Консультация для педагогов ДОУ "ТРИЗ"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

Консультация разработана для воспитателей ДОУ по ТРИЗ, в которой раскрыты цели и задачи ТРИЗА, актуальность и принципы педагогического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_triz.odt25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ:

  • Развитие мышления (гибкость, подвижность, системность)
  • Развитие поисковой активности, стремление к новизне, речи.
  • Воспитывать творческую личность, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
  •  Решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ:

  • Программа коллективных игр и занятий, предполагающие самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности
  • Программа учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
  • Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Актуальность

    Способствует  развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта.

                   Благодаря использованию нетрадиционных методов и приемов – технологии ТРИЗ – способствует  дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.

1 этап - даются занятия  не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме много функционального использования  объекта.

        2 этап – «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

        3 этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует система игровых и сказочных задач.  

Принципы педагогического воздействия

  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ребенку право выбора
  • Принцип открытости – предоставлять ребенку работать с задачами , не имеющие единственного решения.
  • Принцип деятельности – в любое творческое задание , включать практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи – контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, во всех новых творческих заданиях  должны быть элементы прошлых заданий.
  • Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.

Основным понятием ТРИЗ является Противоречие (предъявление к одному объекту противоположных требований):

  • Противоречия во времени
  • Противоречия в ситуациях
  • Противоречия в количествах
  • Противоречия в погоде  

При возникновении противоречий есть два пути разрешения:

1 – компромисс (примирение противоположных требований, предъявляемых к определенной конструкции)

2 – выдвижение качественно новой идеи (или новой конструкции)

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности  ребенка, для этого существует целая  система методов и приемов

Методы ТРИЗ

Метод маленьких человечков – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире, между веществами, твердые, жидкие и газообразные.

Метод фокальных объектов – перенесение одного объекта на несколько других.

Метод «системный анализ» – позволяет определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

Приемы ТРИЗ

  • Индивидуальный
  • Коллективный  (эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск )

  «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка»

                                                                                           С.Н.ГИН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....