Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья (младшая группа)

Юлия Константиновна Шефер

В данной статье описана работа воспитателя по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Шефер Юлия Константиновна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №94«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников", г. Кемерово

Многие из детей с ЗПР испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного. Ребёнок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака, но самостоятельно назвать цвет затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднён процесс распознавания предмета на ощупь.

Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, в первую очередь у детей ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.

Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.

Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

В плане организации коррекционной работы с детьми важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно её планирующей, регулирующей функции. В различных видах деятельности важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итоги выполненной работы.

Уровень развития ручной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью, существенно ниже, чем у дошкольников с сохранным интеллектуальным развитием. Кроме этого были выявлены существенные различия между детьми с лёгкой умственной отсталостью и с задержкой психического развития в степени сформированности общей моторики. Это обусловлено относительной сохранностью, у дошкольников с задержкой психического развития, механизмов, отвечающих за организацию тонких ручных движений.

Значительные трудности эти дети испытывают при застёгивании различных видов застёжек (пуговицы, застёжки-липучки, ремешки, кнопки и т.д.). Многим из них требуется демонстрация образца способа действия.

Если нормально развивающиеся дети в возрасте 3-4 лет в состоянии воспроизвести словесную инструкцию после однократного её предъявления, то дошкольники с проблемами интеллектуального развития не могут воспроизвести её или воспроизводят фрагментарно инструкцию даже в тех случаях, когда указанные в ней действия хорошо им знакомы.

Самообслуживание включает в себя следующее:

  • Освоение навыков приёма пищи;
  • Раздевание и одевание;
  • Гигиена тела;
  • Опрятности.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.

С этих умений начинаются более важные, в практическом отношении, навыки: умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, убирать за собой игрушки и т.д.

Итак, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

У детей среднего возраста с задержкой психического развития плохо сформированы навыки самообслуживания, поэтому я выбрала данную тему.

Основные задачи заключаются в том, чтобы:

  • Учить детей раздеваться и одеваться;
  • Закреплять у детей привычку аккуратно складывать вещи в шкафчики;
  • Воспитывать у детей культурные привычки;
  • Воспитывать у детей опрятность;
  • Учить самостоятельно умываться, мыть руки перед едой;
  • Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи;
  • Учить детей стирать мелкие вещи;
  • Учить детей аккуратно развешивать выстиранные вещи;
  • Учить детей мыть и вытирать пластмассовые игрушки;
  • Формировать у детей интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природных и бросовых материалов;
  • Учить детей выполнять простые хозяйственно - бытовые поручения по образцу и словесной просьбе взрослых;
  • Формировать у детей элементарные навыки уборки игровых уголков;
  • Воспитывать у детей доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу.

Для большинства детей с проблемами в развитии наиболее значимыми являются не учебные навыки, а овладение навыками самообслуживания, культурно- гигиеническими навыками, которые имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребёнка, упражнений в определённых действиях.

При обучении культурно-гигиеническим навыкам самообслуживания необходимо осуществлять следующие принципы:

  • Принцип последовательности; данный принцип заключается в том, что взрослые прививают детям навык выполнения тех или иных действий в определённом порядке. Например, при одевании или раздевании, при мытье рук. При переходе от одного режимного момента к другому (после прогулки необходимо вымыть руки и только после этого садиться за стол). - выработка положительных привычек.
  • Принцип постепенности; данный принцип осуществляется в постепенном привлечении детей к выполнению того или иного режимного процесса. Это обусловлено особенностями детей с проблемами в развитии и помогает воспитателю (помощнику воспитателя) уделять максимум внимания каждому ребенку, избегая скученности. Данный принцип способствует осуществлению планомерной работы с детьми.

Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны педагогов ДОУ и родителей.

Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимы следующие условия:

  1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий обстановка в групповом помещении (мебель, оборудование, игрушки), соответствующие возрасту, росту, психофизиологическим особенностям детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и эстетически привлекательные.
  2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго определенном порядке, на ряд операций.
  3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения. При этом характер действий неизменный, а формы разные.
  4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учитывая уровень его развития.
  5. Активная помощь взрослого детям в осуществлении действий (на начальном этапе), т.е. взрослый практически выполняет действия за ребенка, в некоторых случаях его руками, ногами, либо ребенок просто присутствует.
  6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
  7. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке.
  8. Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:
  9. Создание у детей предварительной установки на определенный процесс. Например, дети играют, а их уже следует пригласить на завтрак. Воспитатель обращается к детям «Посмотрите, Марина Ивановна принесла завтрак. Давайте убирать игрушки. Теперь пойдем помоем руки и сядем кушать(завтракать, обедать)».
  10. Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Воспитатель должен сопровождать все свои действия неторопливой речью, называть используемые предметы и действия.
  11. При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что у него все получится. Воспитатель должен обязательно похвалить ребенка и порадоваться каждому его новому достижению.
  12. Если ребенок научился выполнять какое - либо действие, необходимо предоставить ему возможность выполнить это действие самостоятельно, контролируя его и отмечая успех ребенка.
  13. В течении всего времени пребывания в ДОУ воспитатель должен следить за состоянием детей, подмечая в поведении ребенка характерную потребность.
  14. Закреплять последовательность действий связанных с самообслуживанем и культурно - гигиеническими навыками необходимо в процессе сюжетно - отобразительной игры.
  15. При проведении того или иного режимного момента не прибегать к насильственным действиям, (кормление, умывание, сон).

Для формирования навыков самообслуживания у детей, мною проведена серия занятий.

В своей работе я  использую:

  • Игры с водой, песком и природными материалами;
  • Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на одевание, раздевание, умывание, приём пищи и т.д.;
  • Игры - занятия с куклой;
  • Пальчиковую гимнастику;
  • Пальчиковые игры;
  • Художественную литературу;
  • Песенки-потешки.

Занятия проводились в течение всего года, это были подгрупповые занятия, индивидуальные, а также дети закрепляли приобретённые на занятиях навыки и умения в самостоятельной деятельности.

В результате занятий, у всех детей отличалась положительная динамика, сформировались навыки самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.Ключевы...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...