Семинар – практикум для педагогов «Семейные ценности как основа специфических функций семьи»
методическая разработка

Виноградова Наталья Сергеевна

Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений. Семейные ценности – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_semeynye_tsennosti_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов

«Семейные ценности как основа специфических функций семьи»

Разработал воспитатель:

 Виноградова Наталья Сергеевна

г. Нягань

Семинар – практикум для педагогов

 «Семейные ценности как основа специфических функций семьи».

Если взять Любовь и Верность,

К ним добавить чувство Нежность,

Все умножить на года

То получится – Семья!

Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений.

Семейные ценности – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

В чем отличие семейных традиций от семейных ценностей?

Приведу несколько примеров какие могут быть семейные ценности, но в каждой семье их нужно обсуждать индивидуально и этот список может быть значительно больше:

Доверие и уважение

Хранить верность друг другу

Каждый имеет право иметь свою точку зрения

Реагировать только на конструктивную критику

Стремиться к безусловной любви (с полным принятием каждого члена семьи)

Быть благодарными друг другу, жизни, и Богу

Уметь выслушивать собеседника не перебивая

Если чувствуешь себя виноватым перед близким, попроси прощения

А вот пример некоторых семейных традиций, которые обязательно обсуждаются со всеми членами семьи, и воплощаются только с согласия всех, без насилия и принуждения.

Совместная уборка в квартире по выходным

Составление родословной или родовая книга и фото рода (в такой книге можно писать напутствия, обращения к своим потомкам, благодарность предками, говорить о достижениях каждого)

Поминовение умерших

Забота о природе, о матушке Земле (субботники, волонтерские проекты)

Читать перед сном всей семьей мудрые книги, притчи, истории выдающихся людей, или священные писания. Обсуждать что откликнулось.

Совместный досуг, игра в настольные игры

Вместе посещать храм и молиться за близких. Молитва перед едой

На одни день поменяться местами родителям и детям и дать младшим право сегодня «быть у руля» (день самоуправления)

Приглашать гостей, готовить пир, угощать

Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений.

Семейные ценности – «это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов»

В процессе жизнедеятельности постепенная «переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения перестройки его взаимоотношений с миром, другими людьми. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности личности»

В структуре ценностей обычно выделяют три интегративных компонента:

- познавательный; - эмоциональный; - поведенческий.

Основное назначение семьи, как указывают практически все авторы - психологи и социологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Не рассматривая подробно различные подходы к определению основного «интегрирующего фактора семьи», можно отметить, что различные стороны семейной жизни обозначают понятием функции семьи, в основе которых лежат семейные ценности.

В психологии семейных отношений сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов, называется функцией семьи [6, с.63].

Именно функции семьи определяют ценности семейной жизни.

В зависимости от стадии развития семейного цикла у супругов происходит динамика семейных ценностей, что способствует переходу семейных отношений на другой уровень существования. Те функции, которые позволяют отличить семью от других институтов, называют специфическими.

Согласно А.Г. Харчеву, «специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах»

К специфическим функциям семьи относят: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию духовного (культурного) общения, функцию первичного социального контроля и другие функции.

Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д.

Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект – постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Влияние хозяйственно-бытовой функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению психологического климата в семье, нравственному и трудовому воспитанию детей, укреплению супружеских взаимоотношений. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье влияние, несомненно, будет негативным.

С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьей - вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Это самый прогрессивный метод семейного управления, к которому надо стремиться каждой семье.

Эмоционально-психологическая функция семьи - удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье (споры, ссоры, разногласия) считаются отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи. Отсутствие взаимопонимания приводит к чувству внутренней пустоты, подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному снижению работоспособности человека. Необходимо отметить, что всякий разлад в отношениях родителей отражается на характере детей, в той или иной мере травмирует их.

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Повышению роли этой функции способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.

Семья – «единый коллектив, однако, интересы у членов семьи могут быть различными. И игнорирование интересов порой может привести к конфликтным вспышкам. В целом эта функция является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое».

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми появившимися условиями. Так, качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.

Ученые по-разному подходят к иерархии функций семьи. Так, Л. Я. Гозман в качестве «важнейшей функции семьи» в современных условиях определяет функцию «обеспечения психологического комфорта и эмоциональной поддержки людьми друг друга», а репродуктивную функцию рассматривает как частный случай «потребности в эмоциональных контактах, поскольку от детей ждут прежде всего не материальной поддержки, а эмоционального тепла и любви».

