Доклад для педагогов «Воспитание любви к Родине по средствам литературно-художественных произведений»
материал (старшая группа)

Серенькая Елена Сергеевна

 Доклад для педагогов

«Воспитание любви к Родине по средствам литературно-художественных произведений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

                          С. ЛИПОВКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           413087 Саратовская обл., Марксовский р-н с. Липовка у. Рабочая, д.10

                                                                       (8-4567) 6-47-93

 

 

 

 

 

Педагогический совет. 

                                                                 

                          Доклад для педагогов

«Воспитание любви к Родине по средствам литературно-художественных произведений»

 

 

 

 

 

 


         

                                                                   Подготовила воспитатель: Серенькая Е.С.

                                                     с. Липовка

                                                         2023г

 

Известный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил:

«…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

     Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература.

     При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. 

     Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: матери, отцу, бабушке, дедушке.

     Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алеша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» с трудом преодолевает сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замерзла. Необходимо обратить внимание детей в этом рассказе не только на трудолюбие Алеши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»:

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

    В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.

     В детях нужно воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям, например, к бабушке. Прекрасной иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».

     Невозможно привить любовь к Родине без знания о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.

     Практически каждая русская народная сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта.

    У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не обидел на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие он получил от каждого из них большую награду-помощь.

     Сказка «Теремок» учит умению жить мирно под одной крышей. Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные люди и т.д.

   Особое место в патриотическом воспитании детей отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне.

    Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и могучая держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

    Педагоги и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим  прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Произведения художественной литературы на военную тематику («Сказка о громком барабане» С. Могилевской, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» С. Баруздина, «На заставе» А. Барто и др.) формируют представление о храбрости, самоотверженности воинов, воспитывают к ним уважение.

     Важно подвести детей к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что народ любит свою отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. В их честь воздвигнуты памятники, их имена увековечены в названии городов, улиц.

     Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

   Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

    Познать природу во всем ее многообразии детям помогает художественная литература. Рассказы, стихи, сказки о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. 

    Литературное творчество В. Бианки – самоучитель любви к природе. Воспитанный с детства во внимательном отношении к природе, приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки и рассказы о природе.

   Этические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

    Все мы знаем, что дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Воспитанный на любви к Родине, на русских народных сказках и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.


Литература:

1.     Буре, Р.С.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой / - М.: «Просвещение», 1989.

2.     Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова, С.А. Родной край./ - М.: «Просвещение», 1985.

3.     Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника./ – М.: «Просвещение», 1987.

4.     Симонова, Е.В. Моя первая книга о России./ - М.: «Рос-МЭН», 2011.

5.     Шорыгина, Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. / – М. 2004-С.

6.     Журнал. Дошкольное воспитание. 2009. №5

 Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать

такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему

совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья

оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка.

Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом

направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги

они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В

определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например,

если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном

месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» - А.

Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» - Толстого; «Косточка»;

«Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть

положительные результаты.

На примерах героев из художественной литературы воспитываем в

ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и

считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях

можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и

волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить

беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и

подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди

окружающих.

Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот

какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.

Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к

старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной

литературы, поэзии.

В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и

теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более

общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много

стихов, песен умеют рассказывать.

Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях

любви к животным, устному народному творчеству.

Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на

литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки»,

«Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А. С. Макаренко говорил:

«Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное

воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше

будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед

всей страной».

Формы и приемы использования детской литературы в

патриотическом воспитании дошкольников

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма

у старших дошкольников является специально организованное занятие. В

рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети

слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои

впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства

недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление,

поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие

государственных символов, красоты родной природы, военной героики) –

нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов,

используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в

книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с

новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое

понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение,

потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они

воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при

чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и

привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество

мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети,

накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием,

и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое

время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих

других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с

помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и

рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки

по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений.

Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы

действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в

проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная

работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на

формирование у детей образа героя, защитника своего государства,

воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности

защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как

интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто

используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого

проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу

проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается

обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний.

Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она

направлена на основную цель, заключенную в самом празднике:

формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился

и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все

великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к

Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности

перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и

цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с

родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в

своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее

выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из

другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное

отношение к своей декламации, это выступление на празднике,

торжественное событие, где ребенок – один из главных участников.

Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и

фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты

военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице,

организовывать строительные игры на улице из песка и снега


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений

        Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина &nda...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сегодня особенно актуален вопрос- как приобщить ребенка  книге? проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро.  как известно современные дети все чаще проводят больш...

«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад

Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,  18.03.2020г....

Воспитание любви к Родине по средствам литературно-художественных произведений

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

Доклад к педагогическому совету "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"

Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений....