он мне руку оцарапал.

Игра  «передача платочка»

Цель:  Учить  проявлять сочувствие,  доброту,  отзывчивость.   Воспитывать  стремление  к дружеским  взаимоотношениям.

Ход игры: Воспитатель включает магнитофон.   Звучит нежная приятная музыка.  Воспитатель объясняет  условия игры  и  сам передаёт  одному из  детей  красивый платочек,   перечисляя  при этом несколько достоинств ребёнка:

«Мне  нравится,  что ты всё время улыбаешься,  каждый  раз здороваешься первым,  убираешь  за собой игрушки, стараешься на занятиях.  Тот,  кому передали  платочек,  поступает также.  Дети  сами выбирают  ребёнка,  которому  хотят  передать платочек.  Если в группе  оказываются дети,  которых  другие не хотят  хвалить,  это  делает взрослый.

   В  заключении  воспитатель  обобщает:  «Нам нравятся  в  других детях доброта, желание помочь,  трудолюбие,  весёлость…».

Тематическое рисование  «Подарок другу»

Цель: Воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.  И интерес  к  данному  виду деятельности.

План:  Воспитатель  напоминает детям,  что  очень  приятно делать добрые  дела для  других  людей.  Например, приятно дарить подарки. Но пока дети  не работают, поэтому они не могут купить друзьям то, что им хочется.

Воспитатель  говорит, что можно всё-таки сделать так, чтобы друг получил задуманный подарок.  Для этого надо  его  нарисовать и отдать рисунок,  другу.      

             Ему будет очень приятно.  Дети  рисуют и подробно объясняют,  что именно они решили подарить,  другу и для  чего ему нужен такой предмет.

   

  1. квартал

Декабрь

Игровые упражнения  «выдержанный человек»

Цель:  Развивать умение правильно вести в различных ситуациях,  в том числе конфликтных, ситуациях.  Воспитывать гуманные отношения между детьми в группе.

План:  

  • Воспитатель предлагает, чтобы  вышел вперёд тот из детей, кто готов выдержать испытание, считает себя сильным и храбрым.  Вышедшего ребёнка воспитатель просит выполнить мимику и позу выдержанных, храбрых киногероев.    Затем,  придав лицу соответствующее выражение и приняв соответствующую позу,  ребенок  встаёт перед группой.
  • Воспитатель  объясняет детям, что выдержанный человек не грубит, не дерётся,  он действует не кулаками, а с помощью слов.  Выдержанный человек потому так и называется, что не торопится, выдерживает какое- то время, всегда обдумывает ситуацию, а затем спокойно объясняет другому человеку, в чём тот не прав.

Затем проигрываются ситуации, когда « выдержанного человека»             дразнят, дергают за рукав,  у него что-то отнимают и  т. п.

  • Воспитатель направляет поведение высказывание детей в нужное русло.

Чтение  и анализ стихотворения  Ю.  Мориц

     Тот храбрее, кто добрее.

Тот сильнее, кто умнее.

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками.

В ходе анализа стихотворения уточняется, как следует разрешать споры. (Выяснять,  обсуждать, терпеливо, спокойно высказывать  своё мнение, прислушиваться к мнению собеседников.)

Беседа по картине  « Чужая вещь» 

Цель:   Закрепить основные правила поведения в конфликтных ситуациях. Развивать фразовые и связные высказывания по  поводу анализируемых ситуаций.

План:    

  • Где происходит действие картины? В какое время года? 
  • Кто нарисован на картине?
  • Кто идёт впереди?  Кто идёт позади?
  • Для чего девочка с длинными волосами нарядилась в красивое платье?  Куда она направляется?
  • Уронила девочка?
  • Можно ли брать чужую вещь?
  • Что нужно сделать  с  упавшим браслетом?
  • Можно ли взять его себе?  Почему?  В каком случае браслет, найденный на улице,  можно взять себе?
  • Что надо сказать, когда тебе вернули потерянную вещь?
  • Можно ли забирать домой игрушки из детского сада?
  • Как правильно поступать с чужой игрушкой (принесенной из дома)?  Можно ли  класть такую игрушку в свой  шкафчик?
  • Что нужно делать, если  очень  хочется,  рассмотрит чужую  игрушку?

Чтение и анализ стихотворения  Т. Ткаченко

  Если в шкафчике у Кати

Кукла есть в красивом платье,

Или робот у Романа

Выпал на пол из кармана,

Вещь чужая (пусть хоть снится),

Брать без спроса не годится!

Творческий этюд  « Красивая заколка»

Цель:   Раскрытие нравственного и интеллектуального  потенциала детей. Закрепление основных правил поведения.

План:

  • Воспитатель помогает детям проиграть  ситуацию,  когда девочка находит спальне детского сада  красивую заколку.   Сначала  она берет заколку себе, а через некоторое время,  хорошо подумав, возвращает её хозяину.   Причём  хозяйка   в это время собирается  домой,  за ней пришла мама.  Роль  мамы исполняет воспитатель.

Январь

Беседа по картине  « Чья игрушка?»

Цель:  Учить анализировать наиболее типичные ситуации межличностных взаимодействий  сверстников.   Повышать  уровень  самоконтроля  за эмоциональным состоянием.   Воспитывать выдержку.

План:  Воспитатель  предлагает  рассмотреть картинку.

  • Где происходит  действие картины?
  • Что делают мальчишки?
  • Можно ли про игрушку из детского сада говорить  «моя»?
  • Как  правильно назвать все игрушки в детском саду?  (Общие.)
  • Если  ребёнок  принёс игрушку в детский сад и никому её не даёт, он правильно поступает?  Надо  ли в таком  случае нести  игрушку в детский сад?
  • Если ребёнок принёс  свою игрушку в детский сад, как он может с ней поступить?  Как поступить добрый ребёнок?  (Даст поиграть со своей игрушкой другим детям.)
  • Можно ли отнимать игрушку у другого ребёнка?  Что  надо  сделать,  если  тебе очень  хочется поиграть, а игрушку взял другой ребенок?  (Попросить,  договориться.)
  • Можно  ли  драться  из-за  игрушки?
  • Правильно ли  жаловаться воспитателю,  если вы  не можете  поделить игрушку?  Что нужно сделать?  (Договориться.)

Чтение  стихотворения  Т.  Ткаченко

Если у тебя отняли 

От конструктора деталь,

Или  кто-то без причины

Вырвал руль твоей машины,

Не спеши  кричать и драться,

На обидчика бросаться.

Знай,  когда обида жжётся,

Сильный,  умный - не дерётся!

Творческий этюд  «Моя игрушка!»

Цель:  Закрепление основных правил поведения в конфликтных ситуациях.  Повышения уровня  самоконтроля  за эмоциональным состоянием.

План:  Проигрывается  ситуация,  когда двое детей не могут поделить  одну легко       разбирающуюся игрушку.  Они тянут её каждый к себе и «ломают».

Анализируются варианты развития конфликта  (жалоба воспитателю,  слёзы,  драка  и пр.).  Проигрывается вариант, когда к  спорящим  подходит третий ребёнок  и  предлагает  свою  похожую  игрушку.

«Зрители»  при помощи педагога  дают  оценку  каждому  поступку.

   

Игра  «Коробочка добрых дел»

Цель:  Учить чётко,  формировать свои  высказывания, убедительно аргументировать  оценки  различных  поступков.

План: 

  • Воспитатель  показывает яркую разноцветную коробочку и объясняет,  что сейчас  дети будут вспоминать  добрые,  хорошие дела.  Напоминает,  что  добрые дела - это те,  которые  вызывают у окружающих  радость.
  • Предложить детям  припомнить или придумать и назвать  добрые, хорошие поступки.   Затеи  поставить коробочку на поднос,  а рядом  с  ним выложить не большую кучку  ярких  квадратиков.
  • Воспитатель начинает перечисление и продолжает  его,  когда фантазия детей иссякнет:  «Один  мальчик  построил  снежную горку.   Одна девочка помогла маме мыть посуду.    Один мальчик  спас  котёнка  от  собаки».    И  т. п.
  • Дети придумывают и опускают квадратик в коробочку.
  • Воспитатель делает заключение,   что  добрые дела  останутся  в  группе,  чтобы  сделать нашу жизнь лучше.

Чтение стихотворения   Н. Красильникова  «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне  каждый день

Только выйду за ворота-

Всем идущим на работу:

Кузнецу,  ткачу,  врачу -

« С добрым утром!» - я кричу,

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед,

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех,  домой  спешащих к чаю.

 

Февраль

Беседа по картине  «Если  другу  одиноко»

Цель:   Развития навыков общения,  чувства  со  переживания,  умение понимать других детей.   Повышения  уровня  самоконтроля  за   эмоциональным  состоянием.

 

План:  Воспитатель  предлагает  рассмотреть  картину

  • Где происходит действие картины?
  • Что делают дети?
  • Во что играют мальчики?
  • Где они играют?
  • Весело им или грустно?
  • Какое настроение у мальчика, который один сидит на стульчике?   Играть  лучше одному или с  другом?
  • Почему мальчик сидит один?
  • Как вы думаете:  можно  ли в группе детей чувствовать себя одиноким?  Когда так бывает?
  • Как поступает добрый ребёнок: пригласить  мальчика или будет  продолжать свою игру?
  • Что добрый мальчик скажет грустному мальчику?  Как следует поступить, если  в  группу  пришёл новый ребёнок?  Надо  ли ждать,  когда новичок  пойдёт к вам, или следует  позвать  его  в  игру самим?
  • Знаете ли вы, что ребёнку,  если он один, бывает трудно  подойти к нескольким  незнакомым  детям?
  • Как отнесутся к новичку воспитанные,  добрые  дети?

   Воспитатель объясняет,  что не нужно стесняться делать добрые дела.  У человека,  который помогает  другим,  всегда будет много друзей.

   Зачитать пословицу:  «Друга ищи, а найдешь,  береги.»    Уточнить с  детьми её смысл.

Игра  «Совушка  -  мудрая  головушка»

Цель:   Учить справедливо,  оценивать негативные поступки, чётко формулировать свои  оценки высказывания.  Воспитывать умение спокойно  отстаивать своё мнение.

План:  Воспитатель  раздаёт  по одной картинке с изображением плохих поступков обитателей детского сада.

Просит  представить, что подобный поступок увидела их воспитательница - Совушка – мудрая головушка и стала ругать шалунов.   Но животные, которые так поступили, никак не могли понять – в чём,  же их ошибки.

Воспитатель  предлагает  разыграть  сценки,  в которых  Совушка  объясняет шалунам их ошибки.   Вызывает детей парами:  одному  дают  игрушечную сову,  другому  -  картинку с изображением  плохого поступка.

Отмечаются те дети,  которые лучше  всех сыграли свои роли,  нашли самые точные  и убедительные слова.

  1. квартал

Март

Беседа  «Моя семья»

Цель:   Закрепить правила поведения в семье.   Развивать нравственные чувства.  Желание  помогать  им.

План:   Воспитатель  предлагает  поговорить  о том,  как правильно  общаться  с самыми близкими людьми – мамой, папой, бабушкой,  дедушкой,  братьями и сёстрами.

Назовите как можно больше лаковых слов о маме (ответы детей).    В  старину на Руси  отмечали  День матери и говорили:  «При солнышке тепло,  при матушке добро».  

Чтение стихотворения  «Матушка родная»

Чуть мерцает свеча

Мать ребёнка кормит,

Детское сердечко

Теплым светом полнит

Мать и поможет

Мать и укачает

Ласкою развеет

Горечи – печали

Подбодрит нас взглядом

Нежностью своею

Никого нет рядом

Матушки  роднее!

  • Часто ли вы говорите маме, что любите её?
  • Какие слова  вы говорите ей по утрам?
  • Как вы помогаете маме?
  • Как нужно относиться  к младшим братьям и сёстрам?

Чтение стихотворения  «Старший брат»

У меня есть старший брат,

С ним побыть всегда я рад!

С братом никогда не скучно,

Он всегда меня научит:

Сделать катер из бумаги,

Яркие раскрасить флаги,

Даже написать рассказ

Про мальчишек, вроде нас.

К бабушке и дедушке относитесь уважительно и бережно.   Они прожили длинную жизнь, накопили большой опыт, они многое знают и умеют.

Прислушивайтесь к их советам, выполняйте их просьбы,  старайтесь помогать, чем можете.

Чтение стихотворения   «Если бабушка болеет»

Если бабушка болеет,

Я на цыпочках хожу,

Сяду  у  её  постели

И тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку

И подбодрю добрым словом.

Прошепчу я ей на ушко:

«Скоро будешь ты здорова!

Только слушайся врачей,

Вовремя лекарство пей!»

  • Расскажите,  какие дела вы делаете всей семьёй?
  • Какие традиции есть в вашей семье?
  • Как вы встречаете гостей?

Этикет в семье.

  • Утром не забывайте приветствовать членов семьи словами  «С добрым утром!».    Это  знак внимания и любви к  близким.
  • Перед тем, как лечь спать,  пожелайте всем домашним спокойных  снов.
  • Заботливо относитесь к младшим членам семьи,  оказывайте им помощь, говорите слова одобрения и утешения.
  • Помогайте старшим членам семьи.    Проявляйте  заботу о них,  оказывайте им   знаки уважения,  выполняйте  их просьбы  и поручения.
  • Если обращаетесь  к  домашним с просьбой,  не  забывайте  сказать «пожалуйста»,  «будь добра».    Почаще  говорите слова  «спасибо»,   «благодарю».  Произносите эти важные слова негромко,  дружелюбно,  с улыбкой.
  • С уважением относитесь  к  труду родных по дому:

                приходя  с прогулки, не забывайте вытереть  обувь о коврик у дверей,  а потом  переобуться;

                пальто  или куртку аккуратно вешайте  на вешалку;

соблюдайте  порядок,  чистоту,  убирайте свою  комнату  или  детский уголок в комнате.

  • По чаще  предлагайте  родным,  занимающимся  делами по дому, свою помощь.

        Игровое  упражнение  «Мирилка»  

Цель:   Развивать  умение правильно вести себя в различных,  в том числе и конфликтных ситуациях.     Воспитывать  гуманные  отношения  между  детьми  в группе.

План:   Воспитатель  объясняет,  что если дети поссорились или, не желая того, обидели друг друга,  то это можно  исправить, если  вовремя  извинится и помириться.  

Разыгрывается  ситуация:  два медвежонка поссорились

  • Как же их можно помирить?
  • Напомню,  как мирятся те,  кто  поссорился;
  • Предлагаю  рядом  сидящих зацепить друг друга,  мизинцами и несколько раз повторить мирилку:  Больше  ссориться  не нужно мир и дружба, мир и дружба!

Апрель

Сюжетно -  ролевая игра  «Путешествие на луну»

Цель:   Учить детей  по интонации, жестам понимать настроение,  эмоции, самостоятельно выбирать  игру,  ведущего.  Развивать нравственные чувства  (дружбы,  патриотизма)  у детей.

План:   

  • Воспитатель предлагает построить космический корабль (стулья в форме корабля).     Готовиться к путешествию, садитесь, пристегните ремни.   Взлетаем!   (Звучит космическая музыка)

Корабль сильно поворачивает    влево.      А теперь - вправо, вперёд (Дети выполняют движения).     После приземления предложить поупражняться в невесомости (медленная музыка).

  • Дети видят перед собой жителей Луны – лунатиков мама, папа и сын о чём -  то разговаривают на не понятном языке (Дети по желанию изображают сценку).   Как вы думаете, что мама говорит сыну, а что он отвечает?   Что пытается объяснить отец?  По – моему, родители воспитывают малыша.     Они бранят его или пытаются чему – то научить?  (Дети по интонациям и жестам определяют).
  • Дети видят другую семью.   Родителей нет дома, и дети о чём – то  договариваются.   О чём?  (Изображают сценку).    Как  вы думаете,  дети играют,  или  ссорятся?    Как вы об этом узнали?    Давайте научим лунатиков играть.
  • Игры по желанию детей.    С помощью считалки выбирают ведущего.
  • Возвращение на землю (играет грустная  музыка)
  • Подведение итогов космического путешествия.

Игра   «плохие поступки»

Цель:   Учить справедливо,  оценивать позитивные и негативные  поступки.    Воспитывать стремление  к  дружеским  взаимоотношениям в детском  коллективе.

План:   Воспитатель предлагает  детям  представить,  что  в  лесном детском саду появились  обитатели,  которые  совершают  плохие поступки.     Делают  они это  так  часто,  что  получили  обидные  прозвища:

  • Кабан-хулиган,                                                     волк - зубами щелк,                      
  • Зайка-зазнайка,                                                     енот – все  наоборот,
  • Мышка-воришка,                                                бобёр – зол  да хитёр,
  • Куница - обидеть мастерица.

Воспитатель  предлагает  детям  ещё  раз послушать  каждое  прозвище,    а  затем  придумать  и  рассказать  историю о  плохом  поступке  каждого героя.

Воспитатель  направляет  фантазию  и  высказывания детей.     Затем  дети  совместно  с воспитателем  анализируют,   почему  поступок  того или иного  героя плох,  как надо  было поступить правильно.

В заключение воспитатель говорит,  что животные  поступали  плохо,  потому что  были ещё  маленькими.     Если дети  хорошо  объяснят   малышам  их ошибки,  они всё  поймут,  обязательно   извинятся за  свои  плохие  поступки,  изменятся  и  впредь,  будут  поступать  по–доброму,  по-хорошему.  

Творческий  этюд  «Прыгалки»

Цель:   Развивать фразовые и связные  высказывания  по поводу  анализируемых  ситуаций.     Развивать  навыки  общения,  чувства  сопереживания,  умения  понимать других детей.

  План:   Проигрывается ситуация,  когда  девочка  со скакалкой  прыгала, упала  и  подвернула  ногу.  Она  заплакала  от  боли.      Мальчик  который  был  рядом,  назвал  девочку  плаксой,  махнул рукой и отошёл.    Подружка девочки  пожалела её,  помогла встать,  дойти  до  скамейки,   сбегала  за взрослым   (его роль играет воспитатель)

Затем подробно,  при участии  всех  детей  группы,  анализируются поступки  героев.  

 Май

Беседа  по  картине  «Кто виноват?»

Цель:   Учить предвидеть опасность  в  определённых ситуациях.   Закрепить правила безопасности.   Воспитывать такое нравственное понятие как честность.

План:   

  • Где происходит действие картины?
  • Какие лица у детей?  Чем они расстроены?   Почему дети испуганы?
  • Что случилось с цветком? Как это случилось?
  • Почему нельзя бегать по группе?
  • Что может произойти?  Что может разбиться в группе?  Когда вещи бьются?
  • Что может сломаться в группе?  А дома?
  • Как нужно обращаться с мелкими и хрупкими предметами?  Можно ли играть с такими предметами?

С чем можно играть детям? А чем нельзя?

  • Можно ли дома играть с фарфоровой  посудой и стеклянной по ссудой? Почему?
  • Что нужно сделать, если хочется их взять?
  • Можно ли детям брать без спроса приборы и инструменты?
  • Чем опасны градусник,    ножницы, пила, нож и пр.?
  • Можно ли включать без взрослых электроприборы (миксер, соковыжималку, дрель и пр.)?  Почему?  
  • Если вы случайно разбили или испортили какую-то вещь, что нужно сделать?  (Рассказать родителям,  воспитателю.)
  • Можно ли прятать испорченную вещь?

Чтение и анализ стихотворения

Если ты разбил случайно

Новый и красивый чайник,

Иль в стекло попал твой мяч,

То осколки ты не прячь,

Лучше к маме подойди,

«Виноват! – скажи. – Прости!»

Ведь за правду, каждый знает,

Мама сильно не ругает.

Честность, искренность ответов

Ей дороже всех предметов!

Упражнение  «Пословица недаром молвится»

Цель:   Учить детей заботится о тех, кто нуждается в помощи, проявлять сочувствия,   доброту, отзывчивость.   Воспитывать  умение спокойно отстаивать своё мнение.

План:   Воспитатель раздаёт  каждому ребёнку по одной картинке с изображением хороших  поступков  лесных обитателей.  Предлагает представить аналогичные поступки детей  и оценить их.   Вместе с воспитателем  выясняют, в чём положительная сторона каждого поступка  (доброта, помощь, забота и пр.).  Затем зачитываются  пословицы  и уточняется их смысл.   Совместно с педагогом  дети анализируют, к какому из поступков подходит каждое высказывание и в каких ещё жизненных ситуациях уместно так говорить.

Пословицы о дружбе

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Дружба дороже денег,

Дружба добрыми делами крепка.

Пословицы о труде

Без  труда не выловишь рыбку из пруда.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто рано встаёт – грибы себе берёт, а  кто сонный да ленивый – идёт после за крапивой.

Руки не протянешь -  с ветки не достанешь.

Любишь  кататься, люби и саночки возить.

Пословицы о доброте

С миру по нитке – голому рубашка.

Без добрых дел нет доброго имени.

Добро не горит,  не тонет.

Доброму слову добрый ответ.

Добро творить – себя веселить.

Список литературы.

Дурова Н. В.  «Очень важный разговор».    Москва – 2002 год.

Жучкова Г. Н.  «Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет.  С элементами  психогимнастики».   Москва – 2003 год.

Михайлова Е. Г.  «Нравственно патриотическое воспитание».  Москва – 2005 год.

Ткаченко Т. А.  «Формирование навыков общения и этических представлений у детей».  Москва 2005 год.

Шорыгина  Т. А.  «Общительные сказки: Социально – нравственное воспитание».   Москва -2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художе...

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций».

«Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых ситуаций»....

Дидактические игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать  совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к....