В ДОУ для формирования семейных ценностей и традиций используются следующие формы работы с дошкольниками:

- беседы;

- сюжетно-ролевые игры;

- совместные семейные праздники;

- совместные спортивные мероприятия;

- совместный просмотр и обсуждение театральных и кинопремьер;

- праздничные утренники, концерты;

- фотовыставки;

- совместные с родителями занятия прикладной деятельностью;

- подарки, сделанные своими руками.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

Направления работы с родителями:

•        педагогический мониторинг (позволяет изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях);

•        педагогическая поддержка (осуществляется воспитателями, учитывая интересы родителей с целью удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей, педагог организует разные формы взаимодействия);

•        педагогическое образование родителей (воспитатель учитывает развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям устанавливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни);

•        совместная деятельность педагогов и родителей (заключается в организации совместных детско-родительских проектов поисково-познавательной и творческой направленности, организации различных форм совместной деятельности - игры, конкурсы, викторины, сюрпризы).

В детском саду для формирования семейных ценностей и традиций воспитанников воспитатели используются следующие формы работы:

концерты «Я талантлив», где семьям предлагалось продемонстрировать свои таланты.

Привлечение семей к участию в совместных спортивных мероприятиях «Летние семейные игры», «Спартакиада», «Зимние семейные игры», «Лыжные гонки», «Велопробег», и такое совместное участия вызывает массу положительных эмоций и создает особую атмосферу.

В группах проводят беседы по темам «Наша дружная семейка» «Доброта живет по всюду», разговор идет о моральных и нравственных ценностях, о милосердии, уважении к старшим.

Участие родителей и детей в Акциях: «Открытка Ветеранам», «Покорми птиц зимой», «Окна России», «Час земли», «Добрые дела» (собери батарейку, крышки доброты, помоги животным из приюта) формирует уважительное, внимательное, теплое отношение к природе и к миру в целом.

Акция «Ребёнок и дорога» – проходила в виде бесед и игр, где подчеркивалась важность соблюдения правила поведения на дорогах. На родительских собраниях велись беседы о важности собственного примера соблюдения правил дорожного движения.

Проводятся совместно досуговые семейные конкурсы декоративно-прикладного и изобразительного творчества: «Мама – главный в мире человек», «Древо профессий моей семьи», «Герб моей семьи», «Моя Ярославия», «Профессии в лицах», «Семейные ценности», «Мы – эко-волонтеры», конкурсы направлены на развитие творческих способностей, сохранение семейных традиций, пропаганду культурных и нравственных ценностей и почитание всех членов семьи,

Проведение семейных праздников, утренников: «23 февраля», «8 марта», «9 мая» приглашались все члены семьи, а изготовление детьми совместно с воспитателями подарков для родных и близких способствует укреплению семейных традиций, формирует чувства, гордости, нежности, любви и уважения.

Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций - это усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

 Список использованной литературы

Азаров, Ю.Н. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы [Текст] / Ю.Н. Азаров. – М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.

2.Гозман, Л.Я. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека.  –  М. : Изд-во МГУ, 1987.  –  247 с.

3.Литвинова, Л.В. Специфика воспроизводства ценностных ориентаций в семье. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования [Текст] : тез. докл. научн. конф. 22-23 мая 1984 г. / Л.В. Литвинова. – Петрозаводск :Петрозав. гос. ун-т, 1984. – С. 86-89.

4.Низмутдинов, Р.А. Ценностная сфера личности как фактор организации её взаимодействия с миром [Текст] / Р.А. Низмутдинов // Вестник НАПК. 2005.  –  № 2. –  С. 32-40.

5.Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости [Текст] / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Вопросы психологии.  – 1981.  –  № 6.  –  С. 98-101.

6.Петрова, Е.В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях [Текст] / Е.В. Петрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  – Челябинск: Два комсомольца, 2013.  –  С. 63-65.

7.Сатир, В. Психотерапия семьи [Текст] / В. Сатир.  –  М. : Речь, 2001.

8.Харчев, А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа [Текст] / А.Г. Харчев // Социологические исследования. — 2006. — № 3. — С. 23-33.

Виноградова Наталья Сергеевна, воспитатель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой семинар-практикум для педагогов "Становление ценностей здорового образа жизни"

Данный семинар-практикум предназначен для педагогов и расчитан на три семинара в году. Он предполагает активный вид работы, в ходе которорого рассматриваются теоретические вопросы здоровья и образа жи...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов МДОУ «ЦЕННОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма корр...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости....

Семинар-практикум для родителей "Великая ценность каждого человека - здоровье"

Добрый вечер, дорогие гости!Очень рады, папы, мамы,Что вы к нам пришли,Для нас времечко нашли!...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум «Одарённый ребёнок — особая ценность для общества»

laquo;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В. А. Сухомлинский...