Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
методическая разработка (средняя группа)

Куртасова Галина Аркадьевна

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации

Из опыта работы Куртасовой Галины Аркадьевны победителя муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2022 году

Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему.

Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Поэтому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.

Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И. Е. Емельяновой, А. М. Матюшкин, А. В. Хуторского и др.

Я пришла работать в дошкольную образовательную организацию, коллектив которой поставил цель так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Именно поэтому тема моей работы: «Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации»

Национальная ассоциация одарённых детей определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста».

15 признаков одаренных детей по данным Национальной ассоциации.

1. Они говорят, как преподаватели.

2. Они замечают последовательности.

3. Они много читают.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

6. Они невероятно сосредоточены.

7. Они не по годам зрелые.

8. Они оригинальны.

9. Они — лидеры.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

11. Они полны сил.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

13. Они любят природу.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

15. Им интересно учиться.

Цель моей работы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Поиск и систематизация форм работы с одаренными детьми по равитиию творческих и интеллектуальных способностей;

2. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;

3. Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

4. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

5. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

6. Развитие своего социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Для решения поставленных задач я начала организовывать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого в сентябре, совместно с педагогом-психологом нашего учреждения, мы провели мониторинг, используя следующие методики:

• Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

• Тест Стэнфорд-Бине

• Методику «Карта одаренности» А. И. Савенкова

• Цветные прогрессивные матрицы Равена и др.

В настоящее время я работаю над созданием условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Я выстраиваю активное взаимодействия в системе «Педагог – ребенок – родитель».

Мне необходимо создать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием считаю опору на связи с семьями и коллективом нашего учреждения. Вместе мы создаем «уголки творчества», где имеются в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей, обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечиваем благоприятную атмосферу, ведь доброжелательность предоставляет детям возможности активно задавать вопросы. Мы поощряем высказывание оригинальных идей и используем личный пример творческого подхода к решению проблем. Мы не сдерживаем инициативу ребенка, не даем четких наставлений, помогаем действовать независимо. Не делаем за детей то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.

В своей работе применяю следующие формы работы с одаренными детьми :

- интеллектуальные игры;

- городские, областные конкурсы детского творчества;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- создание детских портфолио.

Использую формы работы с родителями одаренных детей :

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации;

- детско-родительские проекты.

Я уверена, впереди нас ждет много открытий, побед и достижений.

Используемые источники:

1. Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации в регионе | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

2. Консультация для педагогов «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» (doshkolnik.ru)

3. Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями" (infourok.ru)

4. Критерии, которые помогут распознать одаренных детей | YAMAMA

5. Опыт создания условий развития одаренных учащихся (ped-kopilka.ru)

6. Создание условий для развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении и дома (infourok.ru)

7. Методические рекомендации по выявлению одаренных детей | Методическая разработка на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

8. Одаренные дети (edusite.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

 Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ

Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ...