«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Михайлова Марина Викторовна

Календарное планирование образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействие с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_planirovanie.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»

Цель:

Совершенствовать способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнение нескольких предметов по основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов

Задачи:

1. Различать и называть все цвета спектра и ахроматические  цвета (черный, белый, серый), оттенки цветов (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплые и холодные оттенки.

2.   Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

3.    Использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетради).

4.  Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.

5.    Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

Сенсорное развитие дошкольников одно из направлений в познавательном и интеллектуальном развитии ребенка. Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Недостаточное развитие сенсорных способностей влияет на:

- представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

- расширение словарного запаса ребенка;

-возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- усвоение сенсорных эталонов;

-освоение навыков учебной деятельности;

- интеллектуальное развитие;

- наблюдательность;

- эстетическое чувство;

- развитие воображения, внимания.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха. Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой

форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы окружающей действительности. С целью сенсорного развития, ознакомления с новыми знаниями используются головоломки, развивающие игры, занимательные задачи и логические упражнения.

Образовательная деятельность с воспитанниками

Месяц

Тип мероприятия

Тема

сентябрь

Проведение педагогической диагностики определения уровня развития  сенсорных процессов у детей;

«Сенсорная таблица»

октябрь

Сенсорные игры на различение цвета, формы, размера

«Что можно сосчитать на прогулке?»

 «Что одинаковое по форме?»

«Что общего?» (группировка по признакам), «Что круглое?» (квадратное, треугольное) и др.

ноябрь

Сенсорные игры на изучение осязаемых свойств предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.д.)

«Приключение разноцветных шариков»

декабрь

Поисково-исследовательские игры

«Как разукрасить воду»

«Изготовление цветных льдинок»

январь

Игры на развитие сенсорных способностей

«Любимые сенсорные игры детей нашей группы»

февраль

Опытно-исследовательская деятельность

«Что в коробке»

март

Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти

«Скажи, что ты слышишь?»

«В мире звуков»

«Дятел», «Прохлопай, как я»

апрель

Игровые упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей

«Съедобное - несъедобное»

«Что приготовил повар на обед?»

май

Игры на развитие ориентирования в пространстве и во времени

 «Месяц, время года, часть суток»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Месяц

Форма мероприятия

Тема

сентябрь

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

«Что такое сенсорное развитие ребенка»

«Сенсорные игры и упражнения для детей»

«Сенсорные эталоны»

октябрь

Советы, рекомендации

«Использование дидактических игр как способ формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста»

ноябрь

Выставка семейного творчества

«Сенсорные игры с использованием природного материала»

декабрь

Обмен опытом

«Домашняя лаборатория для сенсорного развития детей»

январь

Консультация для родителей

«Как проводить обследования предметов и их свойств»

февраль

Родительская мастерская

  «Загадочная коробочка»

март

Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома

«Блоки Дьенеша - занимательная игра»

«Игры со счетными палочками» (на основе палочек Кюизенера)

апрель

Презентация в VK

«Сенсорное развитие дошкольников в различных видах детской деятельности»

май

Беседы с родителями консультации

«Экскурсии по различным темам и направлениям,

способствующим сенсорному развитию дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников

Мне хотелось бы привлечь внимание  к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей.  Как пока...

«ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО»

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем»....

Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами как средство развития познавательных способностей в условиях введения ФГОС в ДОО

В сообщении из опыта описана работа педагога с детьми 2- 3 лет по развитию сенсорных способностей воспитанникови влияние их на всестороннее развитие малыша. Приложены игры на формирование сенсорных эт...

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....

ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельн...

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников...