Картотека "Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"
картотека

Семенова Ирина Викторовна

 "Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekologicheskih_igr.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека экологических игр для детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста»                                              

     

  УГАДАЙ  ПРАВИЛО.

Цель:  Описать  поведение  человека  по  отношению  к  объектам  природы,

объяснить эти действия.

Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй

гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не

уничтожай грибы, не лови бабочек и др. насекомых, не ломай ветки деревьев

и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу,

не мусори и др.

Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими

словами  передают  смысл  правила.  После  усвоения  правил  рисунки

используются для обозначения действий на экологической тропе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СВЕТОФОР.

Цель:  Уточнить  экологические  знания  детей,  раскрывающие  взаимосвязь

между объектами природы.

Материал:    3  кружка:  красный,  желтый,  зеленый.  Картинки:  мальчик

выбрасывает  мусор  на  улице,  мальчик  гуляет  с  собакой,  мальчик  ловит

бабочек,  мальчик  белит  дерево,  мальчик  сажает  цветы,  мальчик  делает

кормушку и т.д.

Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.

Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.

Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.

Желтый цвет -будь осторожен!  Не нанеси вреда.

 НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.

Цель:  Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей

связную речь.

Материал:  Картинки изображающие настроение «природы».

Ход игры: Детям предлагается картинка-  «настроение природы», плохая или

хорошая ситуация в природе. Дети должнф объяснить настроение природы.

МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».

Цель:  Учить  находить,  называть  и  описывать  комнатные  растения  по

характерным признакам.

Материал: Комнатные растения.

Ход  игры:  Выбирается  продавец,  у  которого  магазин  «Цветы»  (на  столе

расставляются комнатные растения). Покупатели дети - описывают комнатное

растение,  не  называя  его.  Продавец  должен  узнать  растение,  назвать  его  и

выдать покупку. Можно предложить образец описания.

НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.

Цель:   Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.

Материал:  Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой:

липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.

Ход  игры:    Игра  проводится  зимой  на  улице.  Детям  раздаются  семена  и

плоды.  По  сигналу  каждый  бежит к  тому  дереву, семена  которого  у него  в

руках. Дети называют дерево.

  «ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».

Цель:  Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать

связную речь, расширять словарь детей.

Материал:  Большие  карточки  с  изображением  леса,  огорода,  сада,  луга;

маленькие  карточки  с  изображением  овощей,  фруктов,  цветов,  кустов,

деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.

Ход  игры:    Детям  раздать  конверты  с  маленькими  картинками.  Педагог

показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них,

подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в

лесу, огороде, саду …»

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.

Цель:  Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса -

растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о

том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить

друг без друга.

Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.

Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем

питается  и  какое  звено  занимает  в  лесу,  обосновать  выбор.1.Образование

цепей  питания.  2.  Основание  пищевых  цепочек:  а).звено-  это  лес,  со  всем

растит.  миром;  б).  звено-  все,  кто  питается  растениями  (гусеницы,  мыши,

зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…)  д). звено- хищные

( птицы и звери).

 ЗООЛОГИЧЕСКОЕ  ЛОТО.

Цель:  Закреплять  умение  детей  классифицировать  животных:  звери,

насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.

Материал:    Большие  карты  с  изображением  разных  животных,  мелкие

картинки этих же животных.

Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает  по 1 картинке из

коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть

картинкой  на  своей  карте.  Выигрывает  самый  внимательный,  кто  не

ошибается, быстрее других заполнит карту.

«ВЕРШКИ  - КОРЕШКИ».

Цель:  Упражнять  детей  в  классификации  овощей  по  принципу:  что  у  них

съедобно — корень, или плоды на стебле.

Материал: фанты.

Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?»

Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки

или  корешки.  Тот,  кто  ошибается,  платит  фант.  Выигрывает  тот,  у  кого

осталось больше всего фантов.

Второй  вариант.  Педагог  говорит:  «Вершки»,  а  дети  вспоминают  овощи,  у

которых съедобны вершки.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек — право хода.

Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает

камешек другому, тот вспоминает другой признак.

«ЖИВОЕ  -  НЕЖИВОЕ».

Цель:  Закрепить  знания  детей  о  свойствах  живых  организмов,  о

принадлежности неживых предметов, их  значении. Развивать связную речь,

умение описывать объекты.

Ход  игры:  Дети  загадывают  предмет.  Ведущий    —  с  помощью  вопросов

должен  угадать  живое  или  неживое  загадали.  Если  живое  —  выяснить  его

свойства.  Если  неживое  —  это  явление  природы  или  предмет,  сделанный

руками человека, как он используется.Ведущим может быть ребенок.

