План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
материал (средняя группа)

Юлия Андреевна Казыкина

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,

заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном

обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических

чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка,

помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их

смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении

всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих

взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о

действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств,

глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление

добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и

явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является

незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка,

помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко

не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных

и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок

нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо

показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные

категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим

примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему

же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью

ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными

героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы

и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются

выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,

позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет

себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и

воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения

и послушания).

Задачи:

Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в

жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев,

учить давать оценку своему поведения и поведению других.

 

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в

воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

 

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму,

позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание,

почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт

человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное

отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть

отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному

состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную

минуту.

 

Перспективный план работы  на 2023-2024г.

Месяц

 

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями

на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»:

постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят»,

рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с

русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

 

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи

детей дошкольного возраста».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Декабрь

Декабрь 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

 

Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки,

лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по

поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних

условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и

когда рассказывать сказки».

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно

– нравственного развития личности ребёнка».

 

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная

система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как

подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

 

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

- Консультация для родителей: «Как читать сказку детям»

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

 

Методические приёмы:

1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для

малыша».

Апрель

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-

 

 нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание

иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные

картинки)

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

 

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,

заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном

обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических

чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка,

помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их

смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении

всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих

взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о

действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств,

глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление

добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы,

выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и

явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является

незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка,

помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко

не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных

и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок

нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо

показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные

категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим

примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему

же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью

ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными

героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы

и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются

выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов,

позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет

себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и

воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения

и послушания).

Задачи:

Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в

жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев,

учить давать оценку своему поведения и поведению других.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в

воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму,

позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание,

почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт

человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное

отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть

отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному

состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную

минуту.

Перспективный план работы на 2023-2024г.

Месяц

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями

на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»:

постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят»,

рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с

русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи

детей дошкольного возраста».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

Декабрь

Декабрь #1048;зучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки,

лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по

поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних

условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и

когда рассказывать сказки».

#1042;ыставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

#1048;тоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно

– нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная

система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как

подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

- Консультация для родителей: «Как читать сказку детям»

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

1. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

4. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для

малыша».

Апрель

#1048;зучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-

нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание

иллюстрации.

2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные

картинки)

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

3. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

#1044;обавить материал в театральный уголок.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию в подготовительной к школе группе "Нравственно-патриотическое воспитание"

планирование деятельности педагога по теме Самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе"...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2015-2020 уч. год. Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:- научить детей различать основные цвета;- познакомить детей с величиной и формой предметов;- сформир...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год  Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»...