Описание практики "Планирование образовательной деятельности, основанное на участии детей с ОВЗ"
методическая разработка (старшая группа)

Жирнова Наталья Владимировна

В основе детского планирования в группах компенсирующей направленности лежит визуальное расписание, так как для развития и обучения детей с ОВЗ принцип наглядности является одним из основных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности, основанное на участии детей с ОВЗ

В основе детского планирования в группах компенсирующей направленности лежит визуальное расписание, так как для развития и обучения детей с ОВЗ принцип наглядности является одним из основных.

Планирование осуществляется с помощью модели недели,   модели расписания НОД и карточек с пиктограммами режимных моментов и центров активности.

Удовлетворяя запросы родителей на успешную  коррекционную работу с детьми без обязательных коррекционно-развивающих занятий нам не обойтись, поэтому при планировании необходимо учитывать и обязательные дела, которые представлены на модели расписания НОД.

Составляя план деятельности на день, воспитанники последовательно выставляют карточки с пиктограммами режимных моментов и НОД на модели дня, оречевляют каждую, что важно для детей с ОВЗ.

Обсуждая с детьми планирование, педагог обращает внимание, что в течение дня у них есть свободное время, которое обозначается пустой карточкой. В это время  можно запланировать какую-либо совместную или самостоятельную деятельность (игра, чтение книг, рисование и т. д.).  Дети предлагают различные дела и в общем кругу, путем голосования (жеребьевки и т.д.) выбирается совместная деятельность. При планировании с детьми совместного дела предлагается отметить его карточкой с пиктограммой центра активности детей, в котором будет разворачиваться их деятельность.

Совместно запланированные дела, исходящие от детей, являются естественным стимулятором, т.к. дела, придуманные детьми – это и есть самая устойчивая, работающая мотивация.  

Когда дети видят заинтересованность взрослого, его поддержку и готовность помочь, они становятся более уверенными и у них повышается самооценка.

Каждый ребенок может почувствовать свою значимость – его «труд» важен, замечен детьми и взрослыми, он не просто играл, рисовал, делал опыты, а трудился. И мастерство взрослого в совместном планировании предусматривает умение реализовать, как индивидуальную, так и групповую коррекционную работу в рамках той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Если, по какой-либо причине, нет возможности запланировать день самим детям, это может сделать взрослый, но при этом допустить какие-то неточности (например: поставить прогулку после завтрака, упустить какой-то режимный момент или   не обозначить обязательные дела и т. д.). Но и этот вариант планирования проходит не без участия детей. Им предлагается устранить все неточности, дополнить пропущенные дела, выбрать и обсудить совместную деятельность, что также дает возможность ребенку почувствовать свою значимость.

Если ребенок не желает заниматься общим делом, у него есть право индивидуального выбора самозанятости.

К индивидуальному планированию ребенок с ОВЗ может перейти только тогда, когда он самостоятельно может осуществить выбор деятельности по интересу, самостоятельно организовать место для реализации задуманного и достигнуть результата своего выбора самостоятельно, а так же суметь презентовать результат своей деятельности остальным.  

Индивидуальное планирование представляет собой всё ту же модель недели с пиктограммами расписания НОД и режимных моментов, напечатанных на листе в личном альбоме воспитанника.  

Когда, при совместном планировании, ребенок выбирает деятельность по своему интересу, определяет центр активности, в котором будет разворачиваться его деятельность, подбирает необходимый материал для достижения результата, тогда в том центре ребенок берет коробку с набором дел (пиктограммы на стикерах) и вклеивает в альбом стикер, определяющий его деятельность (аппликация, с/р игра, д/игра и т.п.) на место, отмеченное пустой карточкой.

Опираясь на личный альбом, с индивидуальным планированием, ребенок с ОВЗ легко может рассказать о своей деятельности в детском саду не только окружающим в группе, но и презентовать это родителям и другим родственникам. Благодаря такой форме индивидуального планирования педагог может легко провести мониторинг разнообразия деятельности ребенка и при необходимости создавать условия для развития разносторонних интересов воспитанника. Родители могут отследить интересы ребенка и способствовать дальнейшему развитию его способностей и таланта в учреждениях дополнительного образования.

На наш взгляд, такого рода деятельность помогает детям с ОВЗ наглядно представить последовательность всего дня, спланировать свою деятельность, т.е. определить цель, шаги, чтобы ее достичь, получить результат работы, но при этом ребенок понимает, что есть обязательные дела, которые нужно выполнить, что формирует у детей ответственность за свою деятельность, самостоятельность, а в конечном итоге произвольность.

При этом важно, что у каждого ребенка есть возможность реализовать свои замыслы, идеи в течение дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по методике Ефименко Н.Н. с участием родителей "Легенда о материнской любви"

Непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по методике Ефименко Н.Н. с участием родителей БТИ - «ЛЕГЕНДЫ КРЫМА» СМИ – «...

ФРАГМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВАННЫЕ НА УЧАСТИИ ДЕТЕЙ

ФРАГМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОСНОВАННЫЕ НА УЧАСТИИ ДЕТЕЙ...

Фрагменты планирования основанные на участии детей

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"26109142","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2610914...

Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.

quot;Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/...