«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ».  

Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке

свой корм».

Материал:  Картинки  птиц,  по  их  числу  картинки  с  кормом  (рябина,

чертополох,  зерно,  хлебные  крошки,  семечки,  лягушка,  рыба,  насекомые,

мышь и др.).

Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают

картинки с кормом, кому что по вкусу.

«ПОДБЕРИ  ЖИВОТНОЕ».

Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять

знания о классификации животных.

Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.

Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают

только картинки тех животных, которые соответствуют модели.

« ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».

Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их

передвижения.

Материал: Картинки  различных  животных,  большие  карты  по  4  в  каждой

«Летают», «Бегают», «Плавают».

Ход  игры:  Дети  заполняют  большие  карты  картинками  тех  животных,

которые относятся к данной классификации.

«НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО».

Цель:  Систематизировать  знания  об  аквариумных  рыбках:  узнавать  по

внешнему виду и правильно называть.

Материал: Картинки аквариумных рыб.

Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю

«КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».

Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Материал: Картинки  съедобных  и  несъедобных  грибов,  две  нарисованные

корзины с прорезями для грибов.

Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.

«РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»

Цель:  Закреплять  знания  о  животных  Севера,  средней  полосы,  пустынь,

экваториальных  тропических  лесов,  об  условиях,  необходимых  для  их

жизнедеятельности. Развивать связную речь.

Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика,

Африка,  тундра,  тропические  леса,  пустыня,  леса  средней  полосы  и  др.;

мелкие картинки с изображением животных.

Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания

и объясняют свой выбор.

Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.

«ЧТО  ЛИШНЕЕ?».

Цель:  Развивать  умение  детей  сравнивать,  обобщать,  классифицировать,

аргументировать свой выбор.

Материал:  Картинки  с  изображением  овощей,  фруктов,  зверей,  птиц,

насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.

 

Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен

найти его и объяснить свой выбор.

 «КРУГЛЫЙ  ГОД».

Цель: Закреплять умение  видеть  признаки сезонных изменений  в  погоде, у

растений, в поведении животных, жизни людей.

Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4  сектора разного

цвета (белый — зима, зеленый — весна, розовый — лето, желтый — осень),

серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и

др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное

время года; труд людей; развлечения детей).

Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету

сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.

«СОСТАВЬ  БУКЕТ».

Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные

цветы, называть их, составлять из них букеты.

Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением

разных цветов.

Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в

них, назвать их и определить, к какому виду относятся.

Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.

«КАКАЯ  СЕГОДНЯ  ПОГОДА».

Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о

ней.

Материал:  Рисунки-символы:  дождь,  снег,  солнце,  пасмурно,  ветер,  град,

гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска

Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему

из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня,

а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нарисовать

 

                                                   Литература:

1.Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»  

      М., «Просвещение» 1992 г.

2. Дидактический материал по ботанике, Москва, «Рауб» «Тропикао»,    

      1994  г., 143 с.

 

3. Дрязгунова В.А., «Дидактические игры с растениями», М.:  Просвещение,  

     1981 г. 79 с.

 

4. Кавтарадзе Д.Н. Игры и активные методы обучения. – М., 2001г.  

 

5. Молодова Л.П., «Игровые экологические занятия с детьми».,Минск  

     «Асар», 2001 г., 127 с.

 6. Молодова Л.П., Кураченко И.В. «Экологические занятия и игры», Гомель,    

     1993г.  

 7. Потапова Л.М., Детям о природе,Ярославль, «Академия Холдинг»,2002

     

 8.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду, М., «Просвещение»,  

      1982г

"Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической  культуры личности. Экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя,  дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой  группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

 

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц.  В игре используется диск с записью голосов птиц.

 

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю ...»

 

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

 

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

 

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

 

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

 

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

 

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант: Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

 

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

 

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны  объяснять содержание картинки.

 

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6.  Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8.  Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

 

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

 

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1. На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2. Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3. На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4. В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5. На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

 

 «Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное  или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один -  медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

 

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

 

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

 

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

 

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок -  повторяет два предыдущих  и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

 

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица  - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

 

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

 

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

 

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

 

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном  и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

 

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2.  Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.:  «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Дети-дошкольники особенно нуждаются в правильном физическом развитии. Именно эти в годы у них закладываются привычки и навыки к занятиям физическими упражнениями. Предлагаемые ниже упражнения помогут ...

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Предлагаю игры которые можно использовать в совместной деятельности с детьми в группах и на музыкальных занятиях....

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...