Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительное путешествие»
план-конспект занятия (средняя группа)

Виноградова Наталья Сергеевна

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.
Задачи:
Образовательные:

-Формировать представления детей о свойствах песка;
-Формировать навыки экспериментирования с песком;
-Обогащать тактильный опыт детей;
-Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
Развивающие:
-Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные:
-Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
-Воспитывать аккуратность;
-Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Конспект

образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста

по познавательному развитию
«Удивительное путешествие»



                                                       Разработчик:

                                                                                          воспитатель

                                                                                           Виноградова

                                                                                                      Наталья Сергеевна

Нягань

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать представления детей о свойствах песка;
-Формировать навыки экспериментирования с песком;
-Обогащать тактильный опыт детей;
-Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
Развивающие:
-Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные: 
-Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
-Воспитывать аккуратность;
-Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование: 
-Столы и стулья на каждого ребенка;
-Емкость с водой для мытья рук, салфетки по количеству детей; фартуки по количеству детей
-Подносы с песком по количеству детей:
-Игрушечный телефон;
-Песочные столы;
-Совочки, формочки по количеству детей;
-Лейка, поднос;
-Зайчики на палочке по числу детей.

Ход занятия:

Организационный момент:
(Дети заходят в группу, проходят за столы, перед каждым ребенком поднос с песком, закрытый салфеткой).
Игра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Воспитатель: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Воспитатель

кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Воспитатель напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Воспитатель говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться».

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые подносы стоят на столах перед вами. А что в них, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Загадка:
Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я?
(Песок)
Воспитатель: правильно, снимите салфетки, перед вами песок
Воспитатель: скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (ответы детей, раздается телефонный звонок).
Воспитатель: ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит! Алло (разговаривает с зайкой). 
Воспитатель: ребята, нам с вами только, что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке? (Ответы детей).
Воспитатель: но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком. При игре с песком нам необходимо надеть фартук, чтобы содержать свою одежду в чистоте (дети одевают фартуки). Ребята давайте вспомним
Правила игры с песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Ярко солнышко сияет,
И ребяток приглашает,
Поиграть в «Песочный дворик».
И в волшебный наш песочек,
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.
Игра «Чувствительные ладошки» 
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Воспитатель: давай поздороваемся с песочком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.
Воспитатель: ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный.) Молодцы!
Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.
Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок:
-дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
-дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
-перетирает песок между пальцами, ладонями.
Игра «Необыкновенные следы» 
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Воспитатель: А теперь покажем, как
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой
(в разных направлениях). 
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых
(можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). 
Воспитатель: посмотрите, какие получились интересные следы.
Игра «Песочный дождик» 
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Воспитатель: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.) 
Воспитатель: посмотрите, как песочек сыплется струйкой. (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).
Воспитатель:
 давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем; как сыплется песочек: струйкой, повторите. (Повтор детей) 
Воспитатель: ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (Высказывания детей).
Воспитатель: правильно, на песке, мы можем рисовать.
Воспитатель предлагает детям подойти к «Волшебной песочнице».
Воспитатель: я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: дорожку, травку, солнышко (Дети рисуют). Молодцы! Весело играли, а теперь пойдем готовить угощение.
Воспитатель: Сколько нового, мы сегодня узнали о песке: на нем можно оставлять следы, отпечатки; на нем можно рисовать, его можно пересыпать; а еще из него мы будем лепить куличики в подарок зайке на день рождение.
Воспитатель: А помните сказку «Колобок»? Как бабка стряпала колобок, покажем!
Разогреем свои ручки.
Пальчиковая гимнастика «Колобок».
Бабка намела муки
(выполняют плавные движения кистями рук к себе).
Наскребла соли
(медленно сжимают и разжимают кулаки). 
Посолила
(собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками).
Помешала тесто
(круговые движения в разных направлениях).
Слепила колобок (имитируют лепку колобка).
Покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке; против часовой стрелки). 
Маслом помазала
(гладят одной ладонью другую). 
В печку жаркую поставила
(дышат на ладонь теплым воздухом).
И положила остудить на окошко (дуют на ладони). 
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём формочки и будем готовить угощения (дети пробуют слепить из сухого песка куличики, не получается).
Воспитатель:
Ребята, а почему не получаются у вас куличи? Что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположение детей).
Воспитатель: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струей из кувшина.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Воспитатель обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок
(воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок). 
Воспитатель: А теперь, можно лепить угощение.
Игра «Я пеку, пеку» 
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочные столы, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка куличики. Для этого влажный песок совочком накладывают в формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. "Кулич" готов.
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей).
Воспитатель:
 посмотрите на свои руки, они грязные, какие они? Верно, прежде чем мы отправимся к зайке в гости, что мы должны сделать? мы должны с вами, вымыть руки, чтобы они стали чистыми (дети моют руки, вытирают их о салфетки, снимают фартуки).
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Воспитатель: Молодцы!
Какие вы все ладные, чистые, нарядные!
Алёша – умница,
Максим– красавец,
Андрюша – молодец!
Максим – удалец!
Все у нас хорошие,
Все у нас пригожие.
Воспитатель: теперь мы можем отправляться в гости к зайке.
Физкультминутка: 
Встали дети в круг, в круг.
Кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед.
Ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так,
Побежали, побежали,
И к зайке прибежали.
Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук
(дети стучаться в дверь, появляется зайка).
Воспитатель:
 Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих лесных гостей.
Зайка: здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли,
Зайка: А у меня есть для вас сюрприз!
Зайка глазками моргал,
Других зайчиков искал.
Вот их сколько посмотрите,
Зайчиков скорей берите.
(Дети берут зайчиков на палочках и выполняют гимнастику для глаз «Зайка»)
Гимнастика для глаз “Зайка”. 
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка – вправо, зайка влево,
Ах, какой зайчонок смелый.
Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз! (Спасибо).
Зайка: как мне весело с вами ребята. Давайте еще поиграем!
Воспитатель: Спасибо тебе зайка за приглашения, но уже поздно и нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: А что еще нужно говорить, когда уходишь? (Ответы детей, прощаются, уходят).
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей
! (Ходьба на месте.)
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Покружились, покружились,

Снова в группе очутились.

Воспитатель: Молодцы! Все весело играли, на этом наше занятие заканчивается. Спасибо!

Виноградова Наталья Сергеевна, воспитатель

МАДОУ города  Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возрастапо конструированию «Домики для сказочных героев».

Цель:  создать условия для проявления инициативы и самостоятельности у детей.Задачи: развивать умение работать по готовым графическим схемамразвивать умение анализировать объект, видеть основные ...

Статья «Формирование у детей среднего дошкольного возраста познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»

«Формирование у детей среднего дошкольного возрастапознавательных интересов, потребности в самостоятельнойпоисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе по познавательному развитию «Удивительный мир птиц».

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе по познавательному развитию«Удивительный мир птиц»....

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в процессе игр-путешествий"

В презентации представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у средних дошкольников в процессе игр-путешествий....

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста «Удивительная страна звуков. Путешествие с Карлсоном»

Задачи. Речевое развитие:-уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».-формировать правильное  произношение звуков.Социально-коммуникативное развитие:-развивать мышление, речев...

деятельности по обобщающей теме «Осень» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР. «Увлекательное путешествие с лунной пчелой или как Лунтик узнал про осень»».

Лексическая тема: «Осень», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь»Цель: закрепление и обобщение знаний детей по темам: «Осень», «О...