«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Календарное планирование образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействие с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие как средство развития интеллектуальных способностей»
Цель:
Совершенствовать способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнение нескольких предметов по основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов
Задачи:
1. Различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, белый, серый), оттенки цветов (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплые и холодные оттенки.
2. Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
3. Использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетради).
4. Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
5. Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).
Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):
Сенсорное развитие дошкольников одно из направлений в познавательном и интеллектуальном развитии ребенка. Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Недостаточное развитие сенсорных способностей влияет на:
- представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
- расширение словарного запаса ребенка;
-возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- усвоение сенсорных эталонов;
-освоение навыков учебной деятельности;
- интеллектуальное развитие;
- наблюдательность;
- эстетическое чувство;
- развитие воображения, внимания.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха. Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой
форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы окружающей действительности. С целью сенсорного развития, ознакомления с новыми знаниями используются головоломки, развивающие игры, занимательные задачи и логические упражнения.
Образовательная деятельность с воспитанниками
Месяц | Тип мероприятия | Тема |
сентябрь | Проведение педагогической диагностики определения уровня развития сенсорных процессов у детей; | «Сенсорная таблица» |
октябрь | Сенсорные игры на различение цвета, формы, размера | «Что можно сосчитать на прогулке?» «Что одинаковое по форме?» «Что общего?» (группировка по признакам), «Что круглое?» (квадратное, треугольное) и др. |
ноябрь | Сенсорные игры на изучение осязаемых свойств предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.д.) | «Приключение разноцветных шариков» |
декабрь | Поисково-исследовательские игры | «Как разукрасить воду» «Изготовление цветных льдинок» |
январь | Игры на развитие сенсорных способностей | «Любимые сенсорные игры детей нашей группы» |
февраль | Опытно-исследовательская деятельность | «Что в коробке» |
март | Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти | «Скажи, что ты слышишь?» «В мире звуков» «Дятел», «Прохлопай, как я» |
апрель | Игровые упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей | «Съедобное - несъедобное» «Что приготовил повар на обед?» |
май | Игры на развитие ориентирования в пространстве и во времени | «Месяц, время года, часть суток» |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Месяц | Форма мероприятия | Тема |
сентябрь | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | «Что такое сенсорное развитие ребенка» «Сенсорные игры и упражнения для детей» «Сенсорные эталоны» |
октябрь | Советы, рекомендации | «Использование дидактических игр как способ формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» |
ноябрь | Выставка семейного творчества | «Сенсорные игры с использованием природного материала» |
декабрь | Обмен опытом | «Домашняя лаборатория для сенсорного развития детей» |
январь | Консультация для родителей | «Как проводить обследования предметов и их свойств» |
февраль | Родительская мастерская | «Загадочная коробочка» |
март | Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома | «Блоки Дьенеша - занимательная игра» «Игры со счетными палочками» (на основе палочек Кюизенера) |
апрель | Презентация в VK | «Сенсорное развитие дошкольников в различных видах детской деятельности» |
май | Беседы с родителями консультации | «Экскурсии по различным темам и направлениям, способствующим сенсорному развитию дошкольников» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников
Мне хотелось бы привлечь внимание к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей. Как пока...
«ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО»
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем»....
Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами как средство развития познавательных способностей в условиях введения ФГОС в ДОО
В сообщении из опыта описана работа педагога с детьми 2- 3 лет по развитию сенсорных способностей воспитанникови влияние их на всестороннее развитие малыша. Приложены игры на формирование сенсорных эт...
Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста....
«Игры народов Крыма» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» для дошкольников старшего возраста)
ель: способствовать дальнейшему развитию и обогащению игр детей, повышая их воспитательное и развивающее значение, двигательную активность...
ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ как средство формирования интеллектуальных способностей воспитанников в свете требований ФГОС ДО
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Вектор педагогической деятельн...
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников...