ДОП "Сказка" в младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

Закирова Елена Олеговна

 

Дополнительная  общеразвивающая

программа дошкольного образования

по театрализованной деятельности

«Сказка»

для детей младшей группы

от 3 до 4-х лет

(Срок реализации программы – 1 год)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_skazka.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3»

Принята

на заседании педагогического совета

от _________20_____ г.                            

протокол №______

     Утверждаю:

      _______________ С.В. Баженова                            

      Приказ от «  __ »__        20 _ г. № __

                             

             

Дополнительная  общеразвивающая

программа дошкольного образования

по театрализованной деятельности

«Сказка»

для детей младшей группы

от 3 до 4-х лет

(Срок реализации программы – 1 год)

Автор-составитель: Закирова Елена Олеговна,

                                                                                    педагог дополнительного образования

г. Шадринск, 2023г.

Пояснительная записка

Программа дополнительной образовательной услуги ориентирована на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, на раскрепощение личности.  

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Основными задачи:

  1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
  3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  4. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
  5. Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения, фонематического слуха.
  6. Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
  7. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Форма реализации программы – кружковое объединение.

Программа рассчитана на один год обучения – младшая  группа (3-4 года).

Отличительные особенности

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 15 минут. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии – групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа).

Развивающая среда группы организована с учетом следующих принципов:

- Принцип уважения к потребностям в движении, в общении, в познании.

- Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей данного возраста

- Развивающая среда имеет свободное пространство,  которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты.

Свободное пространство создается с помощью невысоких ширм с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения. Высота мебели в групповом помещении не превышает 75см, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Созданы следующие центры:

— центры сюжетно-ролевой игры;

— центр познавательно-речевой (книжный,  игры и оборудование для развития речи, театрализованные игры);

— центры искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской театрализованной деятельности.

Принцип функциональности.

В обстановке помещения только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, вариативны.

Принцип опережающего характера содержания образования.

Кроме материалов, которые предназначены детям определенного возраста, в обстановку включены приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.

Условия реализации программы:

 комфортная, доброжелательная атмосфера взаимопонимания и общности интересов;

создание и обновление предметно развивающей среды;

музыкально-постановочный репертуар, подобранный с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов детей;

наличие необходимых пособий, оборудования;

техническое обеспечение;

взаимодействие педагогов и родителей

Форма подведения итогов: драматизация эпизодов сказки.

В программе «Сказка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет определить уровень освоения воспитанниками содержания программы.

Диагностика проводится один раз в год, в конце учебного года       (май). Результаты обследования заносятся в таблицу-матрицу.

Фамилия,

Имя ребенка

Владение выразительными движениями и интонацией

Умение различать настроение персонажей

Умение пользоваться театральным оборудованием

В

СР

В

В диагностической таблице используются следующие обозначения:

В – высокий;

СР – средний;

Н – низкий.

На основе полученных данных делаются выводы, определяется какой форме деятельности необходимо уделять большее внимание, разрабатываются способы устранения недостатков.

Ожидаемые результаты:

  1.         Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Календарно-тематическое планирование реализации программы.

Месяц

Тема занятия

Цель

сентябрь

1

«Давайте

познакомимся»

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

2

«Лошадка»

Развитие имитационных способностей.

3

«Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок»)

пополнение словаря, учить выражать эмоции с помощью мимики.

октябрь

1 - 2

«Заюшкина избушка»

(пальчиковый театр)

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки.

3 - 4

«Маша и медведь» 

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки, развивать речь и умение строить диалог.

ноябрь

1 - 2

«Волк  и козлята» (обработка А.Н. Толстого) 

Познакомить детей со сказкой «Волк и козлята»; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

3 - 4

Сказка «Колобок »  обр. К. Ушинского  

Расск Расказывание сказки с помощью воспитателя; воспитывать  коммуникативные навыки  общения.

Декабрь

1

 “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.

Учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;

2

«Веселые зайчата»

Познакомить детей с пиктограммами, развивать мимическую выразительность.

3

Песенка «Жили у бабуси». Игра – импровизация на новогоднем утреннике (по сценарию утренника)

Создать условия для свободной импровизации

 

4

Театрализованная игра «Кто в гости пришел?» 

Развивать подражательные навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений.

Январь

1

«Теремок» обр.Е.Чарушина  

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми  театрализованной игры и активное участие в ней.

2

Колобок »  обр. К. Ушинского (кукольный театр) 

Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов

3

           

С  «

         Сказка «Лиса и заяц» 

Вызвать интерес к прослушиванию   сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям.

Февраль

1

Сказка «Репка» (настольный театр)

Учить управлять фигурами настольного театра.

2 -3

Восприятие и обыгрывание потешки «Тили-бом! Тили- бом!».

Развитие у детей умений художественного восприятия игровых образов, понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения.

4

«В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Рукавичка»)

Учить детей отгадывать загадки; воспитывать  коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением,  развивать воображение.

Март

1-2

Сказка «Колобок »  обр. К. Ушинского  (театр резиновой игрушки) 

 Рассказывание сказки с помощью  воспитателя; воспитывать  коммуникативные навыки  общения.

 

3

Упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик», и т. д.

Создать условия для сочетания в роли движения и слова, развивать чувство партнерства.

4

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Апрель

1 - 2

Драматизация сказки «Пых» 

Развивать   желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

3- 4

Игра Драматизации по сказке «Почему плакал котенок»

Создать необходимые  условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

Май

1 -2

«К нам гости пришли!»

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь;

3

Мониторинг

4

Мониторинг

Мониторинг освоения детьми программного материала

1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Диагностическая карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...